– Как Вы оцениваете перспективы сотрудничест-ва Индии и Башкортостана?
– У меня остались самые теплые впечатления от Форума малого бизнеса регионов стран ШОС и БРИКС. Мы начали обсуждать несколько проектов по расширению кооперации, и участие республики в IndusFood – только начало. Для продолжения, думаю, и нашему Совету, и уфимскому форуму нужно активно продолжать организовывать общение наших предпринимателей, возможно, в несколько измененном формате. Так, я бы посоветовал перевести уфимский форум из разряда федерального в событие, во главе угла которого стояли бы более конкретные, региональные интересы. Эффективнее сделать ключевым вопросом инвестирование в республику.
Для примера: Индия сегодня использует любую возможность для освоения новых рынков сбыта, в каждом штате проводится более 10 тысяч конференций для малого бизнеса! Башкирским производителям тоже давно пора больше выходить на международный уровень и показывать свой товар на выставках, форумах. Далеко не все умеют это делать правильно, не гибки в ценовой политике. Но буду рад, если наши взаимоотношения выйдут в этом году на новый уровень. Мы готовимся открыть в Москве постоянное представительство TPCI, Совет по содействию торговле Индии с Россией и странами СНГ, и я убежден, что это упростит интеграцию.
– Как родился Indusfood? Может, и Башкортостан мог бы перенять этот опыт?
– Два года назад в TPCI мы проанализировали рынок и разработали стратегическую программу для продвижения индийских продуктов. Уделили большое внимание маркетингу, упаковке, правилам дистрибуции. Программа оказалась интересна правительству Индии, и ее превратили в государственную агропромышленную программу, первый подобный проект по развитию агроэкспорта с момента получения Индией независимости. Главным его инструментом стало создание международной платформы для общения производителей продуктов питания – ежегодная выставка IndusFood, но не только!
Коренной проблемой было отсутствие у наших фермеров возможностей для хранения скоропортящегося урожая, к тому же выручку за него они получают очень небольшую, так что некоторые даже предпочитают уничтожать выращенное. Удавалось реализовать лишь около 10% получаемого урожая! Для решения проблемы с 2018 года правительство Индии взяло на себя роль посредника в организации доставки продуктов до импортеров и предприятий пищевой промышленности и начало создавать сети заготовительных пунктов, оснащенных холодильным оборудованием. На строительство 200 таких мегафудпарков выделено 10 млн долларов, сейчас уже работает первых пятнадцать. Правительство страны предоставляет земли под строительство таких центров и оборудование в пользование бесплатно, а каждому взявшемуся за строительство мегафудпарка еще и выделяется грант в один миллион долларов.
– Актуальна ли такая система в России, Башкортостане?
– В России уже действует достаточно сильная система переработки. Думаю, однако, подобным образом можно было бы помочь фермерам и небольшим хозяйствам расширить ассортимент.
Башкортостан в Дели в числе прочих представлял уникальный делегат – индиец Джитендер Тивари, уже 17 лет живущий и ведущий бизнес в Уфе. Он увлечен идеей доставки в наши суровые края экзотических фруктов из Индии. Они пока встречаются разве что в магазинах премиум-класса и недоступны большинству по цене. Мешают отсутствие логистических центров для небольших магазинов и некоторые ограничения на импорт продукции в Россию...
В российском законодательстве, к сожалению, остается немало запретов на импорт из Индии, например, на молочную продукцию. Россия – большой импортер морепродуктов, но индийские компании не могут пройти регистрацию согласно требованиям Россельхознадзора. Сейчас Индия ведет переговоры о вхождении страны в Соглашение о зоне свободной торговли ЕвразЭС, но для этого нужно одобрение всех входящих в него государств. Мы ждем решения этого вопроса. В Индии нам тоже хотелось бы видеть популярные российские товары, в том числе ваш мед. Необходимо расширять взаимную торговлю.