Все новости
АНАЛИТИКА
23 Сентября , 11:41

Монета на ребре

Заметки о форуме современной журналистики «Вся Россия-2021»

Когнитарии-пролетарии

В свое время классики марксизма-ленинизма писали о пролетариях, которые «приобретут весь мир». Увы, их прогнозы не сбылись. Современные пролетарии – это так называемые «когнитарии», то есть работники информационного труда. Это не только перманентно растущее число журналистов государственных и негосударственных СМИ, сотрудников пресс-служб, но и еще более стремительно увеличивающаяся армия блогеров и активных пользователей соцсетей, имеющих свою постоянно умножающуюся многочисленную аудиторию.

В современном сверхинформационном обществе количество СМИ и веб-ресурсов возросло неимоверно. Поэтому приведенную цитату классиков впору переиначить: «Кто овладеет информацией, тот овладеет миром».

Вопросы возрастающей конкуренции, совмещения традиционных СМИ и нового медиапространства в социальных сетях обсуждались в середине сентября на форуме современной журналистики «Вся Россия-2021» в Сочи.

Сами названия секций и мастер-классов звучали алармистски: «Остаться в прошлом или двигаться в будущее?», «Как выжить СМИ в современных условиях?», «Как и почему старые СМИ роют себе могилу?», «Медиа – жить или выживать?». Драматизм этих вопросов исходит из тенденций нарастания альтернативных веб-ресурсов, составляющих все более мощную конкуренцию традиционным профессиональным СМИ. Один из спикеров образно сравнил ситуацию на информационном поле с монетой на ребре – пока неизвестно, в какую сторону она упадет и упадет ли вообще.

Как известно, в природе конкуренция развивается и между разными видами животных, и внутри видов. По этой аналогии, различные виды информации – это принт, радио, ТВ, веб-ресурсы, соцсети и мессенджеры. Внутри каждого этого «вида» появляются новые уровни конкуренции. Так, на ТВ мы давно наблюдаем постоянно растущее количество каналов. Однако здесь возникает еще один уровень состязательности – всех телеканалов с альтернативными видеоресурсами. Это Ютюб, Тик-Ток, Телеграм и многие другие ресурсы, использующие видеоконтент. И здесь пресловутая «монета» стоит на ребре еще менее устойчиво, чем в других видах конкуренции СМИ. Однако Ютюб, при всей кажущейся демократичности и вседозволенности, отсекает российский контент, который ему «не нравится». Например – тему патриотизма и доказательств исторической правды.

Впервые на форуме вручались национальные премии «ТЭФИ-Мультимедиа». Ранее премию ТЭФИ могли получить только телевизионщики. Отныне бороться за эту награду смогут и сотрудники печатных изданий, радио и интернет-СМИ. Появление этой премии – знаковое событие, свидетельствующее об усиливающейся конвергенции различных СМИ для создания мультимедийных продуктов.

Цифровая тюрьма

По мнению главреда газеты «Вечерняя Москва» Александра Куприянова, так же как каждая новая технология влияла на образ жизни человека (телефон, электричество, самолеты и т. д.), так это происходит сегодня с приходом интернета.

Опасность и более того – вызов нашего времени в том, что новые IT-технологии меняют качество человека больше, чем все предыдущие глобальные технологии.

Львиную долю своего времени человек проводит сегодня в добровольной «цифровой тюрьме», когда внимание приковано к телефону или другому гаджету. Люди пользуются многими мессенжджерами, состоят в бесчисленных групповых чатах и соцсетях, и т. д. Все это отвлекает и не оставляет времени на серьезное чтение – книги, печатные СМИ.

Как говорится, «если процесс нельзя предотвратить, то его нужно возглавить», то есть традиционным СМИ нужно куда более активно использовать все веб-инструменты и «переманивать» читателя к более серьезному контенту.

На форуме много говорилось о неравных правилах игры для печатных СМИ, веб-ресурсов и блогеров. Журналист из Воронежа привел пример: в городе случилось резонансное ДТП, в котором очевидно был виноват нетрезвый сынок-мажор местного высокопоставленного чиновника. Однако, в соответствии с законом, государственные печатные СМИ не могли сообщить о реальном лице и написали – «Виновником является гражданин А.». Блогеры же в соцсетях назвали конкретные имена, и посещаемость их ресурсов, естественно, выросла.

На площадке «СМИ как территория смыслов» участники дискутировали о том, что блогеры, да и просто постоянные авторы в соцсетях, ничтоже сумняшеся, уверенно причисляют себя к журналистам. Между тем, они не несут никакой ответственности за свои тексты и видео, их продукты находятся вне правового поля, тогда как официальные СМИ жестко контролируются и регламентируются многими законами.Но даже в таких неравнозначных условиях традиционным СМИ доверяет бОльшая часть населения. Эти позиции упрочились в год начала пандемии.В 2020 году тиражи изданий, широко освещавших пандемию, выросли. Когда приходит большая беда, народ больше доверяет профессиональным СМИ, нежели блогерам. Люди устали от фейк-новостей и повернулись в сторону печатных СМИ и их интернет-ресурсов. Люди «тонут» в океане новостей, в которых невозможно отделить истину от фейка, и поэтому им нужна вдумчивая аналитика и публицистика, отмечалось на площадках форума.

Был еще ряд общих посылов, звучавших из уст разных спикеров:– Как только появляется новый ресурс, в него нужно заходить, потом будет поздно. Например, многие сейчас хотят нарастить аудиторию в Тик-Ток, но это уже не так просто, как было хотя бы полгода назад.– Беда, что в журналистике сегодня руководят не главные редакторы, а медименеджеры, для которых главное – не творчество, а деньги, вал и план.– Важна диверсификация, нужно «пробовать» все ресурсы, и если чувствуется эффективность – максимально развивать именно этот канал.В целом же после прослушанных спичей остался осадок, что зачастую сами спикеры не были достаточно уверены в своих словах. Часто они не могли прийти к единому мнению и противоречили друг другу. На одной из секций секретарь Союза журналистов Юлия Ложечко заявила, что контент в Яндекс-Дзене должен быть легковесным для большей «кликабельности». Ее коллега, также секретарь СЖ РФ Роман Серебряный тут же возразил, что, следуя по этому пути, мы деградируем и «опустимся ниже плинтуса».

Практики vs менторов

На форуме были организованы десятки секций, круглых столов, мастер-классов. Некоторые из них вели известные всей стране профессионалы, другие – спикеры, что называется, «широко известные в узких кругах».

К сожалению, на многих площадках выступающие занимались больше самопиаром, чем изложением заявленной темы.

Журналисты – это особая аудитория, каждый со своей позицией, и поэтому на форуме по определению не могло быть односторонней схемы монологов спикеров и беспрекословно внемлющей аудитории. Часто секции превращались в бурную дискуссионную площадку.

Особенно показательной в этом отношении стала тема, посвященная эффективности присутствия СМИ в соцсетях. Докладчики сообщили о таких давно известных всем задачах, как вопрос важности контента и дистрибуции в соцсетях.

Назначенные спикеры еще не успели озвучить заготовленные тексты, как были прерваны репликами из аудитории в духе «не рассказывайте нам о банальных вещах».

Тон дискуссии задал главный редактор ИА «Башинформ» Руслан Шарафутдинов, попросивший не повторять прописные истины, а говорить по существу.

Он рассказал об опыте работы в соцсетях в своем информационном агентстве. По его мнению, в соцсетях нужен не механический копирайт с основного сайта, а отдельный контент, причем для каждой из соцсетей – свой, максимально таргетированный к целевой аудитории.– Мы работаем везде. Среди соцсетей Телеграмм остался единственной думающей платформой. Фейсбук уже делает ленту стерильной, ВК стагнирует. Сегодня бал правят Тик-Ток и Инстаграм. Если тебя там нет, то нет и в жизни. Из соцсетей уже мало кто переходит на сайт. Появляются новые медиа, которые надо продвигать с самого их рождения, создавая новые тексты, а не транслируя их с сайтов, – весьма эмоционально выступил Руслан Шарафутдинов. Сложилось впечатление, что аудитория больше доверилась этому выступлению, чем назначенным «мэтрам».

Делегация журналистов Башкирии была одной из самых многочисленных на форуме «Вся Россия-2021». В соответствии с законом диалектики, количество переросло в качество.На заседании Федеративного совета Союза журналистов России в Сочи объявили итоги работы региональных отделений. Союз журналистов Башкортостана вошел в первую тройку рейтинга эффективности работы региональных союзов России. При составлении рейтинга учитывалось количество проведенных мероприятий и динамика прибавления новых членов в местные профессиональные союзы журналистов, медиаактивность, работа на сайте и в соцсетях.В заключительный день работы форума состоялось торжественное вручение наград журналистам за лучшие журналистские произведения 2021 года. В творческом конкурсе медиафорума «Вся Россия-2021» в номинации «Лучшая авторская публикация» дипломантом стала Мавлида Якупова за материал в журнале «Ватандаш» «И надо спешить жить». Награду вручил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.Одним из спикеров на форуме выступила руководитель Школы телевидения БСТ, медиатренер Светлана Лобанова. Её представила секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова, также родом из Башкирии.Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев отметил успешный опыт Союза журналистов Башкортостана по развитию национальных СМИ. По его мнению, в республике большое внимание уделяется детским и юношеским изданиям, а также вопросу повышении размера оплаты труда журналистов.

Экономика внимания

На форуме эксперты сошлись во мнении, что количество новых медиаресурсов будет и далее расти, а значит, возрастёт и уровень конкуренции. По сути, современная экономика – это «экономика внимания». За внимание к своему ресурсу в условиях медиаинфляции борются не только журналисты и блогеры, но и все субъекты рынка. Ибо продукт или товар нужно продать, а без пиара в условиях конкуренции это невозможно.

Среди примеров успешных СМИ в экономическом отношении – это, безусловно, холдинг МК. Зарплата журналистов здесь достигает сотен тысяч рублей в месяц, есть своя клиника, юридическая служба, социальные пакеты для сотрудников. По словам главреда издания Павла Гусева, рецепт успеха прост – нужно сразу же брать на вооружение все новые технологии, как только они появляются. МК одним из первых освоил интернет в России еще в начале 90-х годов ХХ века. Павел Гусев в своем выступлении резко негативно отозвался о деятельности блогеров. По его мнению, журналист может стать блогером, а блогер не захочет и не сможет стать журналистом. Ибо кредо блогера – «Что хочу, то и кричу», для него главное – не ответственность за слова, а самопиар, лайки и деньги.

В парадигме сверхинформационнго общества государство нуждается в СМИ, доводящих до народа необходимый и правдивый контент, и поэтому будет и далее продолжать поддерживать такие редакции.

Заместитель директора Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры России Светлана Дзюбинская рассказала на форуме, о том что в 2021 году в Минцифры РФ поступило 1700 заявок, и 1270 проектов в 815 СМИ получили господдержку. Уже заложены соответствующие средства на 2022 год – размер фонда, как и в этом году, превысит 500 млн рублей.

Государство также намерено обеспечить равные правила игры для всех источников информации, в том числе и для блогеров.

Директор Центра правовой защиты журналистов Анна Белозерова рассказала о наиболее актуальных изменениях в законодательстве. Недавно узаконены новые формулировки и ужесточена ответственность за фейки и клевету. Отныне наказание могут понести не только журналисты, но и владельцы аккаунтов и блогеры, публикующие заведомо ложную информацию.

Что касается СМИ Башкирии, об их господдержке было сказано на первом Форуме национальных средств массовой информации РБ «Медиайыйын», состоявшемся в апреле 2021 года.

Для содействия реализации творческих инициатив республиканских СМИ Глава Башкортостана Радий Хабиров поручил учредить 100 ежегодных грантов в размере 100 тысяч рублей. Он также отметил, что с 2022 года республика будет выделять дополнительное финансирование фонда оплаты труда работников государственных СМИ в РБ в размере 74 млн рублей, что повысит их зарплату на 25%.

Монета на ребре

Мы часто сравниваем законы физики с общественными процессами. К примеру, термин из термодинамики «энтропия» означает необратимое рассеивание энергии, неупорядоченность системы, своего рода растущий хаос. В этом смысле философы сегодня говорят об «информационной энтропии», когда число источников информации и их контент растут по экспоненте и за ними невозможно уследить, а тем более – контролировать.

Монета по-прежнему катится на ребре, но она когда-то должна упасть, и пока непонятно – в какую сторону.

Фото: Е. Соколов, Агентство по печати и СМИ РБ, Союз журналистов РФ

Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»

Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана" 

во "Вконтакте":  vk.com/bashpanoramamagazine

в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan

Автор:Наиль Аширов