Все новости
АНАЛИТИКА
25 Июня 2020, 16:02

О Конституции и «севрюжине с хреном»

Осмысление миссии Основного Закона с помощью классиков литературы и философии

Начнем с пространной цитаты. Пожалуй, самое известное высказывание о Конституции в российской литературе принадлежит Салтыкову-Щедрину. Все знают эту фразу: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном». Между тем этот классический афоризм вырван из контекста. В полном изложении мысль классика звучит гораздо глубже:
«Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то взять бы да ободрать кого-нибудь. Заполучить бы куш хороший – и в сторону. А потом, либо севрюжины с хреном закусить, либо об конституции помечтать. Ах, прах ее побери, эту конституцию! Как ты около нее ни вертись, а не дается она, как клад в руки! Кажется, мильон живых севрюжин легче съесть, нежели эту штуку заполучить! И что это за конституция такая, и для чего мне ее вдруг захотелось – право, и сам не знаю».
Упоминание «севрюжины с хреном» встречается сразу в нескольких произведениях Салтыкова-Щедрина. Это не столько название изысканного блюда, сколько образ социального статуса в обществе, материального положения и успеха. Сатирик здесь высмеивает псевдолибералов, которые на поверку мечтают не о конституции, демократии и правах человека, а о личном благополучии. Что говорить о простом народе, который на протяжении российской истории имел о конституции весьма туманные представления!
Во время восстания декабристов мятежные дворяне спрашивали у простолюдинов, окруживших Сенатскую площадь, знают ли они, что такое Конституция. Народ отвечал: «Это, наверное, жена великого князя Константина».
В предыдущем эссе (https://panoramarb.ru/articles/%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/Konstitutsiya-fizika-i-metafizika-327957/) мы сравнили поправки в Конституцию РФ с диалектическим законами природы. В этом материале попытаемся объяснить, зачем нужна Конституция и чем может помочь основной закон конкретному «маленькому» человеку с его каждодневными делами, проблемами и заботами. Так что же такое Конституция и почему ей уделяется столь много внимания, а всенародное голосование по внесению поправок в Основной Закон даже объявлен выходным днем? Для чего, собственно, «простому» человеку нужно знать главный государственный документ?
Смеем утверждать, что знание Основного Закона каждому человеку необходимо не ради любознательности, а из чисто практических и прагматических соображений. Конституция, как известно, это своего рода общественный договор между государством и обществом, где расписываются основные права и свободы граждан. Обновленная Конституция значительно расширяет и дополняет эти права, особенно в части социальных обязательств государства (оплата труда не менее прожиточного минимума, индексация пенсии не реже одного раза в год, индексация социальных пособий). В поправках впервые говорится не просто о гарантированной медицинской помощи, но подчеркивается необходимость качественного медицинского обслуживания. В поправках акцентируются именно эти слова – «доступность» и «качество», причем, как в городе, так и на селе. Много внимания в обновленной Конституции уделяется поддержке семьи, материнства и детства.
Даже из этих сугубо потребительских интересов нужно не только чтить, но и читать Конституцию и вчитываться в нее, извиняюсь за невольный каламбур. Этот главный документ страны нужно изучить, чтобы знать, как защитить ущемляемые в каких-то случаях ваши права. Ценность этих знаний еще более повышается в следующем контексте.
Сегодня все далее развивается рыночный вариант экономики, а рынок – это все более жесткие уровни конкуренции, усиление «борьбы локтями» за место под солнцем на многих участках. Последствия этой тенденции многие ощущают на себе – это увеличение объема работы, возрастающие требования со стороны руководства, сокращение кадров. В таком, мягко говоря, неуютном тренде многим людям, в силу субъективности человека, кажется, что это непонятное напряжение возникает именно вокруг них, и жизнь «несправедлива» именно к ним.
Ответная реакция на этот «рыночный пресс» выливается в действия и амбиции. Эксперты отмечают – чувство собственного достоинства у современного человека эпохи глобализации развито до чрезвычайности. Однако, со временем сама жизнь заставляет, так сказать, «сделать лицо попроще», ведь окружающие так же исполнены достоинства и самолюбия, а свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Психологи отмечают у наших с вами современников не ведомое доселе душевное недомогание – так называемый «дисфорический синдром тревожности», связанный с дефицитом внимания к его персоне. Человеку кажется, что его недооценивают, игнорируют, им пренебрегают. В общем, остается нереализованной его «жажда признания», та самая жажда признания по Гегелю и Фукуяме, которая и мотивирует к жизни и развитию.
С точки зрения науки возрастающая жажда признания объясняется при помощи так называемой «пирамиды Маслоу». Дело в том, что по большому счету все физиологические потребности у современных людей удовлетворены. Нам не грозит умереть от голода или от неизлечимых болезней. Современный человек надежно защищен государством. Абсолютное большинство имеет работу. Эти три первые ступени потребностей пирамиды Маслоу удовлетворены практически у всех. Но вершина пирамиды – это именно потребность в самореализации, в одобрении твоей персоны обществом.
Здесь уместно вспомнить слова одного из героев романа «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького: «Каждому себя жалко – этим и живем…». Но нужно не только жалеть себя, но и уметь отстаивать свои права, для чего нужно знание законов и самого главного из них – Конституции.
Как писал в свое время Николай Бердяев, «государство существует вовсе не для того, чтобы обеспечить людям рай на земле, а для того, чтобы эта жизнь не превратилась в ад». То есть, свой отдельный «рай» на земле каждый человек должен создавать себе сам, полагаясь на свои силы, волю, трудолюбие. Это как в спорте – выигрывают самые тренированные и целеустремленные, а Конституция здесь – это своего рода правила игры в спортивном состязании.
Свобода экономической деятельности, провозглашенная в Конституции, должна в соответствии с либеральной идеей привести к процветанию всей страны в целом, поскольку именно перманентное соревнование и конкуренция на всех участках жизни и должны по определению привести к наилучшему качеству продукции и воспитанию лучших качеств людей – целеустремленности, нацеленности на успех, к избавлению от вредных привычек.
В статье 34 читаем: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Далее сразу же оговаривается, что не допускается экономическая деятельность, направленная на недобросовестную конкуренцию, а тем более – на противозаконные методы стремления к благосостоянию. Здесь уместно напомнить еще одну известную цитату классика.
«Тварь я дрожащая или право имею?». Как известно, этим вопросом задавался герой Достоевского, решаясь на преступление. Раскольников считал, что именно ему должны принадлежать блага этого мира, а поскольку эти блага никто не торопился ему подарить, он взял их сам, пойдя на смертный грех. У современных людей, живущих в обществе потребления и конкуренции, амбиций не меньше, чем у литературного героя. Многие сегодня также считают, что именно они «имеют право». Более того, само государство поощряет реализацию гражданами прав на лучшую жизнь, разумеется, не преступными средствами, а в честной конкурентной борьбе, как это и записано в восьмой статье Конституции: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
Поскольку высшей ценностью по Конституции является человек, его права и свободы, и общество должно развиваться в соответствии с лозунгом философа Михаила Бакунина: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Ранее примерно в таком же духе высказался Иммануил Кант: «Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека». То есть, все должны иметь равные возможности на успех и приобретение благ, а справедливые «правила игры» как раз устанавливает Конституция.
Права и свободы каждого человека – это в первую очередь забота мощной государственной машины. Поэтому чиновники обязаны соблюдать «и дух, и букву» Основного закона. А «дух» Конституции – это, прежде всего, права и свободы человека. На наивный вопрос: «Зачем нужна Конституция?», можно ответить так же наивно и просто: для того, чтобы жизнь в том или ином государстве не превратилась в хаос и анархию, а развивалась бы по четко установленным стратегическим законам во благо людей доброй воли.
Последняя оговорка о доброй воле сделана не зря. Как известно, человек – это «общественное животное», и в этом смысле ему присущи как животные инстинкты (к примеру, хватательный рефлекс), так и нормы поведения в человеческом общежитии. Жить в обществе и быть свободным от общества невозможно, а значит, нужно подчинять свои желания и амбиции общепринятым правилам. Эти самые общие и стратегические правила как раз и заключаются в статьях Конституции, которым должны соответствовать более детальные законы в тех или иных сферах жизни.
Вернемся к классикам. Вот как герой Достоевского рассуждает об «особенном» праве «избранных»: «Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные».
В социальной философии Томаса Гоббса часто используется понятие «Война всех против всех». По мнению средневекового философа, люди в «естественном состоянии», то есть до образования государства руководствуются своими потребностями и интересами. Принцип их поведения предельно прост: они стремятся получить как можно больше благ и избежать страданий. Миссия Конституции, ее главные положения о правах и свободах человека как раз и призваны оградить нас и от новых Раскольниковых, и от «войны всех против всех». Государство при помощи Основного Закона выступает неким арбитром, обеспечивающим «fair play», то есть справедливую игру на этом конкурентном поле, и следит за тем, чтобы никто не нарушал этих правил, то есть конституционных норм и соответствующих им законов. Что же касается «севрюжины с хреном», то она достанется в этой честной игре самым достойным.
Читайте нас: