Все новости
АНАЛИТИКА
13 Февраля 2023, 09:08

Сто лет – полет нормальный!

К вековому юбилею гражданской авиации России.

100 лет назад, 9 февраля 1923 года, Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Дата стала официальным днем рождения гражданского воздушного флота СССР – гражданской авиации России.

Башкирские авиаторы не отделяют свою судьбу от истории становления и развития гражданской авиации всей страны. Каждый работник отрасли – настоящий профессионал, иначе быть не может. Наша работа – это не только романтика полетов, но и огромная ответственность.

Как все начиналось

С первых же своих полетов самолет стал символом ХХ столетия. Зародившись в умах наших предков, авиация со временем прочно вошла в наш быт, и теперь мы не мыслим жизни без самого скоростного и удобного транспорта.

Николай Егорович Жуковский – русский ученый, основоположник современной аэродинамики. В 1904 году он открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета. Первыми авиаторами в России, установившими множество мировых рекордов во время полетов во Франции в 1910 году, были  Николай Попов и Михаил Ефимов. Первая русская школа летчиков была открыта 24 ноября 1910 года на аэродроме Куликово, что в 20 километрах от Севастополя.

В 1913 году на Русско-Балтийском заводе под руководством Игоря Сикорского был сконструирован биплан «Илья Муромец». Этот самолет стал первым в мире пассажирским самолетом, показательный полет был совершен в 1914 году, потом он стал первым в мире тяжелым бомбардировщиком.

8 августа 1914 года экипаж в составе Яна Нагурского и Евгения Кузнецова первым в мире поднялся на самолете «Морис Фарман» (был закуплен во Франции в 1914 году) в арктическое небо. Экипаж вылетел на обследование западного берега архипелага Новая Земля. Нагурский по праву считается пионером арктических полетов.

1 мая 1922 года открылся международный регулярный рейс по почтово-пассажирской авиалинии Москва Кенигсберг пилотом Иваном Воедило.

8 марта 1923 года создана организация «Общество друзей воздушного Флота» (ОДВФ). В мае того же года в Уфе появилось местное отделение ОДВФ – из Москвы ему передали учебный самолет «Фарман-30».

Аэоропорт на ул. Зорге в Уфе.
Аэоропорт на ул. Зорге в Уфе.

Авиация в БАССР

Здесь мы отступим от всесоюзной хронологии и обратим внимание уже на основные вехи гражданской авиации БАССР.

Точной датой рождения гражданской авиации Башкортостана считается 7 июля 1933 года. В вышедшем Постановлении Совета народных комиссаров Башкирской АССР говорилось: «Организовать в Башкирской АССР  постоянный  самостоятельный отряд сельскохозяйственной авиации». В мае 1924 года в Уфе началось строительство аэродрома.

22 февраля 1935 года самолет Героя Советского Союза Василия Молокова, совершавшего перелет в Арктику, произвел вынужденную посадку из-за погодных условий на аэродроме Янаула. Несколько дней продолжалась пурга. Уральские горы были окутаны густым туманом. Янаульцы  пришли в клуб на встречу с экипажем самолета.

«Нам поручено открыть зимний воздушный путь – на порт-остров Диксон, который находится  в устье  реки Енисей, – сказал Молоков. – Маршрут полета такой: Москва – Казань – Янаул – Свердловск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Подкаменная Тунгуска – Дудинка. Расстояние – тринадцать с лишним тысяч километров. Это расстояние постараемся покрыть за 45 летных часов».

В мае 1938 года в Уфу прилетел и другой легендарный летчик – Герой Советского Союза Михаил Водопьянов. Его визит стал большим праздником. Горячо проявлялась любовь народа к славным соколам, прославившим свою социалистическую Родину. Вскоре на страницах газеты «Правда» появилась большая статья, в которой Водопьянов поднимал вопросы дальнейшего развития гражданской авиации.

Между тем, под руководством Василия Молокова, возглавлявшего Главное управление ГВФ, «Аэрофлот» в годы войны приобрел четкую организационную структуру, позволившую эффективно принимать участие в боевых операциях. С 1942 года Молоков возглавлял создание воздушной трассы  Фербенкс – Ном – Уэлькаль – Марково – Сеймчан – Якутск – Красноярск для перегонки самолетов из США, полученных по лендлизу.

Наш земляк Фуат Шарипович Утяшев после окончания Тамбовской авиационной школы в 1940 году начал работать пилотом в Восточно- Сибирском управлении ГВФ. С 1943 по 1945 год он служил в перегоночной  дивизии Советской армии, перегонял американские самолеты Си-47 через Сибирь на фронт. В системе гражданской авиации он прошел путь от рядового пилота до командира Уфимского объединенного авиаотряда. Он сумел создать дружный, трудолюбивый коллектив. Командирами летных подразделений были назначены пилоты, хорошо зарекомендовавшие себя на прежних должностях. Это В. Д. Шалашов, М. Ш. Ахмадризялов, Ф. Ш. Байбурин, Ш. И. Юсупов, Р. Ш. Галямов. Под руководством Ф. Ш. Утяшева (с 1963 по 1982 гг.) Уфимский объединенный авиаотряд вышел в число крупных и передовых авиапредприятий отрасли. В 1965 году Ф. Ш. Утяшеву присвоено звание «Заслуженный пилот СССР», он кавалер ордена Ленина.

Санитарная авиация Башкирии.
Санитарная авиация Башкирии.

Новый аэропорт и новая аэроэра

В 1954 году Уфа приняла первый самолет Ан-2. С этого момента в Башкирии начинается строительство местных аэропортов. Одновременно с самолетами Ан-2 в гражданской авиации начинается эксплуатация вертолетов Ми-1. Также правительство республики совместно с Приволжским управлением гражданской авиации принимает решение о создании в Уфе авиаэскадрильи самолетов Ли-2. Постепенно развивается маршрутная сеть – начали открываться рейсы из Уфы в Москву, Симферополь, Новосибирск, Ташкент, Куйбышев, Минводы. Вводилось обслуживание также и по местным линиям – Белорецк, Сибай, Баймак и другим районам.

Аэропорт на ул. Зорге в Уфе.
Аэропорт на ул. Зорге в Уфе.

Аэропорт Уфы, который располагался на улице Зорге (на месте нынешнего Южного автовокзала), уже не справлялся с возрастающей нагрузкой. Тем более, что на союзных трассах появились турбовинтовые и реактивные воздушные суда. Было принято решение о строительстве нового аэропортового комплекса за пределами города – в районе Чесноковки. Новый аэропорт открылся в 1963 году и функционирует по сей день.

Испытания нового реактивного самолета Ту-124 в БАССР.
Испытания нового реактивного самолета Ту-124 в БАССР.

В 1991 году на базе Уфимского объединенного авиаотряда была создана авиакомпания «Башкирские авиалинии». Компания осуществляла регулярные и чартерные рейсы из Уфы в Москву, Санкт-Петербург, Ереван, Сочи, Анапу, Симферополь, Краснодар, Ростов, Надым, Новый Уренгой, Нижневартовск, Сургут, Стамбул, Шарджу, Шарм-эль-Шейх, Хургаду. К сожалению, в 2007 году «БАЛ» прекратил свое существование.

Аэоропорт Акъяра. 1991 г.
Аэоропорт Акъяра. 1991 г.

Рекордсмен по количеству пассажиров

Сегодня авиация Башкирии переживает новый виток. Да, у нас нет собственной авиакомпании, но наращивает темпы Международный аэропорт «Уфа» имени Мустая Карима.

В 2022 году воздушная гавань республики обслужила более четырех миллионов пассажиров.

«Этого показателя Башкортостан достигает во второй раз в истории и раньше на 10 дней, чем в прошлом году, – отметил Глава РБ Радий Хабиров. – Несмотря на сложности в экономике, закрытие привычных международных направлений, люди продолжают летать и даже делают это чаще. Самыми востребованными остаются Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Сургут и Новосибирск».

Между тем, открываются новые рейсы. 17 февраля стартует прямое авиасообщение Уфа – Самарканд, а с 6 марта из столицы Башкирии можно будет напрямую полететь в Минск.

СПРАВКА.

Международный аэропорт «Уфа» имени Мустая Карима входит в топ-10 крупнейших аэропортов России, занимает лидирующую позицию среди аэропортов ПФО по объему обслуженных пассажиров и является единственным аэропортом, обслужившим более 4 млн пассажиров за год.

Международный аэропорт «Уфа» является обладателем четырех звезд в рейтинге престижного международного авиатранспортного агентства Skytrax и является пятым в России, СНГ и Центральной Азии, достигшим четырехзвездочного рейтинга.


Партнерами аэропорта «Уфа» являются более 40 авиакомпаний: «ЮТэйр», «Аэрофлот», S7 Airlines,  «Победа», Azerbaijan Airlines,  «Азур эйр», Nordwind Airlines, Smartavia, «Россия»,  «Красавиа», Fly Dubai , «Уральские авиалинии», «Азимут», Red Wings, «Ижавиа», Royal Flight  и другие.

Маршрутная сеть авиаузла – более 60 направлений, включая 40 направлений в города России. 

Сейчас в аэоропорту ведется реконструкция. К 450-летию столицы Башкирии в 2024 году терминалы внутренних и международных рейсов уфимского аэропорта свяжут в единый архитектурный комплекс. Терминалы объединят с помощью навеса площадью порядка 9 тысяч кв. метров. Строительство этого объекта станет финальным этапом реконструкции аэровокзального комплекса воздушной гавани Уфы.

 Санитарная авиация

 Активно развивается в республике и санитарная авиация. В арсенале врачей имеются два вертолета «Ансат» для оперативной перевозки больных из дальних уголков Башкирии в лечебные заведения Уфы. В результате ежегодно удается спасти жизни более сотни пациентов.

 Остается надеяться, что когда-нибудь в республике возродят и внутренние авиарейсы. Первая попытка была сделана в 2010 году с открытием рейса Уфа – Сибай. Но через год полеты отменили из-за убыточности. Вопрос и сейчас время от времени выходит на повестку дня, но на данный момент потенциальных инвесторов нет. Что называется, вопрос повис в воздухе. А ведь когда-то долететь из Уфы, скажем, до Акъяра было обыденным делом. Час полета на Ан-24 – и вы достигли места назначения. Возможно, для наших детей такие рейсы станут реальностью.

 Событие общенационального значения

 9 февраля, в день столетнего юбилея гражданской авиации, Президент России Владимир Путин встретился с представителями авиационной отрасли.

 «Хочу подчеркнуть, что мы и дальше будем развивать аэродромную, транспортную, навигационную инфраструктуру страны и строить современные аэропорты, реконструировать имеющиеся, – сказал глава государства. – Это, безусловно, масштабные государственные планы, которые идут в полном соответствии с нашими национальными целями развития… Модернизация аэропортной сети – это хороший стимул для развития регионов и России в целом. Это более комфортная жизнь для людей, для того чтобы обеспечить их передвижение по нашей огромной стране. Это делается для того, чтобы люди могли передвигаться комфортно и «сшивать» огромное пространство с экономической точки зрения. Я еще раз хочу всех поблагодарить за труд и желаю всем работникам отрасли всего самого доброго, успехов. Юбилей гражданской авиации – это событие не только отраслевого значения, это событие общенационального значения».

Рифгат ДЕНИСЛАМОВ, председатель Башкирского регионального отделения «Содружество ветеранов гражданской авиации России», отличник Воздушного транспорта Российской  Федерации, заслуженный работник транспорта Республики Башкортостан;  Евгений СОКОЛОВ.   

Фото: Евгений Соколов, Алексей Соколов, Александр Панасенко.

Автор:Евгений Соколов
Читайте нас: