Первого июля 2020 года в нашей стране состоялось общенародное голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Почему же понадобились поправки в Основной Закон? Конституция, как известно, это своего рода «общественный договор» между государством и обществом, где изложены основные права и свободы граждан. Обновленная Конституция значительно расширила и дополнила эти права, особенно в части социальных обязательств государства (оплата труда не менее прожиточного минимума, индексация пенсии не реже одного раза в год, индексация социальных пособий). В поправках впервые говорится не просто о гарантированной медицинской помощи, но подчеркивается необходимость качественного медицинского обслуживания. Немало внимания в обновленной Конституции уделяется поддержке семьи, материнства и детства. Как отмечают политологи, особенно важны поправки в Конституцию в части сохранения суверенного российского государства, уникальных языков и культур народов России, межнациональной дружбы и согласия.
«Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Никто не может быть принужден к определению
и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком,
на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
(Статья 26 Конституции РФ)
гарантирует всем ее народам право
на сохранение родного языка, создание условий
для его изучения и развития»
(Статья 68 п. 3 Конституции РФ)
В голосовании по поправкам
в Конституцию России в Башкирии приняли участие
от числа включенных в списке избирателей.
За поправки в Основной Закон отдали свои голоса
принявших участие в голосовании
Проанализируем новые и дополненные статьи Основного Закона, касающиеся темы межнациональных отношений.
Так, в статье 67.1 говорится о том, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
Обновленная Статья 68 звучит так:
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
В статье 69 говорится о том, что в нашей стране гарантируются права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Далее в этой же статье указано: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия».
Как известно, общероссийское голосование по поправкам в Конституцию России проходило в течение недели и стало беспрецедентным по активности избирателей. В среднем по России явка составила 68%, что намного выше показателей выборов последних лет.
За принятие поправок к Конституцию РФ проголосовали 78% проголосовавших, что свидетельствует о принятии народом России предложенных изменений в Конституцию.
Для нас в заданном контексте нашей темы прежде всего интересны итоги выборов в национальных республиках. Как оказалось, показатели здесь намного опережают соответствующие среднероссийские цифры как по активности на выборах, так и по доле проголосовавших за изменения в Конституцию.
Так, в многонациональной Башкирии в голосовании приняли участие 2 млн 763 тыс. 98 человек, что составляет 90,83% от числа включенных в списки избирателей. За поправки в Основной Закон отдали свои голоса 89% принявших участие в голосовании, что существенно превышает средний показатель по стране.
Примечательно, что, по данным ЦИК РФ, в других многонациональных республиках (Чечня, Дагестан, Крым, Тыва, Адыгея, Татарстан, Ингушетия, Мордовия, ЯНАО) показатели идентичны итогам голосования в Башкирии.
Вряд ли бы многонациональные народы этих республик голосовали за принятие поправок так единодушно, если бы они были против поправок по тематике межнациональных отношений.
В обновленной Конституции РФ остались неизменными ряд статей, касающихся межнациональных отношений. Напомним суть этих положений.
В 70-й статье подчеркивается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
В 5-й статье говорится о том, что национальные республики в составе Российской Федерации имеют свою конституцию и законодательство.
Статья 9 звучит так: « Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
В 19-й статье говорится о том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В 26 статье указано, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
Обсуждение поправок в Конституцию России совпало по времени с распространением коронавируса. Многие общественные процессы в это время подтвердили необходимость поправок. Известно, что во время пандемии Россия смогла жить практически полностью за счет собственных ресурсов.
В нескольких статьях обновленной Конституции говорится о необходимости укрепления суверенитета России. В последнее время Запад пытался влиять на внутренние дела нашей страны. Все эти процессы связаны с глобализацией, которая воздействует сегодня на развитие большинства стран. Глобализация означает унификацию жизни под один стандарт преимущественно западного образца, угрозу существованию национальных культур, языков, традиций. Подспудно эти процессы ведут к потере суверенности государств, поскольку без родных языков и исторической памяти у таких стран нет прошлого, а значит, – нет и будущего.
Целый блок поправок в Конституции в этом смысле направлен против глобализации, за сохранение суверенного российского государства и уникальных языков и культур народов России.
Как известно, во время пандемии коронавируса центр предоставил большие полномочия регионам, поскольку на местах лучше знали обстановку и сами решали, какие варианты ограничений применять в республике или области или же отменять их.
Перераспределение полномочий государственного управления в сторону регионов отразилось и в поправках в Основной Закон. Это выражается, в частности, в усилении роли Государственного Совета, а значит и руководителей регионов, и прежде всего – сильных многонациональных республик, таких, как Башкортостан.
В заключение напомним текст преамбулы Конституции РФ. Как известно, в ней выражается цель принятия Основного Закона.
Так вот, преамбула Конституции России начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле».
Эти слова свидетельствуют, насколько важны межнациональный мир и согласие для великой России.