Все новости
КУЛЬТУРА
27 Января 2020, 18:45

Виктор Суздальцев: «Беру всего три краски...»

Известный российский акварелист, живописец, Народный художник Башкортостана, Заслуженный художник РФ Виктор Суздальцев в свой 80-летний юбилей представил творческий отчет в Башкирском художественном музее имени М. В. Нестерова

На выставке представлена живопись и графика Виктора Суздальцева из собраний музея и самого автора, созданные в разные периоды творчества. Перед входом в экспозиционные залы посетителей встречает портрет Виктора Суздальцева, написанный заслуженным художником РБ Вагизом Шайхетдиновым, и каталог, автором которого стала искусствовед, государственный эксперт Российской Федерации Ирина Оськина.
Этот значимый персональный проект стал первым в юбилейном году Башкирского художественного музея имени М. В. Нестерова, который 5 января 2020 года отметил 100-летие со дня открытия. Символично, что уже тогда был создан зал башкирской живописи, где разместились работы основоположника изобразительного искусства Башкортостана, Народного художника БАССР, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Тюлькина. Не прошло, как говорится, и века, как под сводами особняка Михаила Лаптева в трех залах свое творчество масштабно представил не менее титулованный мастер кисти, последователь Тюлькина Виктор Суздальцев.
Конечно, за 100 лет эти стены послужили выставочными площадями для сотен талантливых и известных художников, скульпторов, специалистов других жанров искусства Башкортостана, России и мира. Музей принимал солидные выставки, симпозиумы, конференции, форумы. Но особую теплоту его теперь уже расширенному пространству создают такие проекты, в которых продолжается тема его первой коллекции, – собрания картин певца родной природы самого Михаила Васильевича Нестерова. Подаренная городу Уфе в 1907 году, она нашла «пристанище» в особняке Лаптева только в 1920 году. «Нестеровская» природа – это профессиональная характеристика. «Природа Суздальцева» тоже теперь представляет образец передачи в красках достояния нашей республики. Повезло Башкирии с живописцами... Или башкирским художникам с Родиной?
Виктор Иванович Суздальцев признался, что взял в руки коробку цветных карандашей фабрики Сакко и Ванцетти в четыре года. И, как любой ребенок, с того момента счел себя художником. Амбициям юного Вити из города Кумертау суждено было оправдаться. Вскоре он попал в руки сосланного из Одессы талантливого педагога Аркадия Васильева.
- Тот меня научил всему, что сам успел постичь в искусстве, – вспоминает Виктор Иванович. – После его «прививки» и нескольких лет обучения в студии меня взяли сразу на второй курс Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого. Десятью годами раньше его закончил наш Александр Бурзянцев. С 1964 года я уже преподавал живопись и композицию в Уфимском педучилище. Как художник «дозревал» на природе. Она заставила меня работать...
Никогда не поймешь, когда Виктор Иванович шутит, а когда говорит серьезно. Что значит «природа заставила»? Ведь его соратники по пленэрам и многочисленные друзья покатывались со смеху, а то и досадовали в поездках по Башкирии: через каждые 500 метров Суздальцев останавливал машину, уходил в поле и подолгу рассматривал какую-нибудь цветущую куртинку, потом подзывал попутчиков полюбоваться закатом, затевал дискуссию о проникновении света...
- Собственно, большой палитры художнику и не надо, – с непроницаемым лицом вещает Суздальцев рядом со своей картиной «Бурзян» в зале музея. – Как рисуют дети? Они берут всего три цвета – желтый, красный и синий. Дети подсознательно тянутся к этим цветам. Когда Земля крутится, эти цвета превращаются в светлые пятна. – И ворчит, указывая на свою работу. – Вот тут у меня был кобальт. Именно кобальт, насыщенный такой, плотный. Теперь видите – он стал лиловый. Это акварель... Со временем она оставляет доминантные цвета, а остальные трансформируются.
О красках, цвете и свете с Виктором Ивановичем коллеги и молодежь готовы разговаривать часами. Что им, по счастью, не раз выпадало. В советские времена Суздальцеву довелось много поездить по популярным тогда экспедициям СХ СССР. Камчатка, Вологда, Приполярье, Байкал, Золотое кольцо... Бывало так: с утра он уходил с мольбертом и к обеду возвращался с двумя почти готовыми листами. После обеда снова «застывал» на сопках (полянках, взгорках, берегах) и приносил не менее трех листов.
Работоспособности и результативности Виктора Ивановича художники дивились, а вот творческое руководство не торопилось открывать ему дорогу на Всероссийские выставки. Суздальцев действовал в обход, пробивался сам, брал дипломы, лауреатские звания и ...продолжал работать в том же режиме. Статус одного из лучших акварелистов СССР обязывал. Опять же – «природа заставляла». Да какое там – «заставляла»! Влюбился в нее Виктор Иванович.
В постсоветские времена он, уже обросший друзьями и такими же «невольниками» от искусства, понял, что прежних богатых на натуру пленэров по стране, увы, не предвидится, а костер творчества надо поддерживать. Оставишь акварель – жанр не простит! Выручили друзья, соратники. Тогда, в 2004 году удалось созвать первый Всероссийский пленэр акварелистов на Иремеле.
Погода на стыке весны и лета выдалась вполне уральская: дожди, туманы, похолодание. Суздальцев называет такое состояние «мраморная стена воды». Художники прятались под козырьками утесов, устанавливали мольберты под мостом, накрывались кусками полиэтилена. Были совершенно очарованы и несказанно рады приему на приюте «Иремель». А работы получились солнечные, энергичные. Виктор Иванович любовно величает пейзажи «портретами местности».
Потом по приглашению сподвижников состоялись десанты в Калиновку Давлекановского района. С последующими презентациями, хорошей прессой. Отозвалось даже там, откуда не ждали, – спортивный Клуб охотников «Рада» стал ежегодно устраивать республиканскую выставку «Природа и охота Башкортостана». Тут уж Виктор Иванович увлек столько художников – в Республиканском выставочном зале яблоку негде было упасть.
Кстати, в охотничьей тематике мало кто из башкирских живописцев работает. Чтобы выдержать условия, некоторые пейзажисты дорисовывали на готовых картинах птиц, лосей, кабанов. Частым гостем местных акварелистов стали Народный художник РФ из Кургана Герман Травников, травник Михаил Гордеев, космонавты, ученые, пасечники, рыбаки, охотники, спортсмены. Как-то всё замысловато сплелось вокруг Суздальцева и компании. А он щедро угощал народ медком со своей пасеки и неустанно колесил по Башкирии на старенькой «Ниве».
Машину эту в творческой тусовке всякий знает. Виктор Иванович всегда берет с собой на природу коллег. А в поездке, в каком-нибудь глухом живописном местечке, всегда что-то край как бывает надо. И тогда хозяин авто извлекает из забитого подрамниками багажника нужные вещи – от ржавого гвоздя до валенок. Если кому занеможется – лечебная трава тоже имеется. Что сказать – природа, она заставляет жить по своим законам.
Как говорят специалисты, растения на переднем плане картин Суздальцева – абсолютное ноу-хау. А травник Гордеев считает, что мастер таким образом зашифровал формулу здоровья и долголетия, раскрывает сакральный смысл Создателя.
– Природа никогда не бывает скучной. Она разнообразна и выразительна. Иногда горло перехватывает от её красоты! Главное в этот момент, взявшись за кисти и краски, правильно передать цвет, свет и выбрать ракурс, – говорит Виктор Иванович.
Колоссальной лептой стала в начале третьего тысячелетия подвижническая работа Виктора Ивановича по укреплению позиций башкирской школы живописи. Союз художников Башкирии высоко оценил вклад своего многолетних трудов прежних лет секретаря организации и вручил Суздальцеву медаль «К 100-летию образования Республики Башкортостан».
Чествовали мэтра знатно, тепло, душевно. С годами у него, к сожалению, ослаб слух, так что адресовали поздравления юбиляру практически в обнимку с ним. В приветственном адресе Министра культуры Башкортостана Амины Шафиковой, в частности, говорится: «Вы принесли огромную славу изобразительному искусству Республики Башкортостан. Важнейшим компонентом Вашего миросозерцания является природа. Поэтическая наполненность, яркий и звонкий цвет, широкая гамма оттенков, обеспечивающая динамику пейзажного образа, точная композиция – профессиональные качества Ваших произведений. Лирик по своему художественному кредо, Вы тонко и остро ощущаете и умеете запечатлеть в акварельных листах и живописных полотнах неповторимость уходящего мгновения. За годы профессиональной деятельности Вы проявили себя как даровитый и самобытный художник, пользующийся заслуженным авторитетом. Ваша благородная задача по воспитанию подрастающего поколения художников неоценима».
Со словами приветствия и поздравления также выступили директор БГХМ им. М.В. Нестерова, заслуженный художник РФ и РБ Айрат Терегулов, заместитель директора по научной работе Светлана Игнатенко, заслуженный деятель искусств РФ и РБ Ирина Оськина, председатель Союза художников Башкортостана Хатип Фазылов, члены Союза художников России и Башкортостана, почётные гости, коллеги, друзья и близкие Виктора Ивановича.
– Работы, в которых заложены чувства, краски необыкновенные, понимание природы – очень чуткое и тонкое, любовно выписанные на полотне, каждый раз начинают общаться со мной, как со зрителем. Так видеть красоту может только художник. Нет уголка природы Башкирии, в котором бы не побывал Виктор Иванович. Русская пейзажная школа в своей основе учит относиться к этому миру с особым уважением. Виктор Иванович в своём творчестве пытается зрителя заразить этой любовью к миру, – подчеркнула Ирина Николаевна.
– Творчество Суздальцева принадлежит двум столетиям, – сказала главный хранитель музея, заслуженный работник культуры РФ и РБ Валентина Сорокина. – Взгляните на расплавленное золото его работ!Лирик, романтик, патриот. В его красках живет наша республика.
За чаем Виктор Иванович щедро наобещал художникам интересные поездки, помечтал о новых выставках. Всем планам – быть! Травники живут долго.
Галина САЛИХОВА.
Фото Автора и Раиля МУХАМАДЕЕВА.
P. S. Уфимцы и гости столицы могут ознакомиться с работами автора, представленными в музее им. М.В. Нестерова, до 23 февраля. Официальный сайт музея – museum-nesterov.ru.
Материалы по теме:
Трижды «браво»!
ПО-АКСАКОВСКИ, НА НАРОДНУЮ КОПЕЕЧКУ
МНОГОЯЗЫЧИЕ АККОРДОВ