Все новости
АНАЛИТИКА
1 Февраля , 14:54

«Низы» захотят – «верхи» смогут

Анализ позиций муниципалитетов Башкирии в республиканских рейтингах.

Главным мерилом успеха любой деятельности является качество работы.

Критерии эффективности в каждой сфере определяются по-разному. В экономике – это востребованность рынком продукции, в торговле – выручка от реализации товара, в спорте – голы и очки, в культуре – заполняемость залов и т. д.

В таком специфическом виде деятельности, как государственное или муниципальное управление, всё не так однозначно. Оценки работы чиновников нуждаются во множестве критериев, определяющих качество жизни жителей данного региона, города или села.

Ранее действиям чиновников разных уровней оценку давали вышестоящие начальники. Между тем, так издревле повелось, для власть предержащих важнее лояльность и преданность подчиненных, нежели их профессионализм. Потому такие оценки зачастую бывают субъективными и предвзятыми.

Уже несколько лет в России действует новый механизм определения степени эффективности деятельности органов местного самоуправления городов и районов.

Здесь решающую роль играет не личное мнение какого-либо «начальника», а анализ десятков критериев деятельности оцениваемых муниципалитетов.

С другой стороны, каждый год в муниципальных образованиях проводятся интернет-опросы населения об эффективности работы местных властей, также по нескольким позициям.

Таким образом, оценка работа чиновников дается и с «верху» и с «низу» и она становится максимально близкой к объективной.  

Всё изменилось относительно недавно, с появлением ежегодных интернет-опросов населения об эффективности работы местных властей на портале «Голос РБ», системы «Инцидент менеджмент», информационных технологий ЦУРа РБ и других инструментов обратной связи с населением.

В лестнице власти муниципальные работники располагаются на последней ступени, но именно они находятся на «передовой», общаясь с людьми ежедневно. Именно муниципальные органы народ отождествляет с властью в целом. 

Для мониторинга качества работы муниципалитетов был издан Указ Президента России В. Путина «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и приняты соответствующие постановления правительства РФ. В целях реализации этого нормативного документа в Башкортостане вышел Указ Главы республики, регламентирующий работу по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в регионе. В соответствии с Указом, в Республике Башкортостан оценка качества деятельности органов местного самоуправления осуществляется по 41 показателю в разрезе трех групп: сельские муниципальные районы, муниципальные районы с административным центром – городом – и городские округа.

Подведение итогов комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления – дело весьма трудоемкое и затратное по времени. Недавно обнародованы итоги за 2022 год и результаты опроса населения об удовлетворенности жителей муниципальных районов (городских округов) Республики Башкортостан деятельностью руководителей органов местного самоуправления по итогам первого полугодия 2023 года.

По итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления среди городских округов первое место – у города Октябрьского.

Среди муниципальных районов с административным центром – город – победу одержал Ишимбайский район.

Второе место – у Мелеузовского района.

Среди сельских муниципальных районов первое место у Абзелиловского района. Второе место занял Уфимский район, третье – Зианчуринский. 

Кроме комплексной федеральной оценки, с 2019 года в Башкирии осуществляется рейтингование муниципальных образований в формате «Достижение года».

В рамках этой оценки в начале года по предложениям государственных органов Республики Башкортостан формируется перечень номинаций и показателей, по которым оцениваются муниципалитеты. В 2023 году определено пять номинаций из 58 показателей.

При формировании перечня показателей исключено дублирование с показателями федеральной оценки, но вместе с тем включены показатели, участвующие в оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов России.

В номинации «Здоровье и демографическое развитие» оценивалась деятельность администраций муниципальных образований по развитию системы медицинского обслуживания и обеспечению прироста населения. Также здесь учитывалось качество организации горячего питания в детских садах и школах. Победителями в номинации стали:

среди городских округов – город Нефтекамск;

среди муниципальных районов с центром – город – Дюртюлинский район;

среди сельских муниципальных районов – Чекмагушевский район.

В номинации «Социальное развитие» оценивалась деятельность по созданию условий для повышения уровня доходов населения, реализации молодежной политики, а также поддержке семей участников специальной военной операции. Здесь первое место заняли:

среди городских округов – город Уфа; 

среди муниципальных районов с центром – город – Благовещенский район; 

среди сельских районов – Гафурийский район. 

В номинации «Устойчивое экономическое развитие» оценивалась работа по привлечению инвесторов, развитию сельского хозяйства и торговли, эффективному использованию земельных ресурсов, а также развитию промышленного и инновационного потенциала.

Здесь первое место присуждено городу Стерлитамаку.

Среди муниципальных районов победителем стал Стерлитамакский район.

Среди сельских районов первое место – у Нуримановского района.

В номинации «Безопасная и комфортная территория» оценивалось качество обеспечения общественной безопасности, деятельность по благоустройству территорий, развитию транспортной инфраструктуры, а также совершенствование системы управления отходами.

Первое место среди городских округов занял город Межгорье.

Среди муниципальных районов с центром – город – Туймазинский район.

Среди сельских муниципальных районов – Чишминский район. 

В номинации «Информационная открытость и обратная связь с жителями» оценивалось качество организации обратной связи с жителями и работы в социальных сетях.

Победителями здесь стали город Салават, а также Янаульский и Кармаскалинский районы.

Кроме того, ЦУР Башкортостана опубликовал свой рейтинг муниципалитетов по взаимодействию с командой ЦУРа. Победу здесь одержали город Октябрьский, Стерлитамакский район и Демский район г. Уфы. 

В 2023 году была изменена методика подсчета этого рейтинга. Если раньше оценивали только работу с обратной связью, теперь учитываются все уровни взаимодействия с ЦУРом, скорость и качество ответа жителям в соцсетях и на платформе обратной связи, готовность решать системные вопросы, качество ведения страниц в соцсетях и количество подписчиков.

На сайте правительства РБ опубликованы результаты опроса населения об удовлетворенности жителей муниципальных районов и городских округов деятельностью руководителей органов местного самоуправления по итогам 2022 года и первой половины 2023 года.

Многие позиции здесь совпадают с итогами комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по федеральной методике.

Жители также высоко оценили деятельность чиновников Абзелиловского, Зианчуринского, Ишимбайского районов. Кроме того, по результатам опросов населения, высокие оценки получили Чекмагушевский, Хайбуллинский, Аургазинский, Кигинский районы, а также города Сибай и Кумертау.

В 2023 году жители республики стали выше оценивать деятельность руководителей муниципалитетов республики в целом в сравнении с 2022 годом (90,3% против 83%).

Высокая оценка работы местных чиновников зависит от повышения качества жизни на селе или в городе, уровня благоустройства общественных пространств, газификации, строительства и ремонта дорог, учреждений культуры, здравоохранения, спорта и т. д.

На всё это нужны деньги. Между тем, вот уже после двух десятилетней реформы местного самоуправления большая часть муниципальных образований пока не в состоянии жить самостоятельно, без помощи государства.

В Башкортостане насчитывается более 900 муниципалитетов, это самое большое количество МО среди российских регионов. К тому же следует учитывать тот факт, что доля сельского населения в РБ значительно выше, чем в среднем по РФ (39% против 27%), а значит и более высока доля сельских муниципалитетов, большинство которых пока не могут работать самостоятельно по определению.

Налоговая база муниципальных бюджетов зависит, прежде всего, от экономики той или иной территории. Отставим в сторону крупные инвестпроекты в городах, что называется, – «большие сами о себе позаботятся». На селе же «инвестпроекты» – это, прежде всего, развитие малого бизнеса, отчисления от которого идут в местную казну. Но зачастую проблема открытия своего дела для сельского предпринимателя заключается не в стартовом капитале, а в личностных отношениях с местным главой. Чем меньше будет пресловутых административных барьеров, тем полнее будет районная или сельская казна.

Пополнить муниципальные бюджеты помогают и технологии софинансирования. Правительство республики предоставляет значительные суммы на благие цели, если сами МО, местный бизнес и жители добавят часть средств. Именно благодаря таким инструментам сегодня в республике действуют программы поддержки местных инициатив (ППМИ).

Местная казна пополняется следующими видами налогов: Единый налог на вмененный доход, подоходный налог и налог на имущество физических лиц и налог на землю.

Потенциально одним из самых крупных источников доходов на местах могут стать земельный и имущественный налоги, поскольку они в полном объёме поступают в местные бюджеты.

Самым весомым и надежным налогом считается НДФЛ, поскольку он гарантирован, пока работают люди. Мотивация для чиновников здесь очевидна – чем больше будет занятых людей, чем больше развит бизнес, тем богаче будет казна. 

Заработать деньги для местного бюджета можно и благодаря многочисленным федеральным и региональным конкурсам по благоустройству городов и сел. Здесь приветствуются, прежде всего, инициативы и участие населения, а гранты и призовые суммы весьма солидны.

Еще один возможный источник поступления средств для муниципальных бюджетов – активность жителей в социальных сетях. К примеру, в Башкирии на портале «Открытая республика» есть ресурс «Петиции». Обозначив какую-либо местную насущную проблему, требующую дополнительного финансирования, и собрав необходимое количество подписей, можно получить деньги на решение этих вопросов.

Словом, во многом благосостояние и процветание муниципалитетов зависит от активности и инициативности населения. Инструментов для мониторинга  и анализа этой активности достаточно – портал «Голос РБ», система «Инцидент менеджмент», информационные технологий ЦУР РБ, социальные сети, опросы, петиции и другие варианты обратной связи с населением.

Очевидно, что наиболее эффективно развиваются те людские сообщества, где есть понимание и стремление в решении возникающих проблем в отношениях власти и народа. До недавнего времени алгоритм деятельности руководителей разных уровней строился по схеме «Главное – избежать неудовольствия начальства». С внедрением всё новых инструментов обратной связи с народом главам муниципалитетов необходимо «понравиться» и верхам, и низам. В противном случае так называемые «кадровые решения» будут приняты автоматически бесстрастными цифровыми ресурсами, отображающими глас народа.

«Иламаған балаға имсәк бирмәйҙәр», гласит башкирская пословица («Пока малыш не заплачет – сиську не дадут»). Есть и похожая русская поговорка – «Дитя не плачет, мать не разумеет».

Там, где обратная связь с населением хорошо выстроена, где чиновники слышат «плач» народа и реагируют на него, в результате организуется эффективная система муниципального управления и как следствие – высокие места муниципалитетов в рейтингах.

Позволим себе еще одну аналогию. Классики называли признаком кризиса в социуме любого уровня следующую схему: «Верхи не могут, низы не хотят».

Избежать кризиса в отношениях муниципальной власти и населения, повысить качество жизни в муниципалитетах поможет другая, весьма жизненная схема: «Низы» захотят – «верхи» смогут».

Автор:Наиль Аширов
Читайте нас в