В конце каждого уходящего года принято подводить его итоги.
Год 2022-й был особенным и знаковым в геополитике, а события, произошедшие в этом году, отразятся на дальнейшей истории человечества. Этот год в летопись человечества однозначно будет вписан как год исторического перелома.
Речь идет о начале глобального противостояния России и ряда других стран с Западом, вылившимся в российско-украинский конфликт.
24 февраля 2022 года Президент России Владимир Путин объявил о начале военной спецоперации с целью защиты населения Донбасса, денацификации и демилитаризации режима на Украине.
В течение года спецоперация не была завершена, она разрослась до масштабов войны, была объявлена частичная мобилизация граждан. Очевидно, что военные действия будут продолжены в следующем году.
2022-й год стал началом переустройства мира, тектонических сдвигов, ведущих к новому мировому порядку.
В советское время нам, студентам истфака, развитие истории трактовали, прежде всего, с точки зрения борьбы классов и смены общественно-политических формаций, от первобытного строя и рабовладения – до социализма. В конечном счете, во всем мире должен был победить коммунизм.
С распадом СССР история пошла по другому пути.
Запад, вдохновленный распадом соцлагеря, провозгласил полную и окончательную победу либерального строя.
Следует напомнить основные идеологемы этой версии истории.
Здесь, прежде всего, упомянем широко известную книгу Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка», написанную еще в конце 20 века.
Хантингтон утверждает в своем труде, что после краха соцлагеря конфликты между странами по идеологическим причинам сменятся «столкновениями цивилизаций».
Он перечислил основные цивилизации в современном мире – западная, православная, исламская, латиноамериканская, синская (китайская), японская, африканская, буддистская.
Хантингтон назвал несколько причин будущего столкновения цивилизаций.
Мир становится теснее, в результате интеграции растет общение, которое выявляет глубинные непримиримые противоречия между цивилизациями, которые нельзя решить мирным путем. Рост цивилизационного сознания усиливается двойной ролью Запада. С одной стороны, по Хантингтону, сегодня Запад находится на пике развития, но в это же время нарастают антиглобалистские процессы, возвращение к корням среди незападных цивилизаций. В итоге Запад вынужден противостоять другим цивилизациям, где нарастает воля и ресурсы для развития по своему пути.
Похожий взгляд на развитие истории и у известного немецкого философа истории Освальда Шпенглера, который, в отличие от Хантингтона, разделял мир не на цивилизации, а на культуры.
«Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть своё детство, своя юность, своя возмужалость и старость», – писал Шпенглер.
Он предостерегал, что перед старой европейской культурой стоит угроза нашествия более молодых и пассионарных культур.
О подобном алгоритме развития истории писал и известный британский социолог Арнольд Тойнби.
Однако, в отличие от других сторонников цивилизационной модели истории, Тойнби видит в ней прогрессивные черты, поскольку, благодаря перманентной конкуренции, человечество развивается далее.
Об истории как борьбе цивилизаций писали и многие другие западные мыслители. Следует подчеркнуть, что большинство этих авторов считали, что, в конечном счете, западная (европейская) модель вновь одержит верх и будет править миром.
Особенно последовательно и настойчиво эта парадигма проводится в трудах американского философа Френсиса Фукуямы, который заявил, ни много ни мало – о «конце истории», в связи с полной победой западной либеральной модели во всем мире.
По Фукуяме, либеральная форма демократии является окончательной для всех стран и наций, и все цивилизации вскоре перейдут к западному варианту правления. Стало быть, что называется, «сопротивление бесполезно», и всем государствам с альтернативными способами мироустройства следует сдаться без боя. В отличие от Хантингтона, Фукуяма говорит не о столкновении цивилизаций, а скорее – об их подчинении Западу.
Следует сказать, что в связи с российско-украинским конфликтом, обострением отношений между Китаем и Тайванем в 2022 году, многие авторитетные западные историки и философы высказали свое критическое отношение к теории Фукуямы. Как метко выразился один из них, Россия, Китай и другие страны восстали против Запада, и тем самым положили «конец концу истории».
Мой научный руководитель на кафедре всеобщей истории БГУ доцент Борис Никонович Лаптев, редактируя дипломную работу, обращал внимание на обилие метафор и аллюзий в моих текстах.
«История – это наука, такая же, как математика или физика, здесь нужно писать максимально просто», – часто говорил он мне.
Однако затем он смирился, видя, что этот стиль уже не изменить. Страсть к стилистическим фигурам все равно во мне возобладала, и журналист победил историка.
В ходе анализа знаковых событий 2022 года, как начала конца теории «конца истории», напрашивается следующая аллюзия.
В биологии живые существа конкурируют в целях выживания и развития в процессе дарвиновского естественного отбора. В 20 веке социологи ввели новый термин – «социал-дарвинизм», отмечая возрастающее соперничество и борьбу за существование между людьми.
Беспрецедентный глобальный кризис, начавшийся в 2022 году, на мой взгляд, ведет к «геополитическому дарвинизму», когда до сих пор относительно «мирная» конкуренция между цивилизациями вошла в горячую фазу, где видимой верхушкой громадного конфликтного «айсберга» стала война на Украине. Если в процессе биологического естественного отбора побеждают и эволюционируют наиболее приспособленные биологические виды, то в геополитическом дарвинизме итогом борьбы станет вопрос победы или поражения определённых цивилизаций, а значит – и дальнейшего их существования и развития.
Однако здесь рождается еще одна метафора. Если в процессе естественного отбора животные руководствуются инстинктами и стараются всё же избежать смерти, то войны между людьми – это «противоестественный отбор», поскольку он приводит к многочисленным жертвам. Увы, этого трагического исхода в геополитическом дарвинизме пока нельзя избежать, история развивается именно по такой парадигме законов диалектики. Об этом мы писали в предыдущем эссе («Диалектика войны»).
Здесь необходимо перейти к еще одной классификации современного человечества, применительно к новейшей истории 21 века.
Кроме деления на разные цивилизации, социальные философы сегодня разделяют страны и народы на так называемые «догероические», «героические» и «постгероические».
В случае войны догероические народы не готовы воевать сами, а прибегают к помощи союзников, наемников и помощи извне. Героические общества воюют силами собственной армии и мобилизованного народа, а постгероические страны и вовсе не готовы воевать.
Феномен постгероического общества состоит вот в чем.
После того, как наступил «конец истории», то есть победа либеральной идеологии, в большинстве западных стран воцарилось общество потребления. Бороться и сражаться в потенциально большой войне стало не с кем, патриотические идеи постепенно угасали, и главными целями стали потребление, комфорт, личный успех. Как неизбежное следствие, наступило разобщение людей, атомизация общества и рост бездуховности. Так называемый «Хомо эконимикус» не готов покинуть столь привычную зону комфорта и идти воевать за свою страну.
Эта тенденция стала заметна еще во времена вьетнамской войны 60-х годов 20-го века, когда громадное количество юношей в США уклонялись от призыва, намеренно себя калечили и т. д.
Социологи сегодня относят к постгероическому обществу большинство западных стран, где народ в основном не понимает и не поддерживает власти своих стран в эскалации отношений с Россией, не готов идти воевать в случае глобальной войны.
Российское общество также подхватило «бациллу» потребления, но сегодня мы видим в нашей стане развивающееся «героическое общество» со всеми его признаками – сплочение народа, принятие людьми неизбежного снижения уровня жизни в военный период, масштабная помощь от народа армии, большое количество добровольцев для участия в СВО.
Кроме перечисленных версий движущих сил новейшей истории, ряд экспертов считают, что в современном мире геополитика развивается в результате борьбы глобализации и антиглобализации. Как известно, главный вектор глобализации – это стремление привести всё человечество к единому стандарту во всех сферах – технологиях, политике, культуре, парадигме потребления, образе жизни и менталитете. Что примечательно – по западному образцу. Тем самым уничтожаются самобытные национальные культуры и уникальные языки малочисленных народов.
Поэтому противостояние Западу можно считать в определённом смысле и борьбой антиглобалистов, где основную роль играют Россия, Восток, Латинская Америка и Африка. Это большинство человечества как территориально, так и по количеству населения.
Есть еще одна теория движения истории, автором которой является российский философ Лев Гумилев. В своем труде «Этногенез и биосфера Земли» Гумилев описывает исторический процесс как взаимодействие и борьбу развивающихся (пассионарных) народов с другими, менее энергичными (непассионарными) этносами.
По Гумилеву, пассионарность (от фр. passionner – «увлекать, возбуждать») – это избыток некой «биохимической энергии» определенных наций, которая характеризуется героизмом и жертвенностью ради сохранения и развития своего народа.
Мера пассионарности – удельный вес этих пассионариев в социуме.
К пассионарным народам Гумилев относил древних египтян, греков, римлян, сарматов, татаро-монголов, великороссов, иудеев и других.
В теории пассионарности выделяют несколько видов этнических систем: суперэтносы, этносы, субэтносы. Суперэтнос состоит из нескольких этносов. Примеры суперэтносов – российский, европейский, тюркский, римский, мусульманский и другие. Согласно этой теории, именно конкуренция суперэтносов ведет к развитию исторического процесса, и новые парадигмы цивилизации определяются мерой пассионарности в этих суперэтносах.
"Я верю в пассионарность, в теорию пассионарности. Это, собственно, как в природе, обществе – идет развитие, пик, затухание. Россия не достигла своего пика. Мы на марше, на марше развития", – сказал в одном из выступлений Президент Путин.
Пассионарность проявляется, прежде всего, в критические периоды, то есть – во время войн. Здесь важна поддержка народом своей армии, поскольку «войны выигрывают не армии, а народы».
Согласно опросу ВЦИОМ, 76% населения страны считают правильным решение о проведении специальной военной операции на Украине, а 89% граждан доверяют российской армии. Интересны результаты и другого соцопроса РАН, проведенного в феврале и ноябре 2022 года. Уровень оптимизма россиян за этот период вырос.
Респондентам задали три вопроса: «Смогут ли россияне изменить жизнь к лучшему?», «Будут ли наши дети жить лучше нас?» и «Сможет ли российское общество решить большинство волнующих проблем?». Число утвердительных ответов на эти вопросы с начала годы выросло на 13%.
Запад рассчитывал, что санкции быстро подорвут экономику России и значительно снизят уровень жизни в стране, и как следствие – народ выступит против войны, что приведет к поражению армии. Однако всё произошло с точностью до наоборот. Наш народ, как и в прежние трудные периоды истории, сплотился, поддержал спецоперацию, что играет решающую роль в столкновении цивилизаций.
Российский суперэтнос состоит из множества этносов, а межнациональное и межконфессиональное согласие является ключевым условием в повышении пассионарности суперэтноса.
В каждом регионе приняты свои меры поддержки СВО. К примеру, в Башкортостане сформировано уже три добровольческих батальона – имени Героев России Минигали Шаймуратова, Александра Доставалова и имени национального героя Салавата Юлаева.
Высокое звание Героя Российской Федерации посмертно присвоено трем уроженцам Башкирии.
Это старший лейтенант Максим Серафимов, прапорщик Тамерлан Ильгамов, старший лейтенант Игорь Насибуллин.
Сотни уроженцев Башкортостана удостоены государственных наград за проявленные в боях мужество и героизм. Накануне Нового года Владимир Путин лично вручил звезду Героя России уроженцу города Октябрьского старшему лейтенанту Степану Белову.
В Послании Главы РБ Радия Хабирова Госсобранию перечислены меры поддержки правительства республики мобилизованным и добровольцам. Это региональные выплаты, более 30 новых мер поддержки родителей, жён и детей участников спецоперации. До Нового года они должны получить единовременную выплату в размере 20 тысяч рублей. В Уфе создан логистический центр, куда стекается помощь промышленных предприятий, организаций, жителей республики.
Из Башкирии отправили уже десятки гуманитарных конвоев, приняли семьи, эвакуированные из зоны боевых действий. Врачи из Башкортостана постоянно работают на Донбассе. Строители, коммунальщики построили и восстановили в Красном Луче, Мариуполе десятки жилых домов, объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры.
Из Башкирии отправлены на фронт тысячи «народных посылок». Это и помощь от предпринимателей в виде машин и механизмов, и шерстяные носки от бабушек.
2022-й год стал началом конца теории «конца истории». Очевидно, что исторический процесс развивается теперь не как результат «классовой борьбы», а в процессе столкновения цивилизаций.
В этой «геодарвинистской» борьбе победу одержат не столько армии, сколько пассионарные народы.