Все новости
АНАЛИТИКА
25 Мая 2023, 15:00

Уравнение неравенства

В Башкирии началась пора госэкзаменов.

Заканчивается очередной учебной год. Выпускники девятых и одиннадцатых приступили к сдаче госэкзаменов, после чего им предстоит определиться с дальнейшей судьбой.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году будут сдавать 16183 выпускника 11-х классов. Основной государственный экзамен (ОГЭ) в республике предстоит сдать 48262 девятиклассникам. Основной этап ЕГЭ и ОГЭ стартовал 24 мая и продлится (вместе с доппериодом) до 1 июля.

«Одиннадцатиклассники будут обязательно сдавать ЕГЭ по русскому языку и математике, – сообщил на оперативном совещании в Правительстве РБ министр образования Башкирии Айбулат Хажин. –  Наиболее популярными предметами по выбору стали профильная математика, информатика и обществознание. Традиционно высокий интерес сохранился к биологии, физике, химии, истории. Ученики девятых классов для получения аттестата будут сдавать русский язык, математику и два предмета по выбору».

Особые условия ГИА предусмотрены для выпускников из новых регионов России. Так, три ученика 11-х классов и семь девятиклассников, которые прибыли в Башкирию из ДНР и ЛНР, получат аттестаты о среднем образовании без экзаменов – на основании промежуточных оценок.

Для проведения ЕГЭ в Башкирии подготовлено 157 пунктов, для ОГЭ – 391. Контролировать ход экзаменов будут три ситуационных центра. Кроме того, будут задействованы более 300 общественных онлайн-наблюдателей и около 1,5 тысячи аудиторных наблюдателей.

В этом году контрольно-измерительные материалы будут передаваться в пункты проведения экзаменов по защищенным каналам связи, а не на дисках, как раньше. Это делается с целью предотвращения утечки данных.

Между тем, напомним о результатах экзаменов прошлых лет. Увы, тенденция не радует. В 2018 году за ОГЭ по русскому языку двойку (в основной период) в Башкирии получили только два ученика. В 2019 году – «неуд» поставили уже пяти выпускникам. В 2020-м из-за пандемии ОГЭ были отменены. В 2021 году не справились с заданием 12 человек. А в 2022 году результат ОГЭ по русскому языку был и вовсе катастрофическим – двойки получили 954 сдающих (2,4% от общего числа). Число троек за эти годы колебалось в пределах 13-14 тысяч, четверок – от 14,5 до 16 тысяч, пятерок – от 8 до 10 тысяч.

В числе причин, озвученных в статистическо-аналитическом отчете РЦОИ (Региональный центр обработки информации), названо, например, банальное неумение пользоваться орфографическим словарем (им пользоваться на экзамене разрешено).

«Количество орфографических ошибок велико. Приведем лишь некоторые из них. Это, например, ошибки в правописании - Н- и -НН- в различных частях речи («жизненые», «цености», «преданость», «образованого», «воспитаного», «постояно», «смышлённым»), правописании суффиксов различных частей речи: «испробывал», «не задумоваются», «отчаяваться», «добрата», «вежлевый»); правописание союзов «также», «чтобы» и сочетания указательного местоимения «так» с частицей «же»; правописание слов с безударной проверяемой гласной в корне («окозалось», «протинуть», «палезным», «проевляет», «помагали»), непроверяемой гласной корня («фонтазировать», «подленная»), с непроизносимым согласным («сочуствие», «счасливы»); правописание падежных окончаний существительных, полуслитное (дефисное) написание вводных слов («во первых», «во вторых»), предлогов («из за», «потому-что»); правописание приставок («преобщается», «прекрыл», «безкорыстной»), -ться/-тся в соответствующих формах глаголов, правописание частиц («вряд-ли», «какая то», «во чтобы поиграть»), НЕ с различными частями речи («будет не смотря ни на что…», «небыло») и др.».

И это не говоря уже о других аспектах грамотности.

Динамика падения знаний по математике еще тревожнее. В 2018 году – ни одной двойки, в 2019 – четыре, в 2021 – 9. В 2022 году неуд получили 2455 девятиклассников (6,3%).

«У выпускников в недостаточной мере сформированы: общеучебные умения (сравнение, классификация, умение анализировать информацию); способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, умения строить и исследовать простейшие математические модели», говорится в статотчете РЦОИ.

«Эти проблемы связаны с тем, что учителя много времени и внимания уделяют отработке алгоритмов решения заданий стандартного характера («решите уравнение», «решите неравенство», «упростите выражение» и т.д.), т.е. «натаскивают» учащихся на определенные типы заданий, на определенные формулировки. В то же время на уроках недостаточно внимания уделяется решению задач, требующих применения знаний из различных разделов курса алгебры, недостаточно решается задач практического характера, связанных с жизненным опытом выпускников».

Документ дает ряд рекомендаций педагогам для исправления ситуации. Не будем приводить их здесь, так как это чисто профессиональные методики. Просто подождем результатов экзаменов текущего года, после чего и сделаем выводы.

Между тем, фраза, вынесенная в заголовок этой статьи, – «Уравнение неравенства» – говорит о том, что в процессе подготовки к госэкзаменам педагогам ставится задача уравнения неравенства в знаниях экзаменуемых. То есть, делается все, чтобы даже самые слабые ученики преодолели хотя бы минимальный порог. А все остальное, как говорится, «дело техники».

«Желаем нашим детям успехов на экзаменах, – сказал Глава Башкирии Радий Хабиров на одном из недавних оперативных совещаний, где, в частности, обсудили подготовку к итоговой аттестации школьников. – По организации единого госэкзамена республика стабильно входит в «зелёную зону», и эту планку надо держать. Также нужно планомерно повышать качество образования в вузах республики, привлекать абитуриентов из других регионов».

Ни пуха, ни пера!

P.S.

Об особенностях поступления в республиканские вузы, в том числе льготах и условиях, можно узнать в этом материале.

Автор:Евгений Соколов
Читайте нас: