Все новости
БИЗНЕС
8 Февраля 2018, 16:53

ПОДКЛЮЧИТЬСЯ К ПОТОКУ, или как Башкортостан вступает в эру цифровой экономики

Цифровые технологии за неполные двадцать лет текущего столетия настолько глубоко проникли своими корнями в нашу жизнь и густо оплели ее своими сетями, что трудно представить современный социум без «цифры». В Послании Федеральному Собранию РФ в 2016 году Президент РФ Владимир Путин заметил: «Предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики. В ее реализации будем опираться именно на российские компании, научные, исследовательские и инжиниринговые центры страны».

Если брать во внимание научную точку зрения, то профессор Массачусетского технологического института Шерри Теркл перефразировал философский постулат: «Я делюсь информацией, следовательно, существую. Чтобы чувствовать себя полноценными, мы должны быть подключены к информационным потокам. Нам кажется, что это сделает нас менее одинокими». С мнением профессора нельзя не согласиться – человек и электронная информация переживают процесс диффузии, и уже трудно отследить, какая сторона в этом процессе превалирует. В России дуновение ветра «электроинформационных» перемен ощущалось с начала нулевых. Оно то усиливалось, то ослабевало, но, надо отдать должное, не прекращалось. И наконец в прошлом году тема оцифровывания многих сторон нашей жизни приобрела осязаемые черты.
В 2017 году Глава государства на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам подчеркнул: «Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой экономики – это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний».
Более того, Владимир Путин сравнил задачу развития цифровой экономики России с электрификацией страны в XX веке: «Его действительно сравнивают с теми прорывными преобразованиями, которые на разных исторических этапах позволяли России сделать серьезный шаг вперед, укрепить свою позицию в мире. В их ряду – строительство железных дорог в конце XIX века или электрификация страны первой половины XX века».
Категория «цифровая экономика» окончательно стала рабочей на экономическом пространстве России. Но в чем ее особенность?
– Понятие «цифровая экономика» сформулировано в Распоряжении Правительства РФ от 28 июля 2017 г. и определяет ее политику до 2024 года, – разъясняет председатель Государственного комитета РБ по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» Расул Таипов. – Это экономическая деятельность и социальные взаимоотношения, в основе которых лежит цифровая обработка информации. Она касается рынка и сфер деятельности, где осуществляется взаимодействие поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг. Касается платформы и технологии, где формируются их компетенции, среды, которая создает условия для их развития и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.
В Федеральной программе прописаны направления развития в области совершенствования правового регулирования результатов интеллектуальной деятельности и антимонопольного законодательства и правового регулирования на финансовых рынках, разработка образовательных и профессиональных стандартов, государственное стимулирование выплат на обучение компетенциям цифровой экономики детей и взрослых.
– Иными словами, цифровая экономика предусматривает государственную систему исполнительной власти, выступающей в роли заказчика, – продолжает Расул Таипов. – Крупные компании, общественные организации выступают как эксперты и потенциальные исполнители задач, поставленных на уровне государства. Так формируется некий проектный офис, куда входят государство и бизнес. По сути это социальный лифт, для того чтобы наши предприятия были вовлечены в процесс планирования и более оперативно формировали разработки, а государство могло бы доносить свои пожелания.
Руководитель информационного ведомства делит поле цифровой экономики в рамках республики условно на три ветви. Первая – государство в лице госкомитета, вторая – IT-компании в лице Ассоциации развития информационных технологий РБ. Кстати, эта структура была создана в республике до формирования плотного внедрения цифровой экономики. И третья – формирование компетенции граждан для полноценного использования знаний и технологий, которые, хотим мы или нет, глубоко вошли в нашу жизнь. Это три кита, на которых Башкортостан намерен идти вперед и достигнуть больших результатов.
– Мы понимаем, что у нас есть перспективы развития в этом направлении, но они возможны лишь в триединстве действий, – подчеркивает Расул Таипов. – Кроме того, нам необходимо формирование площадок взаимодействия. На них участники цифровой экономики получат развитие и смогут узнать о трендах, понять свою конфигурацию и роль в этой системе, наладить диалог с крупными игроками в этой отрасли и начать свой проект.
В Башкортостане одно из первых выступлений на заданную тему состоялось в августе прошлого года на оперативном совещании Правительства республики. Ринат Шагалин, возглавлявший в тот момент республиканский госкомитет по информатизации, изложил Премьер-министру Правительства РБ Рустэму Марданову и коллегам основные положения Федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством России в июле 2017 года. Он сообщил, что федеральный проект предусматривает развитие электронного образования, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и электронного правительства. Наш регион подключился к проекту, однако в Башкортостане он реализуется в рамках региональной госпрограммы «Развитие информационного общества». Это связано с тем, что часть пунктов программы уже работает.
В РБ ведется работа по созданию республиканского технополиса, который даст возможность наращивать кадровые, интеллектуальные и технологические преимущества и создавать отечественные продукты, способствующие развитию цифровой экономики региона. Также продолжается формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей высокий уровень качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, развитие электронного образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий, развитие различных сервисов, направленных на повышение открытости государственного управления в регионе.
На той оперативке Премьер-министр Правительства РБ Рустэм Марданов поручил сформировать проектный офис для разработки и реализации государственной программы «Цифровая экономика Республики Башкортостан». Внедрение цифровой экономики в Башкортостане, да и в целом в стране, будет многоступенчатым процессом. Цифровая экономика перестает быть новшеством и требует серьезного осмысления и восприятия. Тем более, у нас есть определенные достижения. Прежде всего имеется в виду продвижение Башкортостана в рейтинге развития регионов по уровню развития информационно-коммуникационных технологий с 31-го на 7-е место.
Кроме этого на Всероссийском конкурсе региональной информатизации «Проф-IT» в номинации «IT в образовании» республика выступила с проектом «Современная цифровая образовательная среда» и заняла первое место. Потенциал Башкортостана позволяет ему работать в поле цифровой экономики на постоянной скорости. Промышленность, здравоохранение, образование, бизнес и конечно же люди станут основой новации. Но потенциал так и останется потенциалом, если не будут приложены усилия к тому, чтобы этот потенциал превратился в результат.
Такая мысль прозвучала на Первом Республиканском IT-форуме «Смарт-регион 2017. Цифровая экономика. Возможности электронного обучения». Организаторами форума выступили Государственный комитет РБ по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» совместно с республиканскими Ассоциацией развития информационных технологий и Ассоциацией образовательных организаций «Электронное образование РБ». На форуме вице-президент Торгово-промышленной палаты РБ Дмитрий Шаронов очень точно подметил настроение участников:
– Потенциал – всего лишь возможность, один из инструментов. И если кому-то удается получить статус отечественного производителя, поставлять свою продукцию, соответствующую требованиям, вместо импортного продукта, то это, к сожалению, единичный факт. Мы сталкиваемся с этим каждый день. Идет постоянная, ежедневная борьба по продаже новых технологий, оборудования. Нам приходится доказывать, что мы не хуже. Мы постоянно декларируем, что хотим быть богатыми, сильными и работать на экспорт. Но взгляните на ситуацию с другой стороны. Понадобилось около шести лет, чтобы на законодательном уровне постановить, что наш софт в приоритете.
Для бесперебойного «пуско-наладочного» старта программы необходима грамотная законотворческая реакция. Депутат Государственной Думы ФС РФ Ильдар Бикбаев считает необходимым разработку понятийного аппарата для осуществления законодательного регулирования цифровой экономики. Кроме этого парламентарий говорит о создании цифрового кодекса, который, позволит создать единые правила регулирования в цифровой экономике.
– Цель программы внедрения цифровой экономики в числе других, не менее важных, – это создание правовых условий для развития цифровой экономики и ее интеграции в Евразийский экономический союз, – объясняет Ильдар Бикбаев. – Российское законодательство должно успевать за развитием цифровой экономики, иначе страна утратит конкурентные преимущества в этой сфере. В настоящее время нормативно-правовая база в этой области находится в зачаточном состоянии и достигнет своего пика к 2024 году. По нашим данным, основная законотворческая работа возложена на этот и следующий годы, когда будет разрабатываться понятийный аппарат и вопросы условий для развития цифровой экономики и устранения препятствий перед ней. Необходим, как считает Минэкономразвития, единый комплексный закон по регулированию цифровой экономики, который произведет переворот в законодательном пространстве.
Разумеется, как и во всех других колоссальных проектах, цифровая экономика и ее ввод в общество должны предусмотреть под собой образовательную базу. И если старшее поколение настроено более консервативно и считает правильным дойти до «окошка кассы», то трудоспособная часть населения и особенно ее молодежная прослойка реализуют возможности цифрового пространства и считают его нормой.
Аудитория интернета в России весной 2017 года достигла 71% населения страны, прирост количества пользователей интернета за последний год составил 2%. Пользователями социальных сетей являются 60% населения страны. По числу интернет-пользователей Башкортостан вошел в первую десятку российских субъектов. Несмотря на это, для максимального охвата всего населения и более грамотного использования «цифры» необходимо образование, что также предусмотрено программой по цифровой экономике.
В Башкортостане в сентябре 2015 года утвержден План мероприятий по развитию электронного образования до 2020 года. Один из ключевых тезисов «дорожной карты» – необходимо повышать общий уровень знаний населения в области информационно-коммуникационных технологий, расширения масштаба и перечня использования государственных услуг в электронной форме.
– Любая экономика обеспечивается образованием, в том числе просвещением. Цифровая экономика, соответственно, электронным образованием и соответствующими инструментами, – говорит Председатель Ассоциации образовательных организаций РБ «Электронное образование РБ» Илья Кудинов. – Дмитрий Медведев подписал пять приоритетных проектов, среди которых не последнее место занимает проект «Современная цифровая образовательная среда РФ». Однако до этого у нас в республике уже была сформирована наработка по реализации дорожной карты развития электронного образования. И мы анализируем нашу деятельность с теми векторами, которые предлагает федеральное правительство. И где-то с удивлением, где-то с одобрением обнаружили, что мы, оказывается, выбрали абсолютно те же направления и уже продвинулись вперед. То есть власть заложила задачи в 2017 году, а мы уже их решили двумя годами ранее. Анализ показал, что мы опережаем федеральную программу почти на 66%.
Портал «Электронное образование Республики Башкортостан» включает в себя в том числе и бесплатные электронные курсы федерального портала «Национальная платформа открытого образования». Электронная платформа предлагает своим посетителям курсы по базовым дисциплинам, изучаемым во многих российских университетах. Пользователи «Электронного образования» могут заглянуть и на сайт «Национальная электронная библиотека». Теперь она объединила в себе фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровней, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей.
– Цифровая экономика конечно же гораздо шире границ, представляемых на уровне обывателя. Важно, что государство привлекло научное сообщество к определению ключевых направлений будущего общества, – считает кандидат технических наук, руководитель Центра изучения человеческого потенциала Института стратегических исследований РБ Денис Попов. – И ставка на электронное образование – это уже взгляд за 2030 год, когда свободный обмен информацией будет приоритетом, а 70 процентов нынешнего образовательного контента потребует кардинальной ревизии. На недавнем форсайте «Кама – рынки будущего» именно образовательный рынок был рассмотрен как наиболее требующий перемен.
Процесс «оцифровки» современных экономики и образования, а в перспективе и других институтов уже вряд ли можно считать эфемерным, заоблачным, фантастическим. Теперь это уже осязаемый процесс, наполняющий нашу жизнь реальным контентом. И необходимо понимать, что эти первые импульсы, пронизывающие нашу жизнь, не являют собой накрывающие нас сети, скорее, это скрепы, новый фундамент, новый локомотив, приближающий к нам будущее.
Фото автора.
Инфографика предоставлена Госкомитетом РБ
по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика».
Читайте нас: