Летние месяцы – время отдыха и отпусков в большинстве предприятий, организаций и отраслей. Для сферы образования, напротив, лето – самая горячая пора – период экзаменов, ЕГЭ, выпускных вечеров, поступления в вузы и ссузы.
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Это, пожалуй, самые часто цитируемые строки классика, посвященные образованию. Во времена Пушкина учеба была доступна лишь детям представителей высших и богатых слоев общества, которые могли себе позволить учиться «понемногу» и «как-нибудь», поскольку их социальный статус по самому факту рождения обеспечивал им в любом случае высокий уровень жизни.
С утверждением нового социального строя в начале 20-го века в СССР не стало привилегированных социальных слоев, а образование было доступно всем. В полном соответствии с законами диалектики, возросшее количество перешло в новое качество. В разы увеличившееся количество учеников и студентов потребовало реформирования всей системы образования и качества преподавания. При социализме уже никто не мог поступить в университет по «праву рождения» как ранее дети дворян. Возросшая конкуренция за места в вузах и техникумах по определению мотивировала учиться лучше.
Эта парадигма конкуренции в образовательной сфере значительно усилилась с приходом рыночной модели экономики в нашей стране в конце прошлого века. Если при социализме любой выпускник вуза или ссуза независимо от уровня знаний мог гарантированно устроиться на работу, то в эпоху рынка стали востребованы, прежде всего, высококвалифицированные специалисты, а троечникам и двоечникам был уготован удел аутсайдеров. Однако лузером быть никто не хочет, и это заставляет повышать качество образования.
Между тем, как уже не раз отмечалось в нашем издании, парадигма конкуренции имеет многофакторный характер. Элементы конкуренции ныне развиваются как между конкретными людьми, так и между предприятиями, школами, вузами, и, в конечном счете – между регионами.
Здесь все очевидно. Чем больше будет в данном регионе, республике или области высокообразованных специалистов с качественным багажом знаний, тем быстрее и эффективнее будет развиваться и данный город, район и регион в целом, тем выше будет уровень так называемого человеческого капитала, и, в конечном счете, – уровень жизни.
Поэтому между российскими регионами сегодня наблюдается нешуточная конкуренция за повышение качества образования.
В Башкортостане в последние годы принято множество шагов по повышению эффективности школьного образования в рамках инфраструктурных проектов и мотивационных мер для развития преподавателей, школьников и студентов.
Самым главным критерием роста эффективности в современной системе образования являются показатели ЕГЭ.
В этом году по результатам ЕГЭ в Башкортостане зафиксировано рекордное количество стобалльников. Максимальную оценку получили 147 экзаменационных работ – почти в два раза больше, чем год назад. Одиннадцать выпускников набрали 100 баллов сразу по двум предметам, в прошлом году такого результата достигли лишь два выпускника.
«Лично для меня важно то, что рост количества стобалльников, победителей олимпиад в последние годы является для нас лакмусовой бумагой, показателем того, что все наши действия по модернизации школьного образования попадают в точку.
Будем двигаться дальше – конечно, работы еще много. Одна из важнейших задач – капремонт 31 школы, по президентской программе, шесть из которых мы завершаем в 2024 году и 25 – в следующем. Также мы планируем в этом году ввести 8 школ почти на 9 тысяч мест, которые строим по нацпроекту «Образование»», – отметил глава Башкирии Радий Хабиров.
В этом году в Башкортостане также рекордное число победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников – 52 человека. Это почти в два раза больше, чем пять лет назад.
Башкирия в последние годы стабильно входит в первую десятку регионов по результатам участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В 2024 году Башкортостан поднялся в рейтинге регионов с 10 на 6 место.
С 2018 года в Башкортостане победителям и призёрам Всероссийской олимпиады школьников, а также подготовившим их педагогическим работникам, выплачивают премии. В 2023 году такие выплаты получили 421 ученик и 242 педагога. Кроме того, победители поступают на профильные специальности в любой российский вуз без вступительных испытаний.
В состав сборной России для участия в 58-ой Международной Менделеевской олимпиаде в Китае вошёл ученик Республиканского инженерного лицея-интерната Вадим Харисов. Ранее он стал обладателем золотых медалей 57-ой Менделеевской олимпиады (Астана) и 55-ой Международной олимпиады (Цюрих).
Одним из самых опытных наставников в Башкирии является учитель химии Республиканского инженерного лицея-интерната Айнур Гумеров, чьим воспитанником стал Вадим Харисов.
«Когда на международных олимпиадах заходит сборная России, все вокруг знают, что без медали мы не уедем. Важно, чтобы потенциал молодежи находил свою реализацию. Недавно в Уфе состоялось очень значимое событие – открылся первый объект Евразийского НОЦ мирового уровня. Науке, поддержке молодых кадров в Республике Башкортостан уделяется большое значение, для нас необходимо быть лидерами в конкурентной борьбе за талантливых ребят, а новое пространство позволит сделать образование еще качественнее, благодаря сверхсовременным лабораториям и воплощать свои мечты в жизнь», – отметил Айнур Гумеров.
Недавно Глава Башкортостана Радий Хабиров встретился с победителями, призёрами и участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, а также тренерами сборных команд по общеобразовательным предметам. Встреча состоялась на площадке Межвузовского студенческого кампуса Евразийского НОЦ.
Радий Хабиров высоко оценил рекордное число победителей и призёров из республики во Всероссийской олимпиаде школьников.
– Министерство просвещения России при формировании взаимодействия с региональными министерствами образования, в том числе нашим, всегда анализирует результаты и отталкивается от них, – сказал Радий Хабиров. – Во многом благодаря росту числа стобалльников и победителей Всероссийской олимпиады школьников республика получила больше всего федеральных средств на программу капитального ремонта зданий школ – почти 10 млрд рублей. Это позволило нам привести в порядок 140 образовательных учреждений. Вот такой у нас с вами получается симбиоз – вы даёте результат, а мы улучшаем условия, в которых вы учитесь.
В нашем издании мы часто обращаемся к законам физики, которые находят свое отражение и в метафизических явлениях, то есть в социальных и общественных процессах. Метафизика во многом идет за физикой и часто повторяет ее законы. Тема образования – как нельзя более удобный повод вспомнить школьный курс физики.
В соответствии с первым законом Ньютона всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.
Согласно другому закону механики, изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.
В инерциальной системе отсчёта ускорение, которое получает материальная точка с постоянной массой, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к ней сил.
В определенном смысле система образования довольно инерционна, и требует приложения определенных сил (второй закон Ньютона), чтобы придать ускорение и совершенствовать эту систему. Такой толчок под силу только государству, обладающему для этого достаточно мощными ресурсами, прежде всего – финансовыми.
Проанализируем, что сделано в Башкортостане в последние годы для придания «ускорения» системе образования.
За последние 5 лет в республике построено 44 школы на 22 тыс. мест и 65 детских садов на 9,2 тыс. мест. По данным статистики, этот показатель превышает соответствующие показатели за 2010-2019 годы.
В Башкирии за два последних года отремонтировали 140 школ, предстоит капитальный ремонт 31 школы. В 2024 году планируется ввести восемь школ почти на 9 тысяч мест по нацпроекту «Образование».
Однако система образования – это не только здания школ. Для полноценной учебы необходимы и другие инфраструктурные составляющие – питание, транспорт, информационные технологии, безопасность.
Сегодня в республике насчитывается более 1,5 тысячи школьных автобусов, две трети из них приобретены за последние 5 лет.Автобусы оснащены системой ГЛОНАСС, тахографами, устройствами ограничения скорости и системами блокировки двигателей при открытых дверях. Весь школьный транспорт прошел проверку, и соответствует требованиям безопасности.
На уровне правительства республики, администраций муниципальных районов и городских округов РБ постоянно рассматриваются вопросы организации и качества питания в школах. В Башкирии создали подведомственное Минторгу республики Управление социального питания. В его полномочиях в частности – проверки организации питания в школах, детсадах, больницах, в том числе внеплановые – по обращениям жителей.
«В 2019 году, когда мы в республике только начали решать проблему школьного питания, картина была непростая. Было много жалоб, детей кормили привозными продуктами – не всегда приемлемого качества. Нам удалось переломить ситуацию. Доля местных продуктов по отдельным категориям, например мясу, выросла до 90%. Мы заменили старую посуду, затеяли модернизацию столовых и пищеблоков, начали закупать оборудование. Работа проделана большая, но многое еще впереди», – отметил Радий Хабиров.
По результатам Всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая» Башкортостан стал победителем и призером в нескольких номинациях, а практика организации школьного питания в последние годы неоднократно признавалась лучшей в России.
Особое внимание в государственной поддержке образования уделяется вопросу дополнительных мер материальной помощи педагогам, и особенно – молодым учителям. Впервые в стране, ранее федеральной программы «Земский учитель», благодаря поддержке Главы РБ Радия Хабирова были учреждены гранты молодым сельским учителям по 690 тыс. руб каждый. В 2023 году, в Год педагога и наставника, количество грантов было увеличено до 150 единиц.
Кроме того, в Башкирии выплачиваются премии учителям, подготовившим стобалльников по результатам ЕГЭ.
Недавно внесены изменения в Положение об оплате труда работников государственных учреждений образования республики. Минимальные оклады работников государственных образовательных организаций с учетом повышения с 1 января 2024 года увеличены на 18,5%.
В республике учреждены 50 ежегодных грантов Главы Республики Башкортостан в размере 500 тысяч рублей каждый педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций.
Раз в два года среди молодых педагогов организуется конкурс на присуждение грантов Главы РБ в размере 40 тысяч рублей 25 лучшим молодым учителям. В конкурсе могут участвовать учителя со стажем педагогической работы от двух до пяти лет, в возрасте до 30 лет.
Молодым специалистам в образовательных учреждениях Башкортостана, впервые поступившим после окончания колледжа или вуза в течение года в образовательную организацию, на период 5 лет установлена ежемесячная стимулирующая надбавка.
Как мы помним из школьного курса химии, катализатором называется вещество, ускоряющее протекание химической реакции. В данном контексте государство предпринимает различные меры «катализа» инфраструктурной поддержки системы образования, являясь своеобразным катализатором развития этой стратегически важной для общества сферы. Здесь важно не только прямое финансирование и материальная помощь школам и вузам, но и создание и поддержка новых структур в сфере образования.
Уже несколько лет в Башкирии работает Центр развития талантов «Аврора». Главная цель новой структуры – развитие интеллектуально-творческого потенциала одарённых школьников и их вовлечение в олимпиадное движение. В этих целях в республике создана система формирования региональной тренерской команды. Количество обучающихся, прошедших такую подготовку, уже превысило три тысячи человек.
Студенты Башкирского государственного педагогического университета предложили создать в Башкортостане методический центр, где молодые учителя могли бы получить рекомендации по методике преподавания и проводить образовательные смены для молодых специалистов.
Радий Хабиров поддержал предложение по образовательным сменам и поручил Минобрнауки региона внести предложения по их проведению. Глава республики считает, что ресурсный центр методической и правовой помощи молодым педагогам республики также необходим, и его можно организовать на базе БГПУ с привлечением Института развития образования.
В Башкирии состоялось пять форумов школьного образования «Взлетай!». Встреча педагогов, руководителей и организаторов образования ежегодно проводится в Башкирии по инициативе и при поддержке Радия Хабирова.
За эти пять лет форум «Взлетай!» приобрел статус масштабного мероприятия. Здесь обсуждаются важные проблемы развития образования и приняты решения о переходе на пятидневный режим обучения, выделении грантов молодым педагогам, развитии системы полилингвального образования, открытии стоматологических кабинетов в школах.
Минобрнауки Башкирии рассматривает вопрос увеличения выплат победителям и призёрам Всероссийской олимпиады школьников, а также подготовившим их педагогам.
Также Минобрнауки Башкортостана рассмотрит вопрос о том, чтобы победители и призёры Всероссийской олимпиады, поступившие в вузы республики, которые являются участниками Евразийского научно-образовательного центра мирового уровня, могли получать единовременную премию Главы региона в размере 150 тысяч рублей. Сейчас эта норма распространяется только на стобалльников по итогам ЕГЭ.
До конца 2024 года в Уфе будет открыт новый корпус Межвузовского студенческого кампуса Евразийского НОЦ, в котором разместят геномную лабораторию и «Школу 21» Сбера, где каждый желающий сможет получить востребованную IT-профессию. К началу 2026 года завершат строительство основной части кампуса на 4,5 тысячи студентов общей площадью 120 тысяч кв. м. Здесь будет современная студенческая среда, лаборатории, коворкинги и другие пространства для жизни, учёбы, исследований и предпринимательства.
Глава Башкортостана Радий Хабиров недавно встретился со студентами педагогических специальностей республиканских вузов. Руководитель региона пообщался с будущими учителями и рассказал о мерах поддержки молодых специалистов.
Радий Хабиров подчеркнул, что в республике будет продолжена работа по системной поддержке образования.
– Сегодня в республике, как и по всей России, не хватает учителей. Мы активно работаем в этой части и постепенно замещаем вакантные места, в том числе молодыми специалистами. Если вспомнить 1990-е годы, тогда в России полностью потеряли престиж профессии врачей, учителей, трудовые профессии. Сейчас настали другие времена, когда начали возвращаться нормальные человеческие добродетели. В том числе мы начали восстанавливать уважение к человеку труда, – подчеркнул Радий Хабиров. – 2022 год в республике мы объявили Годом модернизации профессионального образования, достойных условий труда и трудовых династий. И нам удалось многое сделать, чтобы вернуть престиж рабочих профессий. И конечно поворотным стал прошлый год, объявленный Президентом страны Годом педагога и наставника, когда были приняты меры по улучшению условий труда учителей. Начала формироваться целостная система наставничества для детей и молодёжи.
В условиях глобальной конкуренции преимущество имеют те страны и регионы, где развивается образование и наука. Система образования Башкортостана получила в последние годы беспрецедентные объёмы финансирования. Только на модернизацию школ направлено 7,8 млрд рублей и более 1,2 млрд рублей привлечено в рамках проекта «Профессионалитет» для укрепления материально-технической базы колледжей.
Мы напомнили о нескольких научных законах из школьного курса физики, которые в метафизическом виде отображаются в общественных процессах. В завершение напомним об основополагающем законе биологии. Биологические виды эволюционируют быстрее, если их «мотивирует» к этому окружающая среда. Точно также происходит и с «эволюцией» образования, где главным мотиватором выступает государство.