Все новости
БИЗНЕС
7 Февраля 2018, 13:55

МЕСТО ВСТРЕЧИ – УФА

Российские и международные инвесторы в настоящее время проявляют повышенный интерес к регионам страны. При этом все понимают, что в глобальную информационную эпоху в условиях колоссальной конкуренции в экономику незнакомой территории без деловой репутации никто вкладываться не будет. Необходимо грамотно заявлять о себе. Одним из наиболее перспективных и эффективных инструментов привлечения бизнеса в экономику российских регионов ныне является конгрессно-выставочная деятельность. Сегодня столица Башкортостана является одним из признанных конгрессных центров России, а конгрессная деятельность стала фактором «мягкой силы» и элементом бренда республики.

Мощный импульс развитию ивент-индустрии (отрасль проведения событий и встреч) в Башкортостане придали международные саммиты руководителей стран ШОС и БРИКС, которые с успехом прошли в Уфе в 2015 году. После них узнаваемость республики оказалась такой, что она сумела завоевать право проведения Международных летних детских игр в 2019 г., Всемирной Фольклориады в 2020 г. и крупнейшего мирового конгресса пчеловодов «Апимондия» в 2021 году.
Конгресс-холл,
Евразийский гуманистический форум
Но путь к успеху был весьма тернистым. На первый взгляд конгрессная инфраструктура воспринимается как некий набор объектов и зданий, в которых удобно размещаться и проводить различные масштабные форумы. Такое представление верно лишь отчасти, поскольку оно не учитывает множество других элементов. Действительно, в Уфе к саммитам 2015 года был создан целый ряд отличных конгрессных площадок. Это Конгресс-холл, выставочный комплекс ВДНХ-ЭКСПО, конгресс-залы сетевых отелей международных брендов, целый ряд высококлассных гостиниц.
Однако без учета транспортной доступности, только из-за наличия конгрессных площадок никто бы к нам не поехал. В Уфе есть международный аэропорт, который три года подряд признается лучшим в стране и откуда до Москвы всего два часа лета. В центре города все: гостиницы, кафе, прогулочные зоны, смотровые площадки – в шаговой доступности. Уфа связана с другими регионами железной дорогой и развитым автобусным сообщением. Ивент-индустрия республики представлена профессиональными компаниями, непосредственно проводящими мероприятия, а также организациями, предоставляющими всевозможные сервисные услуги.
– Так было далеко не всегда. После саммитов перед нами встала сложная задача – обеспечить загрузку имеющихся объектов, – отмечает директор Конгресс-бюро Николай Фадеев. – Мы начали изучать российский и зарубежный опыт, параллельно работали в качестве операторов мероприятий различного уровня. Правительство Республики Башкортостан приступило к системной работе по выстраиванию конгрессной отрасли. Мы определяли стратегию развития. Сегодня Конгресс-бюро Башкортостана является «организацией для совместных действий», которая видит картину целиком и выступает консолидатором между наукой, бизнесом и государством.
С учетом накопленного опыта акцент был смещен в сторону развития конгрессной деятельности. Вообще, слово «конгресс» в переводе с латинского языка означает «сходиться вместе». В современной интерпретации – это название различных собраний, конференций, съездов в разных странах мира.
ВДНХ-ЭКСПО,
Российский нефтегазохимический форум
В 2015-2017 годы в столице Башкортостана состоялись Профсоюзный форум стран БРИКС, Финансовый форум, а Форум малого и среднего бизнеса регионов стран ШОС и БРИКС в 2018 году пройдет уже в четвертый раз. Кроме того, ежегодно проходят всероссийские промышленный, энергетический, нефтехимический и агропромышленный форумы, отраслевые конгрессы и выставки.
– Уфа становится одним из востребованных конгрессных центров страны, – считает генеральный директор Башкирской выставочной компании Альбина Кильдигулова. – Количество мероприятий увеличивается, но пределов совершенству нет. Сейчас выставки и деловые мероприятия – это бизнес ярких положительных эмоций, рукопожатий и общения «глаза в глаза». Уже четыре года больше внимания уделяется форумной и конгрессной части наших проектов. Удачные темы, ключевые эксперты – основа международного и межрегионального успеха наших мероприятий. К нам едут за авторитетным экспертным мнением, а это дорогого стоит. В этом году наша выставочная компания одной из первых в стране стала членом Ассоциации «Национальное Конгресс-бюро» России. Это прямое свидетельство признания профессионализма коллектива БВК, но вместе с тем это обязывает нас держать высокую планку. Сейчас готовимся к вступлению в ведущую организацию планеты по организации встреч – Международную ассоциацию конгрессов и конференций (ICCA). Она включает 1000 компаний и организаций из более 90 стран мира. Время показало, что площадка БВК подходит и для очень серьезных событий, и для концертов, и, конечно, форумов и выставок.
Недавно уфимский Конгресс-холл победил в номинации «Лучший конгрессно-выставочный и деловой центр» России по версии премии Russian Business Travel&MICE Award 2017. Сотрудники предприятия также активно продвигают свою площадку на рынке индустрии проведения конгрессно-выставочных мероприятий. В 2018 году в Конгресс-холле планируется проведение Недели делового туризма, куда приедут ведущие фигуры российской ивент-индустрии. Форум станет еще одной возможностью показа потенциальным заказчикам возможностей республики.
А Уфа по итогам 2017 года вошла в ТОП-10 Национального рейтинга событийного потенциала России, поднявшись за год с 11-го на 8-е место. По рейтингу лучших туристических направлений в России, опубликованному сайтом о путешествиях TripAdvisor, Уфа занимает 9-е место в стране.
– На крупные деловые мероприятия, форумы приезжает большое количество участников, в том числе из-за рубежа и регионов России, что оказывает на экономику нашей республики значительное влияние. Такие события способствуют формированию позитивного имиджа, повышению узнаваемости и туристской привлекательности республики. Надеемся, что Башкортостан и в дальнейшем будет развиваться в данном направлении, – отметил председатель Государственного комитета РБ по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязитдинов.
Чтобы заказчики, а ими может быть кто угодно – правительственные структуры, корпоративные клиенты, профессиональные ассоциации и отраслевые объединения, выбирали именно Уфу, необходимо, чтобы она была у них в голове, т. е. чтобы они знали, что здесь есть такое, чего нет в другом месте. Для этого помимо конгрессной составляющей необходимо было развивать и incentives (впечатления). Тем более, что с увеличением стоимости подобных зарубежных туров возросла популярность российских направлений. Люди, пожелавшие провести у нас мероприятия, хотят иметь представление, куда они пойдут после семинара или пленарной части, что они будут делать. Самое главное – что им запомнится, то есть какие впечатления они увезут с собой.
В качестве таковых им сегодня предлагаются корпоративные скачки, спортивные состязания, командные игры, квесты в духе территории древних кочевников с красивой природой и богатым этническим колоритом, курортные услуги.
Ранее «безвестность» Башкортостана во многом объяснялась недостатком информации. В определенной степени помочь гостям понять, в чем главное обещание Башкортостана, призван туристический бренд республики, разработка которого затянулась. Причина этого в том, что пока нет понимания единого мощного образа территории, работающего на привлечение не только туристов, но и инвесторов. Понятно, что туристический бренд республики должен быть одинаково привлекателен для приезжающих в Башкортостан как для отдыха, путешествий и экотуризма, так и по работе, на мероприятия или выставки. Решить эту задачу сейчас пытается уфимская брендинговая компания, выбранная по итогам конкурса, проведенного Госкомитетом РБ по предпринимательству и туризму. Каким будет символ республики, отвечающий всем требованиям, станет известно со дня на день.
Сегодня для продвижения событийного и туристического потенциала региона используется обширный арсенал средств – от традиционных красочных буклетов до современных информационных технологий. Недавно Конгресс-бюро Башкортостана запустило интернет-ресурс «Уфа – новый конгрессный центр России». Архитектура портала отражает весь спектр информации о конгрессных площадках, ресторанах, отелях и санаториях республики, а также представленные компаниями-партнерами активности и командные игры в башкирском этническом стиле.
Кроме того, здесь размещены портфолио крупных событий, которые состоялись в Уфе и Башкортостане. По сути, сайт стал универсальным «единым окном» по конгрессным возможностям Уфы и республики для российских и международных организаторов мероприятий.
– Мы заявили о себе и на международной арене. Башкортостан впервые принял участие на международной выставке по организации конгрессных мероприятий IBTM World в качестве соэкспонента стенда Российской Федерации Russia Open to the World. Кстати, наша страна принимала участие в ней также впервые. В основе концепции презентации республики лежала идея раскрытия наших возможностей не только через классический рассказ о конкурентных преимуществах, но и через человеческие чувства: что можно услышать, увидеть, почувствовать только в Башкортостане. Проведены переговоры и встречи с представителями ведущих MICE-агентств, корпоративными заказчиками России, стран СНГ, Европы, Азии и Америки. Достигнуты договоренности о сотрудничестве с Конгресс-бюро Вены, Цюриха, Барселоны. Договорились о сотрудничестве между Конгресс-бюро Башкортостана и Выставочным научно-исследовательским центром R&C. Это единственная в России организация, осуществляющая полный спектр маркетинговых исследований в ивент-индустрии, – подчеркнул Николай Фадеев.
Словом, Башкортостан зарекомендовал себя как регион, который умеет проводить международные и общефедеральные мероприятия на самом высоком уровне, что дало основания заявить об Уфе и Башкортостане как о новом конгрессном центре России. Об этом сообщил в ноябре 2017 года Глава РБ Рустэм Хамитов на встрече с чрезвычайным послом МИД России Михаилом Белым.
Очередным этапом стало подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве между Правительством РБ и Ассоциацией «Национальное конгресс-бюро» на Российском инвестиционном форуме в феврале 2018 года. Соглашение предусматривает сотрудничество в организации и совместном участии в деловых, конгрессно-выставочных, культурных, образовательных и общественных мероприятиях, организацию ознакомительных пресс-туров в Республику Башкортостан, привлечение спонсоров.
Недавно директор Ассоциации «НКБ» Алексей Калачев ознакомился с конгрессным потенциалом Уфы. Качество инфраструктуры в целом оставило у него самые лучшие впечатления. По его мнению, республика обладает всеми возможностями для организации событий различного формата, международных мероприятий высокого качества. Регион является одним из приоритетных с точки зрения продвижения его потенциала.
По мнению председателя Государственного комитета РБ по внешнеэкономическим связям Руслана Мирсаяпова, наша республика видит в конгрессной деятельности и MICE-отрасли возможность развития новой экономической модели для региона через развитие индустрии событий.
В основе этой системы лежит экономика услуг и создание интеллектуальных продуктов, а связующим элементом является коммуникация. Проведение деловых мероприятий выполняет именно данную функцию и служит катализатором в формировании новых трендов в самых разных отраслях. Кроме того, ивент-индустрия поможет расширить географию внешнеэкономических связей, экспорта республиканских товаров и позволит сократить издержки на поиски покупателей современной конкурентоспособной продукции, произведенной в Башкортостане.
Возникает закономерный вопрос: как «отбиваются» достаточно солидные затраты на подготовку инфраструктуры индустрии встреч? Ответ на него далеко не однозначен. Например, ожидается, что, кроме участников, на Фольклориаду приедет немало туристов, по некоторым прогнозам – свыше семи тысяч человек. Помимо оплаты трансфера, проживания, питания, гости будут покупать сувениры, посещать рестораны, музеи, развлекательные шоу, концерты. Как правило, подавляющее большинство масштабных международных форумов, конгрессов и корпоративных мероприятий не ограничивается одним-двумя днями. В бюджет поступают налоги. Экономический эффект очевиден.
Но есть и другая сторона медали. Ареной проведения культурной олимпиады станут почти все города и районы республики, Поэтому сейчас ведется реконструкция и унификация сценических площадок, продолжается работа по благоустройству, ремонту дорог. Фольклориада завершится, а «то, что построено, все людям останется». Таким образом, местное население получит современную культурно-досуговую базу, предприниматели – обновленный придорожный сервис. И самое важное – канут в Лету застарелые проблемы, постоянно встающие перед организаторами выездных туров за пределы Уфы в виде отсутствия обустроенных стоянок и обзорных площадок по пути следования, нормальных туалетов, кафе и магазинов, комфортных гостиниц. Часть этих объектов будет возведена или реконструирована в ходе реализации республиканской программы «100 объектов − к 100-летию Башкортостана».
И, наверное, не стоит забывать об имидже региона, его деловой репутации, в отдаленной перспективе это тоже принесет прибыль. По крайней мере, Башкортостан уже находится в национальной сборной лидеров ивент-индустрии и по праву является одним из конгрессных центров России.
Участники II Форума Ассоциации вузов России и Азербайджана
Фото из архива БВК,
Конгресс-холла
и Конгресс-бюро
Башкортостана.
Читайте нас: