Все новости
АНАЛИТИКА
20 Июня , 13:43

Запрос на справедливость

Как в Башкирии борются с коррупцией.

В нехорошем свете

Башкирию сотрясают коррупционные скандалы. На днях стало известно, что бывшему председателю Госкомитета РБ по молодежной политике Яне Гайдук избрана мера пресечения в связи с обвинением в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий. Между тем, продолжается расследование дела по даче взятки бывшему министру транспорта и дорожного хозяйства РБ Александру Клебанову. Разумеется, точки в этих делах еще не поставлены и степень виновности определит суд, но суть не в этом. Очевидно, что в республике всерьез взялись за коррупционную гидру, невзирая на чины и должности. Что это – показуха или реальное стремление навести порядок? Давайте разбираться.

Напомним, Яну Гайдук обвиняют в превышении должностных полномочий при ремонте Дома молодежи – «Йэшлек хауса». По данным Следственного комитета РБ, Гайдук, в нарушение конкурсных процедур, а также норм о защите объектов культурного наследия, самостоятельно договорилась с подрядной организацией на проведение ремонта дома Костерина и Черникова на улице Пушкина. Используя должностное положение, чиновница принудила руководство республиканского центра волонтерского движения и поддержки молодежных инициатив к работе с подысканной ей подрядной организацией, формальному проведению конкурсных процедур, заключению договора и оплаты выполненных работ избранному подрядчику без фактической их проверки на сумму более 5,2 млн рублей, выделенных из бюджета республики.

Александра Клебанова обвиняют в получении взятки в особо крупном размере – по версии следствия, он, будучи членом Совета директоров АО «Башкиравтодор», потребовал пять миллионов рублей от компании-грузоперевозчика.

Берут и дают

А теперь немного статистики. В 2022 году в республике выявили более 1000 коррупционных преступлений. Было возбуждено 868 уголовных дел, что на 20% больше, чем в 2021 году. При этом 361 дело – за взяточничество. Только на лиц с особым статусом – депутатов и глав муниципалитетов за год завели 75 дел.

В 2023 году в Башкирии выявлено более 1200 преступлений, из которых более 320 связаны со взяточничеством, более 280 – с хищениями. За коррупционные преступления осуждено более 180 человек, 36 из них приговорены к реальным срокам лишения свободы.

Такие вот штрихи к портрету общества. И сколько живет человек, столько и существует проблема. Коррупция в той или иной степени проникает во все слои общества, повсюду, где есть возможность получить какую-либо выгоду. На взятках попадаются преподаватели и гаишники, чиновники и министры, директора рынков и судьи. Другое дело – насколько решительно настроено общество, чтобы искоренить проблему.

Да, запрос на справедливость высок, и все мы радуемся, когда очередной взяточник, казнокрад получает по заслугам. Но всегда ли мы сами безупречны, например, если нарушили ПДД и пытаемся уладить вопрос «по-другому»? Нужно понимать, что, поступая подобным образом, мы наносим вред прежде всего самим себе. Ведь коррупция, что в переводе означает разъедание, «разъедает» наши моральные принципы, экономику, социальные институты. В этом плане любопытны данные опроса 2021 года, приведенные Институтом стратегических исследований РБ. Так, лишь 40% опрошенных осуждают тех, кто дает и берет взятки, 22% осудили только берущих взятки.

Инструмент повышения недоверия

Наводить порядок с такими цифрами весьма сложно. Но нужно. Летом прошлого года в Уфе состоялся Всероссийский антикоррупционный форум. Выступивший на мероприятии заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Михайлик заявил, что коррупция – это идеальный инструмент для повышения недоверия населения к власти. А комплаенс, в свою очередь – идеальная технология для повышения доверия людей к власти. Поясним, комплаенс – это соответствие деятельности внутренним и внешним требованиям, законам и нормам. На форуме было предложено сделать обязательным антикоррупционный комплаенс не только для государственных и муниципальных органов власти, но и для бизнеса. 

В числе других мер на форуме признали сокращение бюрократических процедур в разных отраслях. Так, было отмечено, что к 2030 году количество процедур инвестиционно-строительного цикла сократится для предпринимателей в России в два раза. Немало внимания было уделено вопросам воспитания антикоррупционного поведения среди молодого поколения. В частности, сообщалось, что в российских школах будут преподавать основы противодействия коррупции – антикоррупционные смыслы интегрируют в такие предметы, как обществознание, история и литература.

Таким у нас не место

Мы же возвращаемся к нашим «героям». Действительно, фамилии Гайдук и Клебанов прогремели на всю республику в нехорошем контексте. Кому-то это может показаться политическим заказом, «сливом неугодных». Но если обратить внимание на приведенные вначале цифры, то все встанет на свои места. Более 1000 коррупционных преступлений в 2022 году, более 1200 – в 2023 году. В подавляющем большинстве фигуранты дел не известны широкой публике. А вышеназванные персонажи постоянно мелькали в новостях и репортажах. Поэтому к ним и повышенное внимание.

Важен также и здравый подход к проблеме со стороны Главы Башкирии. В интервью изданию «Ведомости» Радий Хабиров, отвечая на, казалось бы, каверзный вопрос об отношении к чиновникам республики, по чьим деяниям возбуждены уголовные дела, сказал:

– Я к этому нормально отношусь. Никто не отменял, что определенная часть людей совершает преступления. Мы живем не в прекрасном мифическом обществе. Люди бывают разные, в том числе такие, которые совершают коррупционные преступления. Мне бог не даровал возможность проникать в душу человека при приеме на работу или позже. Моя задача – выбирать в команду людей достойных. Но где-то мы ошибаемся. Сложно оценивать уровень коррупции, но в целом, наверное, он сейчас снижается, у нас есть законодательство, есть меры борьбы с такими преступлениями. Правила игры понятны. Не нарушайте их, и никто к вам не придет.

Напомним, Радий Хабиров принял решение об увольнении Александра Клебанова сразу, как только подтвердилась информация о совершенном преступлении. Руководитель региона неоднократно заявлял, что в его команде не место казнокрадам и взяточникам. Такие чиновники выбывают из управленческой команды, Глава Республики не покрывает их, и происходит самоочищение власти от коррупционеров. Яркий тому пример – арест Руслана Казыханова по подозрению в мошенничестве, после которого он был выведен из наблюдательного совета Евразийского НОЦ и лишился статуса советника Главы РБ. Сменилось руководство и в АО «Башспирт», должностные лица которого обвиняются в крупных аферах.

 Отметим также, что на государственные должности главой республики никогда не назначаются кадры, которые ранее имели проблемы с законом или замечены в коррупционных делах. Их погружение в коррупцию проходит уже после назначения, здесь проявляется человеческий фактор – они не справляются с соблазнами и в последующем выбывают из команды. Тем более, что коррупция фиксируется, в первую очередь, в тех отраслях, куда направляются значительные средства, где идет активная работа (дорожное строительство, ЖКУ, наука). Влияние на распределение денежных потоков порождает соблазны.

Федеральный тренд

В последние годы республика добилась больших успехов, в регион поступает большой объем федерального финансирования, в экономику республики охотно вкладываются инвесторы. Но возникает и соблазн у нерадивых хозяйственников и некоторых чиновников использовать возможности для личного обогащения. Соответственно, и усиливается борьба с коррупцией – это федеральный тренд, отвечающий запросам граждан на справедливость. Напомним, после проведения выборов Президента России последовали громкие аресты в структуре Министерства обороны РФ. Ранее в своем Послании Президент Путин обозначил: тем, кто занимается набиванием карманов, не место в органах власти. Процессы по выявлению коррупционеров идут по всей стране. И это радует.

Иллюстрации: Ольга Витковская.

Автор:Евгений Соколов
Читайте нас: