– Аскар Амирович, у Вас уже был опыт «хождения во власть» – Вы возглавляли Министерство культуры Башкирии в 2010-2011 годах. Не считаете ли, что время, проводимое в чиновничьем кресле, идет в ущерб творческой деятельности?
– Считаю, что это время я потратил не зря. Мне хотелось поднять престиж республики, наладить культурные связи со столицами. И многое удалось сделать: впервые в Уфе выступил Валерий Гергиев, давал концерты Владимир Спиваков со своим оркестром, прошли балетный и оперный фестивали, побывал Большой драматический театр имени Товстоногова, приезжали Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Светлана Крючкова... Десятидневные гастроли этого знаменитого коллектива стали настоящим культурным событием, ведь даже в Санкт-Петербурге на спектакли этого театра попасть непросто.
Планов, конечно, было очень много, но в какой-то момент я действительно понял, что совмещать творчество и пост чиновника невозможно. Профессия певца требует полной самоотдачи – заниматься нужно ежедневно, и как только возникают паузы, легко потерять то, что наработано за многие годы, не только роли в театре, но и профессию. Сцена, пение – это для меня все же главное, а о министерском кресле можно будет подумать, наверное, когда выйду на пенсию...
Советником же врио Главы рес-публики по вопросам искусства и культуры я являюсь на общественных началах. Конечно, какие-то корректировки в гастрольный график нужно будет внести, но жертвовать самым главным в моей жизни – творчеством не придется. Буду чаще бывать на родине – опять же, ради поднятия престижа республики. В качестве советника планирую открыть общественную приемную для работников культуры и помощи им в решении насущих проблем, ведь их немало в жизни провинциальных театров, в обеспечении жильем работников культуры, необходима помощь в обновлении репертуара, возрождении клубной сельской жизни. Хотелось бы больше движения в театрах, новых имен в афишах, новых ярких проектов.
– Для Вас важно это назначение именно в Башкирии, на малой родине? А если бы Вам предложили такой статус в другом регионе или другой стране, тоже бы согласились?
– Конечно, для меня очень важно помочь новому руководителю именно моей родной республики Радию Хабирову. Столетие Башкортостана – это прекрасная дата, потому что появляется возможность реконструкции, например, Башкирского академического драматического театра имени Мажита Гафури, поддержки других региональных театров, библиотек, музеев. Все это имеет огромное значение для искусства и культуры, прежде всего, башкирского народа. Чтобы шире познакомить с его национальной культурой жителей других регионов и, в первую очередь, столицы, в июле в Москве планируется самый большой в стране Сабантуй, а осенью – большой концерт в парке Зарядье. В нем выступят не только классические певцы и оркестр, но и этнические исполнители, будут представлены мелодии и танцы башкирского народа.
– А Вы сами с народной музыкой соприкасались?
– Ну мы же – представители башкирского народа. Башкирские песни нужно петь. Именно нужно, потому что, к сожалению, это искусство уходит в небытие. И кто, если не мы, будет его возрождать своим творчеством, своим желанием?
– Я, например, стараюсь исполнять башкирские песни, выезжая на гастроли. Все привыкли, что оперные певцы поют классику, с оркестром, а когда выходишь с кураистом, все пытаются угадать: что же это будет, какие звуки инструмент сейчас издаст?
– Что реально Вы можете сделать, будучи советником руководителя региона по культуре и искусству?
– Прежде всего, надо разобраться внутри региона: что сделано, какие мероприятия проведены, понять перспективы дальнейшего развития. Точно выделить эти шаги, чтобы не делать лишнего. Потом, конечно же, нужно выходить на международную арену. Показывать республику за рубежом. Есть множество уникальных проектов, которые помогли бы поднять ее культурный престиж в мире, но встает необходимость найти для них финансирование, гранты, спонсоров. Мы всегда рады поддержке любых заинтересованных партнеров и друзей республики.
– Вам покорялись лучшие российские и мировые сцены уровня «Метрополитен опера» и «Ла Скала». А сегодня Вы, как никогда, много времени проводите в Уфе: возглавляете жюри Международного конкурса оперных певцов имени Федора Шаляпина, в конце апреля приняли участие в премьерной постановке оперы «Аттила» Джузеппе Верди на сцене Башкирского театра оперы и балета.
– Эта постановка – режиссерский дебют моего брата, обладателя премии Grammy и национальной театральной премии «Золотая маска» Ильдара Абдразакова. Она стала событием в культурной жизни не только башкирской столицы. На спектакль бронировали билеты меломаны со всей России и даже из-за рубежа. Брат доверил главную партию Аттилы мне, поскольку исполнять ее мне приходилось неоднократно на многих сценах мира. Эта партия – не самая простая, она требует выносливости, поэтому я предпочел сделать ставку на опыт. На главную женскую партию пригласили опытную певицу – на премьере Одабеллу исполнила казахская прима Жупар Габдуллина, с которой я пел партию Воинственного Гунна на открытии театра «Астана-опера».
– Кроме дебюта на уфимской сцене в опере «Аттила» Вы в этом году отмечаете две важных даты – свое 50-летие и 25-летие творчества.
– Я хочу в связи с этим дать два концерта в Уфе – приглашу участвовать в них друзей-музыкантов и, возможно, драматческих артистов. Скорее всего, концерты состоятся осенью. А до этого вместе с братом мы примем участие в концертах, посвященных столетию со дня образования республики.
– В последнее время Вы часто выступаете на малой родине и с благотворительными концертами – на «Аксаковских елках», «Бале маленьких принцесс» для детей с ограниченным возможностями, на концертах в Уфе и Стерлитамаке вместе с Академическим ансамблем песни и пляски войск Национальной гвардии, проводите мастер-классы для студентов своей альма-матер – Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова...
– В стенах Башкирского театра оперы и балета я всегда выступаю с волнением, ведь я впервые вышел на сцену именно здесь. Начинал не с пения – еще школьником подрабатывал здесь монтировщиком сцены. А вырос в семье деятелей искусства: мать – художница, отец – актер, режиссер, основатель киностудии «Башкортостан».
– В этом году ему исполнилось бы 85 лет, тоже юбилейная дата. Родиться у такого отца – это счастье или ответственность?
– Это огромное счастье. Для меня и моего брата всегда было очень важно отношение отца к творчеству. Он снимал много фильмов. В самое тяжелое время, в 1990-е годы мы ему помогали: где-то снимались, где-то подсказывали сценарий. В дальнейшем отец добился открытия первой республиканской киностудии «Башкортостан», и я очень благодарен руководству за то, что ей в этом году было присвоено имя Амира Абдразакова.
– Вы ведь и петь стали благодаря отцу, верно?
– Да. Так жизнь повернулась, что когда я закончил школу, то встал вопрос: куда идти. Отец снимал музыкальный фильм о нашем знаменитом певце, народном артисте России Радике Гарееве. В перерыве он задал мне вопрос: «А ты куда пойдешь учиться? Что тебе интересно?». Я говорю: «Мне интересно то, чем занимается отец». А через полгода жизнь моя кардинально изменилась в творческом отношении, и я попал в класс профессора Миляуши Муртазиной, которая воспитала большую плеяду певцов. Постепенно стал ставить перед собой задачи – выступать на международных конкурсах, двигаться вперед. И на одном из музыкальных конкурсов имени Глинки получил премию. Меня заметили. Когда я делал первые шаги на сцене Большого театра, у меня тряслись коленки, потому что это была сцена, на которой пел Федор Шаляпин. Мне повезло, я попал в Большой театр во время его «серебряного века», когда в нем пели Евгений Нестеренко, Юрий Мазурок, Елена Образцова – плеяда, которая гремела в те времена в СССР и во всем мире.
– Сейчас такие же молодые, с горящими глазами есть?
– Безусловно. Да, нужно таланты воспитывать. Да, нужно развивать преемственность поколений. Это очень важно. Порой идешь по коридору и слышишь, как замечательно поют певцы. Поневоле заглядываешь и что-то подсказываешь. Как-то хочется помочь людям, поскольку я сам учился в Московской консерватории, после окончания Уфимского института искусств поступил в аспирантуру к Ирине Константиновне Архиповой, народной артистке СССР, и знаю цену профессионального совета.
– Где молодым стоит учиться сейчас? Уезжать за границу?
– Неважно, где ты учишься, важно, у кого учишься. Важно мастерство. Опять-таки, русская школа – самая лучшая. Конечно, оперное пение идет из Италии, как мы все прекрасно знаем, но у русской исполнительской школы, я считаю, высокая планка.
– Назовите три аргумента, почему стоит побывать в Башкирии.
– Ни для кого не секрет, что Башкирия – это замечательный мед. Второй аргумент – это потрясающая природа: горы, леса, степи. И третий аргумент – это прекрасные, гостеприимные люди, уникальная культура. Милости просим!