Все новости
АНАЛИТИКА
15 Февраля 2023, 11:26

Человек за рулем: эволюция вида

По итогам 2022 года в Башкирии достигнут исторический минимум по количеству смертей в ДТП.

Человеком, как и другими видами животного мира, руководит инстинкт самосохранения. Однако у прочих биологических видов смерть приходит в силу естественных причин, обусловленных самой природой (хищники, голод, болезни).

И только представители вида Homo Sapiens из отряда приматов класса млекопитающих во множестве умирают не только из-за недугов и старости, а вследствие так называемых внешних, не естественных для природы причин, вызванных техногенными факторами.  

Человечество губят инструменты и технологии цивилизации, изобретенные самим же человеком. Люди массово умирают в войнах, катастрофах, пожарах, авариях и т. д.

Гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях занимает в этом списке одну из ведущих позиций.

Статистика свидетельствует, что жертвами ДТП в России ежегодно становятся десятки тысяч человек, в Башкирии – сотни.

В последние годы в республике динамика смертности в ДТП ежегодно снижалась. Так, если в 2018 году в ДТП на дорогах Башкирии было зафиксировано 550 погибших и 5519 пострадавших, то в 2019 году – 469 погибших и 5447 раненых. В 2020 году эти показатели стали еще меньше, но в 2021 году вновь возросли по отношению к предыдущему году.

По итогам 2022 года в республике удалось достичь исторического минимума по количеству смертей на дорогах – погибло 409 человек, что на 74 человека или на 15% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.

В целом, по данным, предоставленным ГИБДД РБ, в 2022 году на дорогах республики произошло 3441 ДТП, что на 424 происшествия меньше, чем в 2021 году; пострадавших – 4221 человек, что на 525 человек или 11% меньше по сравнению с предыдущим годом.

Как известно, дороги подразделяются на федеральные, региональные, муниципальные и местные. Динамика смертности здесь существенно разнится.

Если на дорогах федерального значения в прошлом году погиб 61 человек против 118 человек в 2021 году (меньше на 57 человек), то на дорогах регионального и межмуниципального значения погибло 220 человек против 233 жертв ДТП в 2021 году, что меньше на 13 человек. На местных дорогах погибло 128 человек против 130 в 2021 году.  

По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, для снижения количества погибших в ДТП в 2022 году выполнена определенная работа по улучшению дорожных условий.

Так, в рамках реализации Плана мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, в республике в 2022 году выполнен ремонт 1335 км дорог, установлены и заменены 18875 дорожных знаков, установлено 121 км барьерных и 19 км пешеходных ограждений, 210 светофорных объектов, 454 искусственных неровностей и выполнено освещение дорог протяженностью 387 км.

Кроме того, в прошлом году продолжена работа по оснащению дорог комплексами автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД.

В Минтрансе РБ привели следующие цифры: в 2022 году начали работать в полном объеме 800 стационарных комплексов автоматической фотовидеофиксации по сервисной модели, приобретено 17 передвижных комплексов; приобретено программное обеспечение для автоматизации процесса обработки фотоматериалов; передислоцировано 76 стационарных комплексов на местах концентрации ДТП.

Для контроля за соблюдением водителями скоростного режима на автомобильных дорогах республики сегодня установлено 1764 комплекса автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД, в том числе: 1701 стационарных, 57 передвижных, 6 мобильных.

Другая грань работы по снижению аварийности на дорогах – вынесение штрафов для нарушивших ПДД водителей, ибо любое наказание, а тем более – крупные денежные штрафы имеют воспитательное значение.

По данным Минтранса РБ, за прошедший год в Башкирии было вынесено более 5 млн административных постановлений о нарушениях ПДД на сумму 2 млрд рублей. При этом в дорожный фонд Республики Башкортостан пока поступило 1 млрд 884 млн рублей.

Важным направлением в сфере предупреждения ДТП является строительство новых дорог с технологиями повышенной безопасности.

В начале февраля 2023 года в Дюртюлинском районе Глава Башкортостана Радий Хабиров и руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Новиков провели выездное совещание по реализации на территории региона важнейших транспортных проектов, в том числе в сфере безопасности.

Новый участок трассы М-7 протяжённостью 65 км пройдёт через Илишевский, Дюртюлинский и Чекмагушевский районы в обход пяти населённых пунктов, что позволит разгрузить старое направление от транзитного транспорта и повысить безопасность дорожного движения в регионе.

Роман Новиков поблагодарил за большой объём работы по снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях в республике. В 2022 году по РБ этот показатель на федеральных дорогах снизился на 48%, что значительно выше, чем в среднем по России.

– Это очень хорошая динамика. Мы признательны республике за поддержку в этой работе, – сказал Роман Новиков.

Глава республики сообщил, что для повышения качества и безопасности региональных и межмуниципальных дорог приняли решение ежегодно выделять дополнительные средства на модернизацию наиболее аварийных трасс.

В этом году выделим 4 млрд рублей на ремонт самых плохих дорог, состояние которых волнует наших жителей, – сказал Радий Хабиров.

9 февраля в Уфе открыли Центр организации дорожного движения (ЦОДД) – новую аналитическую службу ГИБДД.

Сотрудники ЦОДД ежедневно обрабатывают от 20 до 50 тысяч протоколов по нарушениям правил дорожного движения, зафиксированным камерами фотовидеофиксации на федеральных и региональных трассах. Затем эти документы поступают в ГИБДД МВД по РБ, сотрудники которой и выносят постановления по штрафам.

С работой ЦОДД ознакомились Глава Башкортостана Радий Хабиров и врио министра МВД по РБ генерал-майор полиции Артур Сайфуллин.

Помимо введения новых технических средств и технологий, в республике будут проведены комиссионные проверки состояния дорог в составе сотрудников ГИБДД, дорожных служб и муниципальных властей.

Наибольшее число участников дорожного движения погибли в прошлом году на автодороге «Уфа-Бирск-Янаул», где произошло 20 смертельных случаев, «Уфа-Чишмы-Киргиз-Мияки» – 13 жертв и «Бирск-Тастуба-Сатка» – 12 смертей в ДТП. Комиссионные выезды будут проведены, прежде всего, на этих дорогах.

Рост основных показателей аварийности отмечен также на территории города Нефтекамска, Благоварского, Караидельского, Чекмагушевского районов республики.

Доминирующими видами происшествий на автодорогах местного значения являются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов.

По информации Минтранса РБ, в 2023 году для предупреждения и профилактики ДТП в республике запланированы такие мероприятия, как приобретение более 40 передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД, ввод в эксплуатацию видеокомплексов на перекрестках в Уфе и Стерлитамаке, установка 30 муляжей камер фотовидеофиксации.

Государство предпринимает максимум возможных мер для снижения аварийности. Между тем главная причина ДТП кроется не в состоянии дорог, количестве дорожных знаков и разметок, а в менталитете водителей.

В Башкортостане сегодня насчитывается почти 1,4 млн легковых машин, то есть на каждых трех жителей республики приходится по автомобилю. По этому показателю Башкирия лидирует в ПФО.  

Сегодня подержанную машину можно купить за весьма доступную сумму, при этом постоянно динамично растет парк новых авто. Это означает дальнейший рост количества машин и автомобилистов. При таком всё более насыщенном потоке транспорта нужно быть ещё более острожными на дорогах, чтобы просто математически исключить вероятность столкновений. Увы, пока все обстоит иначе.

В одном из предыдущих эссе мы сравнивали эволюцию человека с другими биологическими видами. Один из главных трендов эволюции – быстрота передвижения животных, дабы одни особи могли убежать от хищников, а те, в свою очередь, – догнать свою жертву.

Виду Homo Sapiens эволюция даровала прямохождение, тем самым ограничив в скорости перемещения по сравнению с четвероногими. Однако, проигрывая гепардам или антилопам в скоростных качествах, человек смог компенсировать это благодаря интеллекту.

Изобретенные людьми транспортные средства во много раз превзошли скорость самых быстроногих животных. Однако здесь технологии сыграли с человеком злую шутку – при многократно повысившейся скорости перемещения, быстрота реакции человека 21 века осталась такой же, как у его предков до нашей эры.

Именно этот пример диалектического противоречия и стал причиной многочисленных ДТП в новейшей истории человеческой цивилизации. В скоростях, не предусмотренных природой для живых существ, при возникновении внезапного препятствия или другой машины, нейроны из мозга просто не успевают послать сигналы, чтобы нога нажала на тормоз, а руки повернули руль. Такова физическая и физиологическая причина многочисленных ДТП, к сожалению, с частыми жертвами.

По итогам 2022 года, в республике удалось достичь минимума по количеству смертей на дорогах. Но и эта цифра, 409 жертв ДТП за год – чрезвычайно велика для того, чтобы люди чувствовали себя в безопасности, садясь в машину или автобус.

Количество людей, имеющих водительские  права, приближается ныне к трети всего взрослого населения. Если продолжать тему эволюции, можно утверждать, что сегодня сформировался новый многочисленный подвид Homo Sapiens – «Человек за рулем».

Как было сказано, государство и общество предпринимают сегодня все возможные меры для снижения аварийности.

Теперь стоит задача эволюции сознания и менталитета человека за рулем как воспитательными мерами, так и все более жесткой системой наказаний.

Автор:Наиль Аширов
Читайте нас: