Все новости
АНАЛИТИКА
18 Мая 2023, 08:43

Рецидивисты за рулем

Каждый восьмой задержанный нетрезвый водитель в Башкирии повторно сел за руль пьяным.

Начало летнего сезона знаменуется оживлением транспортных потоков во всех сферах – на земле, на воде и в воздухе.

Особенно интенсивным становится движение автомобильного транспорта. На дороги выезжают дачники либо просто автолюбители, консервирующие на зиму свои авто, а также мотоциклисты, велосипедисты, рассекают пространство скутеры, электросамокаты и т. д.

По законам физики, чем больше количество частиц в определенном пространстве газа или воды и чем быстрее они движутся, тем выше вероятность их столкновения. Однако, в отличие от хаотичного броуновского движения в природе, движение транспорта в человеческом обществе должно быть упорядочено и регулироваться законами. 

Увы, о том, что «правила дорожного движения написаны кровью», некоторые автомобилисты, мотоциклисты или пешеходы вспоминают в момент, когда несчастье случается именно с ними.

По данным Управления ГИБДД, за 4 месяца 2023 года на дорогах республики произошло 886 ДТП, погибло 72 человек, пострадало 1073 человека. 

Количество погибших в ДТП увеличилось в 20 муниципалитетах.

Наиболее значительно этот показатель возрос в Дюртюлинском, Давлекановском, Салаватском, Туймазинском, Дуванском, Кармаскалинском, Кигинском и Куюргазинском районах.

Основной причиной ДТП со смертельным исходом стала низкая водительская дисциплина.

Вследствие выезда на полосу встречного движения произошло 45 ДТП с 18 погибшими.

Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части повлекло совершение 153 ДТП с 16 погибшими.

По вине пешеходов произошло 93 ДТП, в них погибло 16 человек (+14,3% к тому же периоду 2022 года) и получили ранения различной степени тяжести 81 человек.

За 4 месяца 2023 года выявлено 4 179 фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, в том числе 502 факта повторного пьяного вождения лицами, ранее лишенными водительского удостоверения за аналогичное правонарушение. То есть каждый восьмой задержанный нетрезвый водитель в Башкирии повторно садится за руль в состоянии опьянения. Это своего рода «рецидивисты за рулем».

Между тем, меры наказания за повторную пьяную езду становятся всё жестче.

Если первое нарушение карается штрафом в 30 000 рублей и лишением прав сроком до двух лет, то за повторную езду после употребления спиртного грозит  уголовная ответственность, штраф до 200 тысяч рублей, лишение прав на три года, исправительные работы до 480 часов или тюремное заключение до двух лет.

В конце минувшей недели, с 12 по 14 мая, в Башкортостане традиционно прошли профилактические мероприятия, направленные на предупреждение аварийных ситуаций и пресечение нарушений ПДД.

Сотрудниками Госавтоинспекции в отношении правонарушителей составлено более пяти тысяч административных материалов. За три дня уик-энда в республике задержаны и отстранены от управления транспортными средствами 143 нетрезвых водителя.

Заметим, что столь впечатляющая цифра достигнута благодаря усиленному графику дежурства патрулей ДПС в выходные дни. Остается только догадываться, сколько нетрезвых водителей и рецидивистов за рулем остаются безнаказанными в будние дни, когда ГИБДД работает в обычном режиме, а поток машин куда более насыщен.

С начала года в Башкирии с участием водителей в состоянии опьянения совершено 47 аварий с 10 погибшими и 56 ранеными.

Приведем несколько примеров из сводок ГИБДД РБ.

13 апреля в Белорецком районе нетрезвый водитель, управляя грузовым автомобилем КРАЗ без государственных регистрационных знаков, не справился с рулевым управлением и совершил съезд с дорожного полотна. В результате ДТП пассажир от полученных ран скончался на месте происшествия.

22 апреля в Давлекановском районе в дневное время 18-летний водитель в состоянии алкогольного опьянения, не имея водительских прав, управляя машиной ВАЗ-21099, не зарегистрированной в установленном порядке, с подложными государственными регистрационными знаками, не справился с управлением и допустил съезд в кювет с последующим наездом на электроопору, после чего опрокинулся. В момент происшествия в салоне автомобиля находились пять человек, в том числе трое детей. В результате ДТП полуторагодовалый ребёнок от полученных травм скончался до прибытия скорой помощи.

В Белорецком районе 17-летний юноша, управляя автомобилем ВАЗ-21102, совершил столкновение с попутно движущимся авто. Водитель погиб на месте, а пятеро его пассажиров в возрасте от 14 до 17 лет получили тяжелые увечья.

Как считают эксперты, одной из самых эффективных мер по предотвращению ДТП является установка видеокамер на дорогах.

По информации Минтранса РБ, в этом году в республике планируется приобрести новые мобильные комплексы для фиксации нарушений ПДД и  передислоцировать имеющиеся 79 стационарных комплексов автоматической фотовидеофиксации на вновь образующихся местах концентрации ДТП.

Кроме того, для обеспечения безопасности дорожного движения и уменьшения количества ДТП в республике в текущем году планируется выполнить:

 - ремонт более 870 км автомобильных дорог;

- установить и заменить более 18 тысяч дорожных знаков;

- 110 км барьерного и 12 км пешеходного ограждений;

- 146 светофорных объектов;

- 320 искусственных неровностей;

- выполнить работы по установке освещения на дорогах общей протяженностью 220 км. 

В 24 муниципальных районах на дорогах регионального и межмуниципального значения по сервисной модели будут установлены опоры с устройством искусственного освещения.

В одном из предыдущих эссе мы сравнивали эволюцию человека с другими биологическими видами. Одним из основных трендов эволюции стала скорость животных, чтобы травоядные могли убежать от хищников, а те, в свою очередь, – догнать свою жертву.

Изобретенные людьми автомобили во много раз превзошли скорость самых быстрых пантер или антилоп. Однако, при многократно повысившейся скорости, быстрота реакции человека осталась такой же, как у его предков в каменном веке.

В скоростях, не предусмотренных природой для живых существ, при возникновении внезапного препятствия нейроны мозга просто не успевают послать сигналы, чтобы нога нажала на тормоз, а руки повернули руль. Такова физическая и физиологическая причина многочисленных ДТП, к сожалению, с частыми жертвами.

Однако, кроме физиологических причин страшных аварий, во многих из них следует искать психологическую подоплеку.

Либеральная модель современной жизни многократно усилила парадигму конкуренции на всех участках, в том числе и между людьми. Некоторым представителям вида Хомо Сапиенс необходимо, во что бы то ни стало, показать свое превосходство над окружающими. Однако достичь этого в бизнесе, науке, культуре или спорте весьма сложно. Поэтому они идут по пути приобретения внешних атрибутов «успеха» – автомобиля той или иной степени «крутизны» и соответствующего поведения на дороге. Такими людьми руководит так называемая «жажда признания», которую они реализуют в превышении скорости, опасных обгонах и грубых нарушениях ПДД.

Эти люди самонадеянны и считают, что многочисленные примеры ДТП со смертельным исходом – это «не про них» и с ними этого точно не случится.

Количество нетрезвых водителей не снижается, несмотря на ужесточение карательных мер, а класс пьяных «рецидивистов за рулем» продолжает стабильно пополняться.

Начальник ГИБДД РБ Владимир Севастьянов недавно сообщил, что в связи с участившимися смертельными случаями и тяжкими последствиями дорожно-транспортных происшествий принято решение о привлечении участковых уполномоченных полиции к выявлению нетрезвых водителей. За две недели этой работы участковые в Башкирии уже отстранили от управления транспортными средствами 34 водителей в состоянии алкогольного опьянения.

На протяжении нескольких лет мы снижаем аварийность на наших дорогах. При этом стремимся сохранить как можно больше человеческих жизней. Идея вовлечь в эту работу участковых – это отличная инициатива, – отметил Глава РБ Радий Хабиров.

Еще одно нововведение для борьбы с нетрезвыми водителями – телефон «горячей линии» с коротким номером «128», позвонив на который, любой житель республики может сообщить о фактах грубых нарушений ПДД водителями или пешеходами, в том числе с признаками опьянения.

В отличие от других животных, представителей вида Хомо Сапиенс массово  губят инструменты и технологии цивилизации, изобретенные самим же человеком. Люди массово умирают в войнах, техногенных катастрофах, пожарах и т. д. Гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях продолжает занимать в этом списке одну из ведущих позиций.

Автор:Наиль Аширов
Читайте нас: