Все новости
АНАЛИТИКА
8 Сентября 2020, 10:00

Грамотный, значит, современный

Как менялись критерии образованности с ростом технологий

Восьмого сентября отмечается Международный день грамотности. Сама дата была объявлена ЮНЕСКО в 1966 году, а с ней и призыв – активизировать усилия общества по распространению грамотности. Не знаю, как насчет празднования, но порассуждать на эту тему повод весьма подходящий.
Как хорошо уметь читать и закон Ома знать
Трудно сегодня представить человека, который бы не умел читать и писать, а скажем, 100-120 лет похвастать этим мог далеко не каждый. Тем не менее, даже в 2005 году около 20% взрослого населения мира были неграмотны. Между тем, понятие грамотность не ограничивается, условно говоря, лингвистическими и арифметическими познаниями. Все мы прекрасно знаем, что дважды-два – четыре, а «жи» и «ши» следует писать с «и». Цивилизация развивается стремительно, и человеку, чтобы выжить, необходимо повышать свои знания – быть на «ты» со смарт-технологиями, знать иностранные языки, разбираться в финансовых делах и т. д. Как говорится, «улица полна неожиданностей».
Вот вам для размышления такой случай: в Якутии погибла школьница, когда в ванну, в которой она находилась, упал подключенный к зарядному устройству телефон. Элементарное незнание законов физики, в частности, что вода проводит электричество, привело к трагедии. Увы, подобное происходит довольно-таки часто…
Запятая имеет значение
Согласно данным Башкортостанстата, в конце 19 века доля грамотных граждан в нашем регионе (на тот момент – в Уфимской губернии) составляла 16,7% от численности населения. Уже к 1926 году, когда вся страна следовала лозунгу Ильича «Учиться, учиться и учиться!», эта доля уже увеличилась до 31%. Наконец, в 1939 году она составляла уже 74%, а в 1959 году – 94,5%.
Сведения эти почерпнуты из переписей, причем критерий грамотности менялся. Так, в переписи 1926 года грамотность определялась умением читать хотя бы по слогам и умением подписывать свою фамилию.
В 1959 году в переписном листе вопрос о грамотности сменился на вопрос об уровне образования. С годами уровень рос. Итоги переписи 1959 года показали, что на каждую тысячу взрослых граждан (от 15 лет и старше) в республике высшее образование имели 15 человек, среднее профессиональное – 46 человек, среднее полное – 49 человек. В 2002 году пропорция увеличилась в разы: 117 лиц с высшим образованием, 283 – со средним профессиональным 146 – со средним полным.
И что мы имеем сегодня? Читать и писать умеют все, высшее образование есть у каждого второго. А на практике? Многие не знают элементарных правил грамматики, орфографии и пунктуации. Заявляют: «А какая разница, ведь смысл и так понятен!». Так в том-то и дело, что, порой одна запятая может поменять смысл фразы на противоположный.
Распространенный способ коммуникации сегодня – письменный, посредством мессенджеров и соцсетей. И часто один собеседник не понимает другого, потому что его сообщение, свободное от правил пунктуации и здравого смысла в принципе, расшифровать так же трудно, как древние наскальные рисунки. Вспоминается классическое «Казнить нельзя помиловать». Актуально, не правда ли? А можно ли игнорировать законы физики и химии, которые, якобы, «в жизни никогда не пригодятся»? Дело ваше, господа, только помните о трагических случаях с мобильником в ванной или, например, о погибших в результате отравления угарным газом в гараже.
Ученье – свет, а неученье… – ну, вы сами понимаете.
Гаджет – мой компас земной
Остановимся подробнее на грамотности компьютерной. Сюда отнесем владение различными видами гаджетов – смартфонами, планшетами, «умными» часами и т. д. Вспоминается спор двух людей о целесообразности таких навыков:
– Вот раньше таксист знал все закоулки, легко ориентировался в городе, а сейчас без навигатора и двух метров проехать не может, – говорит один.
– Это потому что так устроен мозг, – парирует другой. – Запоминает только то, что необходимо. Таким образом, голова освобождается для других полезных знаний.
Что ж, действительность диктует новые требования, и, как ни сопротивляйся, прогресс не остановить. Младенцы, еще не научившись толком говорить, обращаются с мобильником лучше, чем их бабушки и дедушки. Впрочем, старшее поколение старается не отставать – вовсю осваивает мессенджеры и соцсети.
Приведем любопытную цитату «Все, что можно было изобрести, уже изобретено». Эту фразу произнес сотрудник патентного ведомства США Чарлз Дуэл в 1899 году. Невероятно, но тогда, 120 лет назад, удивления она не вызывала. Посудите сами: уже тогда существовали телефон, фотография (в том числе и цветная), радио, кинематограф, автомобиль. В 1903 поднялся в воздух самолет братьев Райт. А сегодня технологии развиваются с пугающей быстротой. То, что казалось фантастикой 5-10 лет назад, сейчас уже реальность. И, чтобы не отставать, нужно не просто идти в ногу со временем, а бежать изо всех сил, как утверждал Льюис Кэрролл в своем произведении «Алиса в Зазеркалье».
Банки, вклады, кредиты, менеджмент, мерчендайзинг – эти и подобные им термины окружают нас повсюду. Даже в глухой деревне не скрыться от экономических реалий, которые стремительно развиваются, органично интегрируясь с IT-технологиями. И во всем этом надо разбираться, иначе есть риск потерять свои деньги.
Первые уроки финансовой грамотности мы получаем в магазине – всего-навсего взвешиваем товар на контрольных весах. В банке, беря кредит или делая вклад, внимательно изучаем договор на предмет «подводных камней», таких, как скрытая комиссия и т. д. Но и мошенники не дремлют, постоянно придумывая новые способы «облегчить» наши дебетовые карты. Подробнее об этом читайте в материале «Позолоти» дебетовую карту, милок!».
Между тем, Банк России (БР) разработал задачник по финансовой грамотности для школьников всех возрастов. По данным пресс-службы БР, 75% педагогов высказались за его использование на уроках математики, а также отметили высокий интерес школьников к этому сборнику. Школы республики также вовлечены в процесс – более 1300 общеобразовательных учреждений преподают финансовую грамотность.
В целом Башкирия показывает неплохой результат в этом плане. Так, по данным Минфина РБ, индекс финансовой грамотности населения Башкирии в 2019 году составил 12,47 балла. По сравнению с 2018 годом показатель вырос на 2,13% (или на 0,26 балла).
P.S. Остаются еще десятки других аспектов грамотности, о которых просто невозможно рассказать в одной статье. Экологическая, юридическая грамотность, правила приготовления супа и правила поведения в обществе. Как говорится, век живи – век учись!
Фото: Е.Соколов, Банк России, Википедия.
Читайте также:
Точки роста
Образование — это про всех и для всех
Команда из Башкирии штурмует Worldskills Russia
Подписывайтесь на канал журнала «Панорама Башкортостана» в «Яндекс Дзен»
Присоединяйтесь к журналу "Панорама Башкортостана"
во "Вконтакте": vk.com/bashpanoramamagazine
в "Одноклассниках": ok.ru/zhurnalpan
Читайте нас: