Первостепенная задача, стоящая сейчас в республике, – ремонт дорог. Эта проблема возникает каждый год с приходом весны. В этот раз она ощущается особенно остро.
Как обстоят дела
На оперативном совещании в Правительстве РБ, состоявшемся 27 марта, Глава Башкирии Радий Хабиров раскритиковал министра транспорта и заместителя премьер-министра Правительства РБ за плохую подготовку к ямочному ремонту. Он сказал буквально следующее:
«Я долбил вас всю прошлую неделю. У вас один аргумент был – асфальтовый завод мы запустить не можем, потому что это неправильно. Существует масса всевозможной техники, которая сама подогревает, сама готовит для ямочного ремонта и делает. Вы вдвоём (Клебанов и Марзаев, прим.) встали в защиту, вы что думаете, я прощу это? Я сегодня разнесу вас, готовьтесь. Получите по полной программе. Я Марзаеву говорю, включайте к чертовой матери свой асфальтовый завод. Нет, мы не можем, нелогично и так далее. А что же вы другую технику не смотрели, которая массово должна выйти и делать это?».
Возмущение было вызвано следующим – только с начала марта от жителей Башкирии поступило, по разным оценкам, от пяти тысяч до семи тысяч жалоб на качество дорожного полотна. Зафиксировано более пяти тысяч ям.
Работа началась
В свою очередь, по словам министра транспорта РБ Александра Клебанова, для проведения ямочного ремонта «Башкиравтодор» заготовил 312 тысяч тонн щебня и 5,8 тысячи тонн битума. 25 марта начали работать асфальтобетонные заводы Кармаскалинского и Стерлитамакского ДРСУ. 27 марта в работу включилось Бирское ДРСУ. Остальные асфальтобетонные заводы «Башкиравтодора» уже готовятся к предстоящему дорожному сезону. В начале апреля все 27 АБЗ начнут работать в полную силу.
«Работа идет полным ходом, – сообщил Александр Клебанов. – Специалисты отбирают пробный материал на анализ. После корректировок и настройки оборудования заводы приступили к производству прочной асфальтобетонной смеси. За первые три дня работы Кармаскалинский АБЗ выпустил более 15 тонн асфальтобетонной смеси, а Стерлитамакский – 20 тонн. Бирский АБЗ подогревает битум и также начинает производить асфальт. При благоприятных погодных условиях дорожники устраняют ямы уже горячим асфальтом».
Завершить ямочный ремонт на дорогах регионального значения планируется до 30 апреля, на центральных улицах Уфы – до 10 мая, а на местных дорогах – до 15 июня. Кроме того, в этом году должны привести в порядок 41 тысячу кв. метров дворовых проездов и выполнить капремонт 180 тысяч кв. метров асфальтобетонного покрытия в 206 дворах.
Яму – в цифру
Мониторинг состояния дорог ведется с помощью Системы контроля и планирования работ по дорожной инфраструктуре (СКПДИ). Другими словами, ведется «оцифровка» ям: граждане сигнализируют – дорожники реагируют. Каждому выявленному дефекту присваивают свой идентификационный номер, указывают точное местоположение ямы, ее параметры и прикладывают фото. После устранения дефекта подрядчик направляет в систему СКПДИ соответствующий фотоотчет. Посмотреть, как это работает, можно на интерактивной карте ямочного ремонта на сайте уфимской мэрии (ufacity.info/map_pit).
Между тем, ситуацию с «фонящими» дорогами обсудили на «Транспортном часе». Ранее Радий Хабиров сообщал о выделении дополнительных 4 млрд рублей на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автодорог местного значения. В частности, этой весной планировалось начать ремонт трассы «Сибай – Акъяр». Также Правительству РБ было поручено предусмотреть финансирование каждому муниципальному району по 10 млн рублей на отсыпку дорог.
Что планируется
В планах на 2023 год – привести в порядок 19 автодорог общей протяжённостью 218,5 км и 16 улиц населенных пунктов длиной 234 км.
Крупнейший проект по этому направлению – модернизация 47 км автодороги «Сибай – Акъяр» в Баймакском и Хайбуллинском районах. В 2023 году планируют обновить 24 км трассы, а полностью завершить работы – в 2024 году. Всего на эти цели направят 584 млн рублей. Ещё 343 млн выделят на ремонт участков автодороги «Стерлитамак – Раевский» протяжённостью 16 км, ремонт которых не проводили больше 20 лет.
Кроме того, 210 млн рублей направят на то, чтобы привести в порядок трассу «Новосараево – Глуховская» в Белебеевском районе, 195 млн – на автодорогу «Курасково – Нурлино – Арсланово» в Уфимском районе, 174 млн рублей – на трассу «Явгильдино – Щучье озеро» в Аскинском районе, 162 млн рублей – на участок «Четырман – Верхний Чат» в Янаульском районе, а 159 млн рублей – на дорогу «Мещегарово – Турнали – Мурсалимкино» в Салаватском районе.
В перечень «фонящих» вопросов также включили завершение реконструкции 40 км трассы «Бирск – Тастуба – Сатка», ремонт подъездных дорог к садовым товариществам и малым населенным пунктам.
Обновится в этом году и дорожная разметка. Общая протяженность линий разметки, наносимой термопластиком, составит 1 574 км, и краской – 12 220 км, с учетом краевой разметки. Работы планируется начать после 10 мая, а завершить – до 30 июля.
Приведем в норму
В 2022 году в Башкирии отремонтировали 171 км региональных дорог, входящих в опорную дорожную сеть России. В начале прошлого года нормативному состоянию соответствовало почти 59% от общего количества региональных дорог опорной сети региона. К марту 2023 года этот показатель возрос до 63,8%. До конца текущего года в нормативное состояние планируется привести 67,46% региональных дорог опорной сети республики.
Немного статистики
В рейтинге регионов страны по качеству дорог, опубликованном РИА в июле 2022 года, Башкирия заняла 17-е место. Сразу за нами идет Татарстан, а первое место заняла Москва. С одной стороны, республика вошла в двадцатку. С другой, – есть к чему стремиться.