Все новости
АНАЛИТИКА
5 Августа , 09:54

Быстрые и … мертвые

Анализ причин резонансных ДТП с многочисленными жертвами в Башкирии.

Быстрые и … мертвые
Быстрые и … мертвые

Самой природой заложено, чтобы биологические виды эволюционировали ради выживания и развития. Один из главных трендов эволюции – быстрота передвижения животных, дабы одни особи могли убежать от хищников, а те, в свою очередь, – догнать свою жертву.

Виду Хомо Сапиенс из отряда приматов класса млекопитающих эволюция даровала прямохождение на двух ногах, тем самым ограничив в скорости  перемещения по сравнению с четвероногими. Однако, проигрывая гепардам и антилопам в быстроте в физическом отношении, люди со временем смогли компенсировать это благодаря интеллекту. Изобретенные человеком механические транспортные средства во много раз превзошли скорость самых быстроногих животных. Однако здесь технологии сыграли с человеком злую шутку – при многократно повысившейся  скорости  перемещения, быстрота реакции  Хомо Сапиенс осталась такой же, как у наших предков в каменном веке.

Именно этот пример диалектического противоречия и стал причиной многочисленных ДТП в новейшей истории человеческой цивилизации. В не предусмотренных природой для живых существ  скоростях, при возникновении внезапного препятствия или другой машины, нейроны первой сигнальной системы из мозга просто не успевают достичь соответствующих нервных адресатов, чтобы нога нажала на тормоз или руки повернули руль. Такова физическая и физиологическая причина многочисленных ДТП, к сожалению, с частыми жертвами.

К этим очередным размышлениям в контексте диалектики автора подвиг резкий рост резонансных аварий на дорогах Башкирии, в которых погибли десятки человек.

Перечислим лишь несколько страшных ДТП, произошедших в республике в  конце июля 2022года.

Рано утром 18 июля на объездной дороге села Бакалы водитель автомобиля марки «Аudi A5», находившийся в состоянии алкогольного опьянения, наехал на девушек, шедших по обочине. Четверо девушек скончались на месте от полученных травм. Одна из них была несовершеннолетней, трое – в возрасте 18-19 лет.

19 июля на 196-м километре федеральной трассы Уфа-Оренбург столкнулись «Ford Focus» и встречное такси «Лада Ларгус». Погибли оба водителя и два  пассажира отечественного автомобиля.

На следующий день, 20 июля на автодороге Дюртюли-Нефтекамск  столкнулись попутные «Лада Гранта» и изотермический фургон УАЗ, 17-летняя пассажирка «Гранты» погибла сразу, ее отец скончался в больнице.

Утром 25 июля произошло столкновение микроавтобуса «Ford Transit» и «КамАЗа». Микроавтобус, в салоне которого было более двадцати пассажиров, совершал рейс из райцентра Языково в Уфу. Погибли 6  человек,  17  пассажиров  обратились за медицинской помощью с травмами различной степени тяжести.

В целом же, в тот день 25 июля на дорогах Башкирии погибли 11 человек.

27 июля в Уфе на пересечении улиц Софьи Перовской и Авроры девушка за рулем «Nissan Juke» переехала маму с ребенком, пересекавших дорогу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора. Женщина и 5-летний ребёнок скончались на месте ДТП.

Эти ужасные трагедии на дорогах республики вызвали огромный резонанс в обществе. Соцсети заполнились гневными комментариями с требованиями  остановить волну смертей на дорогах и предпринять незамедлительные меры для обеспечения безопасности пассажиров и пешеходов.

Реакция от различных  государственных, отраслевых и общественных структур не заставила себя ждать.

Сразу же после волны резонансных ДТП в правительстве Башкортостана состоялось внеочередное заседание межведомственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, в котором принял участие заместитель начальника ГУОБДД МВД России полковник полиции Ленар Габдурахманов. 

По славам заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Раифа Абдрахимова, ситуация вызывает беспокойство. Несмотря на то, что строятся и реконструируются дороги, ДТП меньше не становится.  

На заседании было отмечено, что в ДТП в Благоварском районе с 6 жертвами водитель автобуса двигался со скоростью 90 км/ч при установленном ограничении в месте проведения дорожных работ в 50 км/ч. К тому же  маршрутка перевозила  23 пассажира, из которых только 19 пассажиров сидели, а четверо стояли, что запрещено законом.

На дорожные трагедии обратили внимание и в надзорных ведомствах республики. Прокурором Башкирии Игорем Пантюшиным дано поручение организовать проверку автошкол, занимающихся  обучением водителей. Кроме того, прокуратура проверит законность выдачи лицензий организациям-перевозчикам пассажиров.

Как водится, после  резонансных аварий была активизирована деятельность ГИБДД. Силами отдельного батальона ДПС ГИБДД МВД по РБ совместно с Ространснадзором были проведены массовые проверки пассажирского транспорта. В течение только одного дня  были проверены более 150 автобусов и автомобилей, осуществляющих пассажирские перевозки, в том числе и «Ларгусы». Выявлены десятки  нарушений ПДД.

Начальник Управления ГИБДД МВД по Республике Башкортостан Владимир Севастьянов принял решение усилить рейдовые мероприятия на автодорогах республики. Для этого на трассы направлены дополнительные экипажи ГИБДД отдельного батальона ДПС и специализированного взвода оперативного реагирования. Проверка транспортных средств, работающих на линиях межмуниципального и междугородного общественного транспорта, будет ежедневной.  

«Особое внимание  уделяется  соблюдению основных положений к допуску транспортных средств к эксплуатации, а также контролю за техническим состоянием автобусов и соблюдению строгих требований к режиму труда и отдыха водителей автобусов. Не останутся без внимания и нарушения таких требований, как перевозка пассажиров сверх количества, предусмотренного предприятием-изготовителем транспортного средства, управление автобусами водителями, не имеющими права управления транспортными средствами категории Д», – сообщила пресс-служба ГИБДД по РБ.

Главный автоинспектор Башкирии Владимир Севастьянов констатировал в соцсети, что, несмотря на возросшее количество  ДТП  с участием автобусов, перевозчики продолжают игнорировать Правила дорожного движения. К примеру, в Уфимском районе продолжают перевозить людей сверх положенной нормы. Довольно частыми нарушениями водителей автобусов являются: игнорирование использования ремней безопасности, перевозка пассажиров больше числа посадочных мест, управление транспортом без полиса ОСАГО и использование телефона во время движения.      

В конце июля сотрудниками отделения дорожной инспекции и организации движения отдела ГИБДД УМВД России по г. Уфе совместно с Управлением коммунального хозяйства и благоустройства столицы республики обследован ряд центральных уфимских улиц. Были выявлены недостатки в виде колейности дорог, которые могут спровоцировать ДТП. Были  приняты меры реагирования в рамках компетенции двух ведомств, выявленные недостатки улично-дорожной сети устранены в кратчайшие сроки. 

В свою очередь, мэр Уфы Ратмир Мавлиев на оперативном совещании назвал уровень организации безопасной среды для пешеходов в городе плачевным. Особое внимание он обратил на организацию безопасного дорожного движения возле детских садиков и школ.

«То, что происходит сегодня на наших улицах, – это катастрофа. В мирное время гибнут и дети, и взрослые, еще и на пешеходных переходах. Организация безопасной среды достаточно плачевная. Мы с центром общественной безопасности провели мониторинг тротуаров: есть места, где пропадает тротуар, и люди вынуждены идти по проезжей части», – возмутился градоначальник.

Свои меры для снижения количества  ДТП предложили в Госсобрании Башкирии.

Спикер башкирского парламента Константин Толкачев выступил с инициативой сообщать по месту работы о задержанных нетрезвых водителях. 

«Я уже поручил юридической службе всесторонне изучить возможность доведения информации о нетрезвых водителях до их работодателей. Работодатель сам решит, стоит ли доверять неблагонадежному человеку ответственные участки работы. Если рюмка-другая будет стоить автовладельцу карьеры и деловой репутации, то ситуация на дорогах может измениться к лучшему», – сообщил  Толкачев  в своем аккаунте в соцсети.

В Госсобрании Башкирии также предлагают проводить предварительную  психологическую экспертизу для водителей общественного транспорта.

Ранее Курултай Башкортостана выступил с инициативой принять поправки в федеральный закон, касающиеся ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии.

Башкирские депутаты предлагают: в тех случаях, когда водитель во второй раз в течение года попадается пьяным за рулем или же он становится виновником ДТП с тяжелыми последствиями, применять к нему такую меру наказания, как конфискация автомобиля.   

По данным ГИБДД РБ, в 2021 году в ДТП в Башкирии погибло 481 человек, тогда как годом ранее – 455 человек. Такая же негативная динамика по количеству раненых (4712 и 4636 соответственно) и по количеству ДТП (3835 и 3736 соответственно). В текущем 2022 году статистика пока более благоприятная, но если резонансные ДТП будут продолжаться в таком же тренде, динамика по итогам года окажется вновь отрицательной.

В 2021 году в Башкирии возбуждено более 4,1 млн дел об административных правонарушениях по статьям в части безопасности дорожного движения. То есть – на каждого водителя в республике приходится в среднем до трех нарушений ПДД.

Сразу после волны массовых смертельных ДТП в республике прозвучало много комментариев об их причинах и предложений по недопущению таких ужасных трагедий в будущем.

Одни эксперты ссылаются на колейность дорог, другие – на жару,  третьи – на неэффективную работу дорожных служб, инспекторов ГИБДД и даже светофоров.

Очевидно, что все перечисленное  – лишь следствие, главной же причиной  аварий становятся сами участники дорожного движения – водители и пешеходы.

В Башкортостане сегодня насчитывается более 1,3 млн легковых машин, то есть на каждых трех жителей республики приходится по автомобилю. По этому показателю Башкирия лидирует в ПФО.  

Сегодня подержанную машину можно купить за весьма доступную сумму, при этом парк новых авто также динамично растет. Это означает неуклонный дальнейший рост количества машин и автомобилистов. При таком все более насыщенном потоке транспорта нужно быть еще более острожными на дорогах, ибо просто математически вероятность столкновений возрастает.  Увы, все обстоит иначе.

В менталитете и  психике людей заложено, что несчастья могут произойти с кем-то другим, но не с ними.

«Уж со мной-то этого не случится», – считают самоуверенные водители, проезжая мимо места очередного ДТП. К сожалению, случается, и именно с теми, кто самонадеянно считает себя высококлассными водителями.

Главной же причиной ДТП остается превышение скорости и невнимательность водителей, отвлечение на другие процессы во время  управления авто.

После серии ужасных ДТП, взбудораживших Башкирию, пользователи в соцсетях назвали основной причиной этих аварий именно превышение скорости и отвлечение на разговоры по  телефону.

При этом комментаторы, многие из которых сами  являются водителями, предлагают и далее ужесточать наказания за превышение скорости  и использование телефона за рулем.

Как говорится, «глас народа – глас Божий». Очевидно, далее алгоритм изменений ПДД пойдет именно по этому пути. Как известно, «правила дорожного движения написаны кровью».

Само наше стремительно ускоряющееся время «принуждает» людей все делать быстрее. «Будь быстрым, или будь мертвым», поется в известной рок-балладе.

Возможно, этот девиз годится для других сфер жизни, но никак не для дорожного движения.

В силу уже упомянутых  в начале этого эссе особенностей физиологии человека, быть быстрым за рулем – значит быть мертвым.

Читайте также:

В Салавате в ДТП пострадали три человека

В Уфе на стройке оборвался трос высотной люльки – погиб рабочий

Смотрите наши клипы во "Вконтакте"

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

в "ТикТоке": https://www.tiktok.com/@pro_bashkortostan

В Telegram: t.me/bashpanorama

Автор:Наиль Аширов
Читайте нас в