Религия, как мировоззрение, формирует в культуре эстетические идеалы, актуализирует те или иные образы, благодаря чему «свои» предметы становятся узнаваемыми, имея внешние характерные признаки. Это наиболее наглядно проявляется в искусстве, в декоративно-прикладном искусстве, в частности.
Мусульманское искусство ассоциируется у нас с изысканным растительным орнаментом, арабесками и каллиграфией, в архитектуре – с заостренной аркой.
Молитвенный коврик намазлык из собрания Музея археологии и этнографии (Уфа), вышитый тамбуром
Изысканный цветочно-растительный орнамент – напоминание о рае. В башкирском орнаменте цветочно-растительные мотивы входят в орнаментальный комплекс (по Н. В. Бикбулатову и Р. Г. Кузееву), который оформился в средние века на территории Средней Азии. Цветочные мотивы выполнялись в характерной для тюркских народов технике тамбурной вышивки (эльме). При том, что формирование этого орнаментального комплекса происходило еще в домусульманский период на основе развития местных древних художественных традиций, опирающихся на искусство ранних кочевников, его образный строй оказался созвучен новой эстетике. В правильных, соразмерных, симметричных формах, ритмически организованных линиях и элементах абстрактного геометрического орнамента виделся космический порядок. Для выражения невидимой, сверхчувственной реальности идеально подходила условность отвлеченных орнаментальных форм. Этим обстоятельством объясняют преобладание в искусстве мусульманских народов орнаментальных форм над остальными.
Ислам в искусстве башкир, как и других народов, не диктовал канонов тех или иных изображений и художественных форм. Новая религия наделила новыми смыслами и образной нагрузкой ранее существовавшие формы в художественном творчестве народа. Возможно, что новые смыслы зачастую не были осознаваемы самими творцами, которые выполняли узоры, подчиняясь традиции.
Изображение кумгана на скатерти(тамбурная вышивка)
На Южном Урале – северной периферии мусульманского мира, искусство народов, принявших ислам, имело свои особенности, обусловленные местными художественным традициями. В частности, архитектура культовых построек – мечетей не повторяет среднеазиатские, ближневосточные образцы, не получают развития каллиграфическое искусство, живописная книжная миниатюра. В работах по декоративно-прикладному искусству башкир общим местом стало утверждение о том, что религиозный запрет на изображение живых существ обусловил доминирование в башкирском орнаменте абстрактных геометрических форм.
Такое утверждение не совсем верно. Запрета на изображение живых существ в Коране нет. Существуют ограничения рекомендательного характера (в хадисах). Они запрещают идолопоклонство, содержат запрет на использование тканей с изображениями, а также один хадис гласит, что «В день страшного Суда Бог накажет художников, творцов образов, потребовав от них невозможного: оживить свои творения». В другом речь идет о художнике, который спросил Ибн’Аббаса: «Так что же, я не могу больше рисовать животных? Мне больше нельзя заниматься моей профессией? – Можешь, но лишь их головы, чтобы они не походили на живых существ, или старайся, чтобы они напоминали цветы».
Но многие геометрические мотивы в башкирском орнаменте восходят истоками к культурам эпохи бронзы и роднят башкирское искусство с традициями финно-угорских народов (не исповедующих ислам). К тому же, орнамент по природе своей не является изобразительным искусством. И даже зооморфные, орнитоморфные и антропоморфные мотивы по сути не могут быть названы изображениями живых существ, так как орнамент – это искусство ритма, символа, графической стилизации исходных образов. Поэтому, присутствие их в искусстве не противоречит запрету на изображения. К тому же, изображения животных и птиц (зооморфные и орнитоморфные мотивы орнамента) известны в башкирском прикладном искусстве (мы их встречаем и в вышивке, и в резьбе по дереву). Они не были табуированы. И они появлялись там, где народная художественная традиция предполагала их присутствие.
В культуре башкир исламская идеология не имела безраздельного господства. Находясь на периферии мусульманского мира, башкиры в прошлом не были истовыми ревнителями чистоты веры (о чем существуют свидетельства в еще дореволюционных источниках). Большое значение сохраняли в культуре башкир доисламские представления и верования. И, следовательно, при этих обстоятельствах, ограничения рекомендательного характера не могли иметь столь глубоких последствий для народного искусства.
Молитвенный коврик намазлык из собрания Музея археологии и этнографии (Уфа)
Выполнен в лоскутной технике
Так в чем же тогда проявилось влияние мусульманской культуры в искусстве башкир? Отвечая на этот вопрос, можно отметить: 1) в круге украшаемых объектов присутствуют предметы, связанные с повседневной религиозной практикой (намазлыки, скатерти, расстилаемые на аяты, тюбетейки и другие); 2) в башкирском орнаменте появляются мотивы, непосредственно ассоциируемые с мусульманской традицией (изображение мечетей, кумгана, полумесяца), узоры дополняются текстами, выполненными в арабской графике (изречений, молитв) – нередко отмеченные специфические мотивы орнамента встречаются на вышеназванных предметах; 3) в некоторых видах декоративно-прикладного искусства башкир прослеживаются и некоторые стилистические черты, связанные с эстетикой мусульманской культуры.
Прежде всего, это относится к цветочно-растительному орнаменту. Иногда, как нам рассказывали во время экспедиций, композиции цветочного узора (орнаментальные заставки из книг (Корана) становились источником для вдохновения и образцами для повторения и воспроизведения их в вышивке на ткани. Старые каменные надгробия порою также выполнялись в мусульманской традиции, украшались резным орнаментом (как, например, плиты на старом кладбище Акзират у мавзолея Хусейн-бека в Чишминском районе РБ).
Орнитоморфные мотивы в вышивке хорауса (женской налобной повязки)
Молитвенный коврик намазлык присутствовал в каждом доме. Намазлыки изготавливались и украшались всеми известными башкирским мастерицам способами. Наиболее распространенным типом в конце XIX – XX вв. был текстильный намазлык, украшенный вышивкой. Кроме вышитых, существовали тканые намазлыки, а также выполненные в лоскутной технике. Особого внимания заслуживают башкирские молитвенные коврики, изготовленные из войлока. Производство войлоков для башкир-скотоводов было традиционным и древнейшим занятием, также как и у туркмен, у которых также существовала традиция изготовления войлочных намазлыков. Автор «Хозяйственного описания Пермской губернии» Н. С. Повов в начале XIX в. описывал башкирские мечети, внутри застилавшиеся войлоками.
Зооморфная ручкадеревянного ковша
При всех различиях в материале и технике у молитвенных ковриков был единый декоративный элемент, почти обязательный для них – арочная композиция. Арка ассоциировалась с нишей мечети – михрабом. В вышитых намазлыках сходство с архитектурными образами мечетей усиливается за счет изысканного растительного орнамента, расположенного за пределами арки. Даже тогда, когда намазлыки делали из войлока, на них нередко вваляным контуром, контрастным к тону основы, изображалась арка. Примечательно, что и у лоскутного намазлыка из фондов Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований УНЦ РАН верхний, зауженный край коврика имеет очертания, приближенные к арочным.
Изображение мечетей на полотенце(выборочное ткачество)
В фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований РАН хранятся различные предметы, связанные с традициями и жизненным укладом мусульман Южного Урала – башкир и татар: молитвенные коврики намазлыки, коранница и Коран, четки, тюбетейки, предметы для омовений, одежда муллы. В коллекции намазлыков представлены образцы, выполненные в различной технике: тканые и вышитые, а также намазлык, сшитый в лоскутной технике (из квадратных лоскутов).