Все новости
КУЛЬТУРА
11 Сентября 2020, 15:50

Надежда Бабкина: «Все что происходит в Башкортостане, показательно для всей страны»

Народная артистка РСФСР пообщалась с журналистами в Уфе

В Башкирии прошел фестиваль-марафон «Песни России» во главе с Надеждой Бабкиной. 9 сентября народная артистка РСФСР встретилась с уфимскими журналистами. Она поделилась своими впечатлениями от гастролей по нашей республике, много говорила о народной культуре, отвечала на вопросы. Итак, слово Надежде Георгиевне!
Об эмоциональной поддержке
«Все что происходит на земле Башкортостана, очень символично, объединяюще и показательно для всей страны. После карантина появилась возможность нам всем повидаться. Действительно, не хлебом единым жив человек, ему нужны впечатления, эмоциональная поддержка, подпитка. Ему нужно внутреннее содержание. Нужна та энергия, которая живородящая. К окружающему миру, частицей которого ты являешься, нужно относиться бережливо и задумчиво. Все время нужно думать, что тебя окружает – какая природа, какие люди, какие традиции. Да, потому что мы разные, и это надо беречь. Почему? Потому что это основа нашей жизни, не нами и не сегодня она соткана, как кружева, и можно плести эту красоту бесконечную».
О гастролях по Башкирии
«Наши культуры давно интегрированы друг в друга. Хорошо, когда участвуешь в таком событийном мероприятии. Выйти на сцену и громыхнуть! Каждый раз сцена трясется, площадь ходуном ходит, и думаешь – какая сила, какая мощь! Вот в Кумертау мы вышли на площадь, там вертолет стоит – это такая красота! Я стою на сцене, а смотрю на вертолет, он воздействует магической какой-то силой. Ты смотришь и понимаешь, что эта «птица» летает в небе, и она сотворена людьми, умом, руками, фантазией. Понимаешь, что город стоит на этом. Там много ученых, движущих сил. И каждый раз, когда начинаем наши мероприятия, знаете, сперва затишье. Приглядываются. Сама ли приехала? Правда что ли это Бабкина? В Нефтекамске объявили: «Надежда Бабкина». Я выхожу на сцену – молчат. Потом кто-то робко захлопал. «Да я это, я, Надежда Бабкина!» – только я это произнесла, начались возгласы, и понеслось. Есть еще недоверие, видимо, кто-то когда-то кого-то обманул. Задача сегодня – вернуть жизнетворные эмоции человека для собственной реализации, для своей семьи и окружения, для своего региона и всего государства в целом. Вы, Башкортостан, конечно, резко отличаетесь от Костромской губернии, это очевидно. Здесь регион побогаче будет, честно. Побогаче во всех смыслах. Там маленькая губерния, есть свое таинство, красота. Там создавалась семья Романовых, в каждой деревне свой Сусанин, там леса сплошные. Там нет промышленности практически никакой, и развитие региона может быть только за счет туризма. Здесь у вас другие направления помимо туризма. Я вчера ехала по дороге в ваш родной город и насчитала 18 «журавликов», которые качают сами понимаем, что – нефть. Тихо качают, причем «журавлик» стоит у дома жилого. Они что – себе в ведра качают? Потом понимаешь, что это организованно и как-то отслеживается».
Фото: инстаграм Надежды Бабкиной
О коронавирусе
«Не дай Бог, какие-то вспышки, Боже упаси. Вспышки могут быть только от человеческого фактора. Вы можете спросить, почему я без маски. Дорогие мои, я переболела за всю страну. Не дай Бог кому-то испытать то, что испытала я. Я благодарна всей стране, именно всей стране, которая меня очень активно поддерживала. Это я потом узнала, когда вышла из комы, когда меня привели к жизнедеятельности. Меня в считанные минуты вытаскивали. Если бы не страна и не люди, которые меня поддерживали, вряд ли бы я одна справилась. Мои слова благодарности стране, врачам, моей семье и небесной канцелярии, которая наверху распоряжается».
О фестивале «Песни России»
«Здесь мы обогащаемся местными коллективами. Задача фестиваля состоит в том, чтобы прикоснуться к исконной самодеятельности, которая здесь и сейчас живет на этой земле. Это дает и нам возможность подчистить свои «перья», дает возможность самодеятельным коллективам почерпнуть что-то от нас, профессионалов. Идет потрясающий людской взаимообмен. И когда мы вместе объединяемся на сцене, нет никого лучше или хуже.
Наша задача – сохранить созидательный посыл, энергетический. В этом есть глобальная задача государства. Когда я формировала этот фестиваль, я ходила в Министерство культуры Российской Федерации, доказывала, что это очень важно для страны. Вы думаете, я препятствий не испытывала? Ого-го! Кому-то я не нравилась из того же Министерства культуры. Слава Богу, сейчас нравлюсь. Это ж сколько нужно было испытаний пройти! Я поблагодарила Министерство финансов, что дали какие-то средства на дорогу. Включайте в конце-концов в национальный проект. Потому что это и есть национальный проект – в разных регионах России с национальным колоритом».
О народном жанре
«В Советском Союзе были декады, фестивали, мы приезжали друг к другу, и это было бесконечно. Как только мы встали на путь новой России, почему-то о культуре резко забыли, она была на днище. А сегодня вообще считают, что национальный колорит и народный жанр – это так себе. Так вот, знайте, это основа всех основ! Национальная традиция – это не два притопа, три прихлопа, совсем не так. Это мощнейший заряд фантазии».
Об отложенном юбилее
«У меня был юбилей, но я его не отпраздновала, потому что была на больничной койке. Но я сказала, что ничего не отменяется, я переношу свой юбилей. Отмечу в течение года, когда захочу, тогда и сделаю. Сейчас все приоткрывается. У меня мероприятие должно состояться 30 сентября. На Первом канале будет съемка огромного праздничного юбилейного концерта-бенефиса. Будут звезды первой величины – Коля Басков, Лепс, Николаев, Саша Буйнов. В общем, серьезная компания. Список артистов огромный, и мы сделали вокруг них народный колорит. У нас такое творится на сцене, мы думаем, что ее в конце-концов разрушим. С нами 14 лет ездит сцена, звук, свет. Вы не представляете, ходуном все ходит, это такой комок, такой сгусток энергии, любви. Ну разве это не круто? А способна на это наша эстрада? С ужасом думаю, как я буду концерт свой «лепить» и как он будет проходить. Тут не обойтись без мощного народного присутствия».
О прессе
«Я с уважением отношусь к прессе. Правда, она всегда нелицеприятна ко мне. Это не моя проблема. Сделать себе имя на каких-то пасквилях никогда невозможно. А сделать себе имя на чем-то содержательном и глубинном, проявить свое мировоззрение и ум, правильно излагать мысль способен не каждый. К сожалению, журналистика сегодня тоже обесценивается. Тем не менее, когда подходили ко мне люди во всех городах, меня изумляли их вопросы и подход. Они не просто спрашивали: «А что, вы хорошо выглядите!», «Каким утюгом гладитесь?». Эти темы никто не поднимал. Они по-другому все рассматривают и рассуждают. Как мне с ними интересно было общаться! Потрясающе! Когда в Москве подходит журналист и начинает «бурду» нести, я говорю: «Когда подготовитесь, тогда и буду с вами разговаривать, а сейчас – до свидания». Потому что это невозможно, к сожалению. Все про какую-то грязь, копаются в каком-то барахле. «А сколько у Вас того, другого?». Ваше какое дело? Никакое. Это моя личная жизнь, туда я никого не пускаю. Все, точка».
О сцене
«Выходишь на сцену – ты идешь воевать. И всегда должно знать, что победишь. Вопрос – с кем воевать. Но уж не со зрителем. А со своими комплексами, страхами, непонятками, неуверенностью и прочим. Если от этого освободишься – флаг тебе в руки, ты успешен. А если неудобно, «вроде стесняюсь», то и не будет тебе продвижения. Наметил цель – иди!»
О Дне национального костюма
«Мы в прошлом году здесь прошли в национальных костюмах. Это был незабываемый парад. Амина Шафикова в башкирском костюме, я – в русском. Мы шли с ней рука об руку. Это так трогательно. Такая вереница двигалась по улицам, потом спустились вниз в эту «ракушечку», где Салават Юлаев. Это такая красота! Невероятно! Сколько мне надарили здесь оберегов, кукол, монисточек. У меня есть музей кукол, там куклы со всего мира. Сейчас у меня на первом плане куклы из Костромской губернии и Башкортостана».
Избранные ответы на вопросы
– Надежда Георгиевна, наблюдали ли Вы в течение своей карьеры спады и подъемы интереса к народному творчеству, и с чем это, по-Вашему мнению, было связано?
– Никогда не наблюдала спад интереса и вряд ли когда буду наблюдать. Народный жанр к себе бережливо относится. Он сам по себе оберег. И он хранит все в себе. Когда есть необходимость – выходим и делаем. Падения нет никакого, а интерес есть. Другое дело, задают вопрос, как вы смотрите на ту аутентику, которая в сегодняшнем дне трансформируется? Хорошо отношусь, очень хорошо отношусь. Это называется развитие национального колорита. Вот, например, мы выпускаем скоро сборник о том, как мы создаем новые партитуры. Берем за основу народную песню, и эта народная песня обогащается. Мелодия сохранена, идея сохранена. Обогащается подголосками, ритмикой, ведением тональности. И песня получается совсем иная, но основа сохранена. Мы никак ее не унизили, не разрушили, а сегодняшнему уху она люба.
– А то, что делает «Золотое кольцо» , – это хорошо или плохо, по-Вашему?
– Вы знаете, «Золотое кольцо», на мой взгляд, это не народный коллектив, а авторский, поет авторские песни. А я говорю про исконно народные коллективы. А что – у них есть своя публика, есть свое видение. Другое дело, что Надя (Надежда Кадышева – прим. ред.) заканчивала народное отделение, поэтому у нее такой голосок в народном жанре, а Саша Костюк, ее муж, пишет музыку. И они прекрасно сложены дуэтом. Я не вправе рассуждать, хорошо это или плохо. Если народу нравится, пусть будет так. Почему я должна быть категорична в этом плане, я же тоже не всем нравлюсь.
– Вы стали первой артисткой, которая отправилась в большое турне после карантина. Не отговаривали ли Вас близкие от гастролей?
– Конечно, нет. Они не могут меня отговорить. Наоборот, говорили, давай, маман, двигайся, удачи тебе. Мало того, я из Костромы приехала, отвела своих внучат 1 сентября в школу. Потом собрала чемоданы и прилетела в Башкортостан.
– Какие у Вас впечатления от сотрудничества с группой «Аргымак»?
– Нравятся они мне. Одним словом, просто нравятся. Я парней люблю. А вообще мне нравится их посыл, направленность, своеобразная жанровость. Они же понимают, в мире музыки много чего происходит. У них очень четкий проявленный колорит Башкортостана. Они предлагают такие вещи удивительные. Репертуар каждый раз меняют, способные ребята. И танцы шикарные, и костюмы бомбические. Мне все это нравится.
С руководителем группы "Аргымак" Ринатом Рамазановым. Фото: страничка Рината Рамазанова во "Вконтакте"
Ринат Рамазанов
– Не боитесь ли Вы, что зрители на ваших концертах могут заразиться коронавирусом?
– Они все в масках. Если человек не хочет нести ответственность за себя и за окружающих, он где-нибудь что-нибудь схватит. Нужно почаще руки мыть, флакончики с антисептиком с собой носить. Я лично не боюсь. Боятся ли они, я не знаю. Но когда я спрашиваю у публики, понравилось ли им, стоит такой шум. Скандируют: «Спа-си-бо!». Мы вызываем эмоции, а «иммунка» без эмоций никогда не работает, только поесть нужно как следует.
Фото и видео автора кроме особо указанных
Читайте также:
Надежда Бабкина спела для уфимских журналистов (видео)
НЕБО В АЛМАЗАХ, или ЧЕТЫРЕ САЛЮТА НА СЧАСТЬЕ
Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»
Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана"
во "Вконтакте": vk.com/bashpanoramamagazine
в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan
Читайте нас: