Все новости
АНАЛИТИКА
17 Ноября 2020, 15:25

«И это пройдет...»

Анализ психологического состояния людей во время пандемии и экономического кризиса

«Смерть – это то, что бывает с другими». Это известная строка Иосифа Бродского, того самого поэта, из творчества которого сегодня часто цитируются другие слова: «Не выходи из комнаты».
Увы, сегодня во время невиданной и нежданной для современной цивилизации смертельной беды, хрестоматийный образ поэта звучит неоднозначно. Скоро будет уже почти год с начала пандемии, и за это время смерть собрала обильную жатву. Еще весной и летом казалось, что коронавирус забирает жизни отдельных незнакомых людей. Сегодня вряд ли уже у кого-либо нет близкого или знакомого, кто бы не умер от ковида или пневмонии.
Но к смерти нельзя привыкнуть, какой бы частой она ни становилась. Пожалуй, наиболее сильно эстетика ухода из жизни описана в произведении Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Это глубокое философское эссе, на наш взгляд, незаслуженно редко упоминается и цитируется.
Напомним, в начале повести сослуживцы узнают о кончине своего коллеги.
«Кроме вызванных этой смертью в каждом соображении о перемещениях и возможных изменениях по службе, могущих последовать от этой смерти, самый факт смерти близкого знакомого вызвал во всех, узнавших про нее, как всегда, чувство радости о том, что умер он, а не я. «Каково, умер; а я вот нет», – подумал или почувствовал каждый», – пишет Толстой.
«Ведь это сейчас, всякую минуту может наступить и для меня», – подумал далее персонаж произведения, и ему стало страшно.
Сегодня, когда статистика смертности стала столь масштабной, чувства многих наших современников развиваются примерно так, как это описано у Толстого.
Очевидно, что постоянная, прямая и явная угроза жизни, нависающая над каждым человеком на протяжении длительного времени, не может не сказаться на психологическом состоянии людей.
Несмотря на постоянно повышающийся в современном мире уровень социализации, человек, как и прежде, должен сам заботиться о себе.
Огромное влияние на психосоматическое состояние человека сегодня оказывают СМИ.
Если для животных сигналом к возбуждению инстинкта самосохранения служит так называемая первая сигнальная система, то есть рефлексы, то для человека – вторая сигнальная система, то есть информация в речевом или текстовом вариантах.
С наступлением эры интернета мы живем в сверхинформационном обществе уже два десятилетия. Однако активность СМИ однозначно многократно возрастает с началом какого-либо долговременного кризиса – стихии, войны, депрессии в экономике, а в нашем случае – пандемии.
Такая активность сродни законам химии, когда процессы значительно ускоряются при помощи катализаторов. Таким возбуждающим элементом (ферментом) к восприятию информации стал инстинкт самосохранения на фоне экспонентного роста смертей. Если есть спрос – растет и предложение. Печатные СМИ, ТВ, радио, интернет-сайты, блогосфера, соцсети, мессенджеры, стримы и прочее, и прочее –по определению будут стремиться поставлять востребованную потребителями информацию.
Психологи описывают несколько вариантов поведения людей в это непростое время. В основном люди ведут себя адекватно, с должной мерой хладнокровия и расчета. Но есть и значительный слой населения, по-другому реагирующий на вызов.
Это так называемые «ковид-диссиденты», которые все отрицают. Далее идет категория людей, которые признают факт угрозы, но ничего не предпринимают по алгоритму «Я подумаю об этом завтра». Третьи воспринимают угрозу с чрезвычайной тревогой по схеме «Все пропало! Куда бежать?!». Именно последняя категория подвержена психологическим патологиям и депрессиям, и число таких людей значительно выросло, в том числе ив Башкортостане.
Как выяснили ученые, каждый пятый пациент с COVID-19 страдает от расстройств психики. В том числе речь идет и о диагнозах, впервые поставленных после заражения. Это связано как со стрессами на фоне пандемии и образом жизни пациентов, так и с непосредственным влиянием на клеточном уровне вируса на нервную систему.
Чтобы разобраться в связи между COVID-19 и психическими заболеваниями, эксперты изучили более десяти миллионов электронных медицинских карт, в том числе со случаями коронавируса.
В результате оказалось, что психические расстройства, выявленные после постановки диагноза COVID-19, встречались у 18% пациентов, причем у 6% они были выявлены впервые.
Мы обратились к нескольким известным в Башкирии профессиональным психологам и психотерапевтам с просьбой проанализировать для нашего издания душевное состояние людей эпохи пандемии.
Главный врач Республиканского психотерапевтического центра, главный психотерапевт Башкирии Ильгиз Тимербулатов рассказал о том, что с марта 2020 года, с тех пор как коронавирус пришел в Башкирию, наблюдается значительный рост тревожности среди разных слоев населения. На телефон доверия центра только в апреле поступило около семи тысяч звонков, по сравнению с обычным временем их количество возросло в семь раз.
«Если весной был только рост тревожности, то осенью наблюдаем значительный рост пациентов с депрессивными расстройствами. За 20 лет своей работы я лично не встречал такого наплыва людей с тяжелыми депрессивными расстройствами. Много пациентов с навязчивыми идеями. К примеру, есть пациенты, моющие руки по 200 раз в день. У них уже кожа вся в язвах, а они моют и моют свои руки», – отметил Ильгиз Тимербулатов.
Главный психотерапевт Башкирии констатировал и рост проблем общения в семьях.
Ранее, в «мирное» время, члены семьи расходились с утра на работу, учебу и т. д. и встречались дома только по вечерам. Ныне же они вынуждены находиться вместе все время, как «в подводной лодке». С весны резко возросло количество обращений к психотерапевтам именно по проблемам семейных отношений. По словам Тимербулатова, в республиканский психотерапевтический центр обращаются больше женщин, нежели мужчин, в пропорции 60 на 40. По статистике обращений с апреля по июнь, то есть во время пика самоизоляции, 70% составляли обращения именно по семейным неурядицам.
По мнению аналитического психолога Романа Чудинова, паника и неадекватные действия продиктованы преобладанием эмоций над рассудком.
«Почему так происходит? Ум оказывается неспособен совладать со слишком интенсивными переживаниями, поскольку этому не обучен. Поэтому необходимо вырабатывать адекватные модели реальности, позволяющие совершать эффективные действия. В психоанализе мы как раз занимаемся тем, что настраиваем психику для создания таких моделей», – считает Чудинов.
По мнению доктора медицинских наук, психоаналитика Марата Нуртдинова, пандемия вызывала повышение уровня агрессии в обществе. Изменился привычный образ жизни, уменьшилось личное пространство и как следствие – нарушились личные границы, уменьшились сферы интимности, приватности. Отсюда депрессия, стресс, страхи и паника. Режим изоляции привел к тому, что страх смерти стал явным, и что еще ужасно – в условиях изоляции многие даже не смогли проститься со своими близкими, а это породило ужасное чувство вины.
«Нахождение в режиме изоляции привело к тому, что возникли эмоциональные качели, происходит то сближение, то отторжение близких. Люди не понимают, как взаимодействовать в новых условиях, это привело к усилению алкоголизации, манипуляциям, угрозам и домашнему насилию. Еще одна проблема – страх обращения за помощью, в том числе психологической, медицинской, юридической и т. д.», – считает эксперт.
Для животных опасность смерти диктуется, прежде всего, инстинктом самосохранения, и лишь человек ожидает свою смерть. Человек – самое несчастное из живых существ, потому как он осознает свою будущую смерть.
В связи с этим в трудные времена психологи отмечают феномен, называемый «Мортидо».
«Ситуация Первой мировой войны привела к тому, что Фрейд создал дуалистическое учение. То есть до этого он полагал, что основная движущая сила человека – Либидо, но боевые действия показали, что существует и стремление к смерти – Мортидо. А вот с этим драйвом справиться очень сложно. Опыт показывает, что любители экстремальных видов спорта, любители адреналина крайне глухи к социальным стереотипам», – отмечает Марат Нуртдинов.
Этот феномен отмечен и классиками. Об этом пишет Пушкин в своем произведении «Пир во время чумы»:
«Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы.
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья».
Владимиру Высоцкому принадлежат известные строки:
«Что-то воздуху мне мало – ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!».
Такие настроения – это своего рода защитная реакция, но в затяжном состоянии они могут привести к суицидам. По данным Республиканского психотерапевтического центра, число людей с депрессиями значительно увеличилось со второй волной пандемии, также как и примерно на 20 процентов возросло количество людей с намерениями к суициду. Но к счастью, по словам Ильгиза Тимербулатова, число завершенных самоубийств в это трудное время не только не выросло, но и даже несколько снизилось.
«В этом есть и заслуга психотерапевтов, с большой нагрузкой работающих сегодня на «горячих линиях», – считает Ильгиз Тимербулатов.
По мнению психолога Рустэма Калимуллина, чтобы бороться с фобиями, нужна связь с реальностью. «Когда заболевают и, к сожалению, умирают известные люди, иногда освещение данных фактов носит характер разорвавшейся бомбы. Информация разлетается по соцсетям, мессенджерам. Некоторые люди делают вывод, что если человеку с большими деньгами и связями медицина не смогла помочь, то простые смертные и вовсе бессильны перед вирусом. Думаю, было бы верно не просто публиковать число умерших и заболевших, а еще долю по отношению к численности населения. Восприятие относительных цифр вместо абсолютных немного успокоило бы народ», – считает Калимуллин.
Эксперт также предлагает СМИ больше освещать позитивные явления – например, о том, что многие люди справляются с вирусом и выздоравливают.
Как известно, психологи выделяют пять стадий восприятия неприятного и неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и смирение. Есть и другая типология стрессов по классику психологии Гансу Селье.
Первая стадия – это мобилизация и тревожность. Затем наступает этап стабилизации, и если в это время стрессор уходит, то наступает восстановление, а если не уходит – психологическое состояние человека часто развивается в форму тяжёлой депрессии.
По словам Ильгиза Тимербулатова, сегодня в Республиканском психотерапевтическом центре приходится сталкиваться с большим количеством депрессий. По сравнению с «доковидным» временем, число звонков на многоканальный телефон центра (347) 285 7707 и бесплатный круглосуточный телефон доверия 8-800-7000-183 выросло многократно.
Чтобы избежать стресса и депрессии, Ильгиз Тимербулатов предлагает руководствоваться философией буддизма – если ты не можешь изменить ситуацию, надо принять ее такой, как она есть. Не надо волноваться, поскольку волнение еще более усугубляет эту ситуацию.
«Есть и специальные физические упражнения для восстановления душевного равновесия. Это, например, надувание шариков. Как известно, это упражнение предлагают пульмонологи для улучшения физиологии легких. Однако и с точки зрения психотерапевтов это весьма полезный прием. Резкий вдох и медленный выдох хорошо способствуют релаксации»,– отметил Ильгиз Тимербулатов.
Есть и другие методики – аутогенная тренировка Шульца, релаксация по Джекобсону, дыхание по Стрельниковой. Все эти популярные варианты для психологического расслабления широко известны, и поисковые системы помогут найти их в интернете.
Практически все опрошенные нами эксперты подчеркнули важность физических упражнений, быстрой ходьбы, бега для восстановления нормального психологического состояния.
Если наступает так называемая «паническая атака», с ней можно справиться с помощью специальных экспресс-психотехник. А вот для выхода из депрессии может понадобиться помощь специалиста, который поможет осознать причины и выработать индивидуальный план действий. В любом случае, нужно привести организм и мозг в способность осознавать, мыслить и действовать. Это можно делать через дыхательную гимнастику, физические упражнения, остановку и переключение мыслей через внимание, управление эмоциями через ресурсные образы.
«Хорошо работает методика управления мыслями через внимание «Здесь и сейчас». В течение минуты нужно просто перечислять все, что видят глаза, потом минуту фокусируемся на звуках, и минуту на тактильных и мышечных ощущениях. В этот момент психика получает передышку и можно спросить себя: «О чем я сейчас думаю? О чем мне хотелось бы подумать? Какие действия будут наилучшими здесь и сейчас?». Это копинг – когнитивно-поведенческая стратегия совладания со стрессом и трудными ситуациями. Если панические атаки становятся постоянными, тогда лучше обратиться к психологу или психотерапевту, так как нужен профессиональный взгляд со стороны и системное решение вопроса таким образом, чтобы это далее не повторялось. Всегда рекомендую на постоянной основе заниматься укреплением своего здоровья: физического, психического, духовного, психологического», – отметил эффективный, на его взгляд, метод Рустэм Калимуллин.
Он также предлагает интегративную оздоровительную практику «Урау» на основе башкирского народного эпоса «Урал-Батыр». Здесь нужно входить в образы родителей Урала, которых, как известно из эпоса, не берет никакая болезнь. По этому методу необходимо с глубоким дыханием делать круговые, 8-образные, спиралевидные движения, символизирующие бесконечное восстановление наших клеток, тканей, органов, всего организма. С одной стороны, активируется позитивное мышление и самовнушение на полное восстановление. С другой стороны, это объективный лимфодренаж, улучшение кровообращения, снятие стресса, мышечных спазмов и зажимов, вентиляция легких.
Мы спросили экспертов о том, какие рекомендации они могли бы дать органам власти о том, какие решения необходимы в это кризисное время.
По мнению Романа Чудинова, власти сегодня делают достаточно много полезного для населения, насколько это вообще возможно в текущих экономических, внутриполитических и геополитических условиях. Однако важно кроме насущных мероприятий делать задел на будущее.
«Необходимо развивать культуру и образование, поскольку, по мнению некоторых специалистов, большое количество проблем из-за коронавируса вызвано элементарным отсутствием культуры в обществе. Это как раз то, чем обязано заниматься гражданское общество, в частности, в лице различных общественных организаций», – считает эксперт.
Тема боязни смерти стара как мир и описана у многих древних философов. Пожалуй, наиболее лаконичный психологический «тренинг» для страдающих депрессией бы изложен у Эпикура.
Смерти не следует бояться, говорил античный философ. На то есть две простые причины: «Пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть – нас уже нет». Поэтому смерти не существует ни для живых, ни для мертвых.
Психологи сегодня часто цитируют и притчу о кольце царя Соломона. Как известно, Соломон был подвержен резким переменам настроения. Поэтому мудрец подарил ему перстень, на внешней стороне которого была надпись: «Все проходит ...». Но однажды и эта фраза не произвела успокаивающего эффекта, царь в гневе хотел выбросить кольцо, но успел разглядеть тусклую надпись на его внутренней стороне: «И это пройдет...»
Когда «верстался» номер:
16 ноября 2020 года на оперативном совещании в правительстве РБ Глава Башкирии Радий Хабиров сообщил о создании новой структуры - Антиковидного ситуационного Центра.
Главная задача центра – помочь гражданам республики дозвониться до экстренных служб в связи с распространением коронавирусной инфекции.
«Я подписал распоряжение о создании ситуационного ковидного центра. Одна из больших проблем – люди не могут дозвониться до лечебных учреждений, не могут получить простейшую информацию. У нас резко увеличилось количество обращений. Мы должны создать отдельную структуру, чтобы каждый житель мог дозвониться до скорой помощи, получить помощь. Мы исходим из того, что, если будет необходимость работать ночью, будет и ночью работать. Прошу все государственные учреждения оказывать содействие в решении этой проблематики. Надеемся, этот центр снизит градус обращения людей»,- сказал Радий Хабиров.
Графика: Ольга Витковская.
Читайте нас: