Все новости
АНАЛИТИКА
22 Марта , 10:22

Мы едем, едем, едем

О развитии транспортной системы Башкирии.

Самолет и пароход – хорошо, пелось в известной песне. И наземный транспорт, будь то автомобиль, автобус или поезд, вполне хорош, если он во всех смыслах нормально развит. В Башкирии в последние годы наблюдается существенный подъем транспортной инфраструктуры. Строятся новые дороги, открываются новые рейсы и маршруты, возрождается навигация. В весенне-летний период наблюдается активизация транспортных потоков, а значит, есть повод обсудить эту тему в нашем материале.

Дороги, которые мы выбираем

Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но передвигаться он может только по дорогам, лучше всего – по качественным. Поэтому справедливо начать с обзора текущего состояния республиканских трасс.

В этом году в Башкирии планируется отремонтировать не менее 148 км автомобильных дорог. Таковы целевые показатели регпроекта «Региональная и местная дорожная сеть», входящего в состав нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». За предыдущие четыре года, начиная со старта нацпроекта, в республике привели в норму 1328 километров трасс.

Как сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства РБ Александр Клебанов, запланированы работы на 30 участках в Уфимской городской агломерации протяженностью 50,9 км. Дороги протяженностью 24,2 км и 21 объект вошли в планы Стерлитамакской агломерации.

Также в 2023 году продолжится строительство таких объектов, как транспортная развязка около поселка Зинино, участок дороги Бирск – Тастуба – Сатка, Восточный выезд из Уфы и других.

Кроме того, 11 новых дорог появятся в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда». Дороги общей протяженностью более восьми километров будут расположены в новых жилых кварталах Уфы и Октябрьского.

Сегодня уже недостаточно проложить асфальтовую трассу, снабдить ее светофорами, дорожной разметкой и бордюрами. Важным направлением в Башкирии стало создание придорожных сервисов и расширение покрытия мобильного интернета. Так, мобильная связь появилась на трассе Сибай – Акъяр протяженностью 100 км – теперь этот участок покрыт сигналом на 95%. В целом же, согласно указу Главы Башкирии Радия Хабирова о  стратегических направлениях социально-экономического развития республики до 2024 года, минцифры РБ проработало инициативу по обеспечению более 90% протяженности автомобильных дорог регионального значению устойчивым сигналом сотовой связи.

– Наша главная цель – развитие сетей сотовой связи и мобильного интернета на всех дорогах республики. Это безопасность и комфорт водителей, – сказал премьер-министр правительства РБ Андрей Назаров.

Большое внимание также уделяется комфорту водителей и пассажиров. С этой целью в Башкирии развивается сеть придорожных сервисов. Активная работа в этом направлении ведется с 2020 года. Только в 2022-м построено 52 торговых объекта, 24 СТО, 23 заправки, 15 пунктов питания, 7 гостиниц, 5 автомоек и 3 молельные комнаты.

В этой связи вспоминаю мою недавнюю поездку из Уфы в заповедник Шульган-Таш. Дорога заняла часов шесть. В пути пару раз делал остановку в таких вот придорожных сервисах. Тут вам и магазин, и кафе, и современный туалет. Просторная стоянка и устойчивый интернет-сигнал. Обратил внимание, что на парковке было много машин из других регионов. Передохнули – и в путь-дорогу. Сервис оставил очень благоприятное впечатление.

Я в синий автобус сажусь на ходу

Сегодня межмуниципальная маршрутная сеть республики включает 390 маршрутов регулярных перевозок, две трети которых обслуживает «Башавтотранс». Муниципальные маршруты охватывают автобусным сообщением более 3,5 тысяч населенных пунктов. Также через Башкирию проходит более 30 межрегиональных маршрутов.

Между тем, маршрутная сеть в республике расширяется. В ближайшем будущем Минтранс РБ планирует охватить ею все населенные пункты республики, в которых проживают не менее 500 человек. А уже на днях стартуют новые автобусные маршруты, № 155 (ГК «Камышлинский» – Алексеевка (Тарбеевка) через Суровку) и № 155 А (Алексеевка (Тарбеевка) – Зареченский рынок Уфы через поселок 8-е Марта).

Постоянно обновляется и автобусный парк. Только лишь «Башавтотранс» за последние четыре года пополнился более чем тысячей новых автобусов. Частные перевозчики за этот период приобрели 250 новых машин.

34 новых «НефАЗа» появилось на улицах Уфы уже в этом году, а всего в 2023 и 2024 году для обслуживания городских маршрутов планируется приобрести 85 автобусов. В отличие от устаревших пазиков, новые машины оборудованы информационными табло, спутниковой навигацией, камерами наблюдения, тахографами, USB-портами для зарядки. Также «НефАЗы» полностью отвечают требованиям «доступной среды» – здесь установлены подъемники и специальные места для инвалидных колясок.

Воздушные ворота республики

Авиация Башкирия знала и «взлеты», и трудные времена. Когда-то в республике были свои внутренние рейсы, но сейчас вопрос их возобновления отложен в сторону. Мы помним, как расширялась география прямых рейсов из аэропорта Уфы. Сегодня напрямую из столицы Башкирии можно полететь в страны СНГ, Турцию, Таиланд, Египет, ОАЭ.

Но всё в мире циклично, и постепенно воздушные ворота республики наращивают свою сеть. На данный момент международный аэропорт «Уфа» имени Мустая Карима входит в топ-10 крупнейших аэропортов России и занимает лидирующие позиции.

За прошлый год уфимский аэропорт обслужил 4,1 млн пассажиров. Это восьмой результат среди регионов России и первый – в ПФО.

«Из Уфы выполняли рейсы более чем по 45 направлениям, – сообщил на оперативном совещании в Правительстве РБ гендиректор Александр Андреев. – В прошлом году открыли семь новых маршрутов из Уфы – в Иркутск, Красноярск, Грозный, Пермь, Омск, Астрахань и Нарьян-Мар. В планах – запустить рейсы в Кемерово, Мурманск и Сыктывкар».

Между тем, в мае планируется запустить прямое сообщение между Уфой и Тегераном. Периодичность рейсов составит два раза в неделю.

Ах, белый теплоход

В 2019 году в Нижнем Новгороде был спущен на воду круизный лайнер «Мустай Карим». Этот теплоход стал символом возрождения пассажирского судостроения в России. Год спустя он совершил свой первый морской круиз, а в 2021 году «Мустай Карим» повез туристов по рекам страны.

К сожалению, для судоходных возможностей реки Белой масштаб теплохода оказался слишком велик – в лучшем случае он мог дойти лишь до устья.

Тем временем, власти Башкирии предприняли все усилия для возрождения судоходства в республике.  Во-первых, в Уфе реконструировали набережную на Белой, а компания «Башкирское речное пароходство» была спасена от банкротства. Огромная работа была проделана по углублению дна рек Белой и Уфы. И уже в мае 2022 года в Уфу впервые зашел четырехпалубный теплоход «Александр Пушкин», сопоставимый по габаритам с лайнером «Мустай Карим». Всего за сезон столица Башкирии приняла 12 туристических пассажирских судов, на которых в Уфу прибыли 2,5 тыс. туристов. Кроме того, за навигационный сезон 2022 года по Белой прокатились 84 тысячи пассажиров – в четыре раза больше, чем годом ранее.

Кстати, в этом году «Мустай Карим» впервые доплывет до Уфы. Туристический круиз лайнера по девяти городам стартует из Нижнего Новгорода 28 апреля. В столицу нашей республики он прибудет 2 мая.

«Для наших жителей в прежние годы речное судоходство имело очень большое значение, – сказал Глава РБ Радий Хабиров на открытии сезона навигации 2022 года. – По красавице-реке Белой ходили большие и малые корабли. После большого перерыва нам удалось создать условия для того, чтобы суда снова могли заходить в акваторию Уфы… У меня есть мечта – возродить речной флот, судоходство, чтобы жители и гости столицы могли кататься по Белой и наслаждаться видами Уфы и нашей природы. Уверен, что мы сможем реализовать эту идею».

Оглядываясь назад, можно с уверенностью заявить, что эта мечта – не только руководителя региона, но и многих жителей республики – сбылась.

Вагончик тронется, перрон останется

Уфа была и остается важным железнодорожным узлом. Сотни поездов проходят через нее ежедневно. В целом на республику приходится около 40 % от всей погрузки Куйбышевской железной дороги. Открываются новые маршруты. За последние два года открыли два скоростных маршрута – до Абдуллино и до Кумертау, продлив его затем до Оренбурга.

Развивается пригородная железнодорожная сеть. Только за первую половину 2022 года электрички перевезли 1,8 млн пассажиров, что стало постпандемийным рекордом. Четверть всех пассажиров приходится на «Орланы» – инновационные поезда нового поколения.

В ближайшей перспективе предстоит большая работа по строительству пересадочных узлов возле станций, чтобы люди могли пересаживаться из автобусов на электричку. 

Автор:Евгений Соколов
Читайте нас в