Все новости
АНАЛИТИКА
29 Мая 2020, 09:35

«ЖИР» И «МЫШЦЫ»

В Башкирии предпринимаются беспрецедентные меры по поддержке экономики во время спада

В наших материалах мы часто сравниваем законы природы с канонами общественных, политических, экономических процессов и находим здесь много общего, ибо метафизика всегда идет за физикой.
Экономику иногда сравнивают с живыми организмами, где все процессы взаимозависимы, и сбой в какой-либо системе неизбежно сказывается на других.
Как известно, для питания организма нужны белки, жиры и углеводы. Белки выполняют функцию жизни, роста и развития организма, а задача жиров и углеводов – поставка энергии и теплоизоляция.
Для экономических «организмов», то есть предприятий, главным поставщиком энергии являются финансовые ресурсы и кредиты, а функцию «теплоизоляции» выполняет система экономического регулирования, налогов и сборов.
Неожиданный для всей планеты вызов пандемии коронавируса вызвал кризис и системный сбой как в глобальном экономическом «организме», так и в менее масштабных организмах конкретных крупных или мелких предприятий. Они перестали получать свое «питание» и начали терять в весе, – и в переносном, и в прямом смысле. «Мышцы» экономики (то есть активность бизнеса) критически ослабли.
В живых организмах при устойчивом голоде и похудании мобилизуются резервные системы за счет жиров (липидов) и углеводов (гликогена).
Продолжая наши аналогии, запасная система есть и в государственном организме. Это бюджеты страны и регионов, различные фонды благосостояния, резервные фонды и так далее.
С началом кризиса и угрозой массового вымирания экономических организмов, и особенно микроорганизмов (предприятий малого бизнеса), государство мобилизовало свои «жиры и углеводы», то есть финансовые резервы для помощи субъектам экономики. Эти меры включают в себя как прямую поддержку (деньги на зарплаты), так и косвенную помощь в виде регуляторных послаблений.
За эти два месяца на федеральным, региональном и муниципальном уровнях было анонсировано столь значительное количество мер поддержки бизнеса и экономики, что их анализ требует определенной систематизации.
На федеральном уровне и во многих регионах осуществлено уже несколько этапов поддержки. В Республике Башкортостан приняты два пакета нормативных актов в целях помощи экономике и предпринимательству.
Башкирия вошла в число регионов, которым будет предоставлена финансовая дотация из резервного фонда правительства РФ. В частности, республика получит федеральную поддержку более 8 млрд рублей.
Первый пакет был принят еще в конце марта и предусматривал снижение размеров налогов по упрощённой системе налогообложения, единому налогу на вменённый доход и имущество организаций. Было предусмотрено сокращение издержек предприятий малого бизнеса в РБ на аренду имущества. Ресурсоснабжающим организациям было рекомендовано предоставить для бизнеса рассрочки по коммунальным платежам.
Объём региональной государственной поддержки составил по первому пакету 15 млрд рублей.
«Мы комплексно дополняем федеральные меры с позиции наших компетенций и полномочий. Правительству республики поручено создать соответствующую систему проектного управления, способную оперативно следить за тем, как изменяется ситуация, и принимать выверенные решения», – отметил тогда Глава РБ Радий Хабиров.
Между тем ситуация с усугублением кризиса развивалась куда стремительнее, чем изначально предполагалось. Уже через месяц потребовались пересмотр и дополнение мер поддержки.
С принятием второго антикризисного пакета количество получателей поддержки правительства РБ выросло в республике в разы, и на помощь государства теперь могли рассчитывать уже около половины всех предпринимателей Башкирии.
Как известно из биохимии, углеводы и жиры поставляют энергию в организм по-разному. Углеводы – это «быстрая» энергия, и ее можно сравнить со срочной финансовой подпиткой кризисных предприятий. А энергия липидов – более стратегический, долговременный ресурс, и, применительно к «питанию» «худеющего» бизнеса, тут уместны аналогии с созданием системы новых льгот и преференций для сферы экономики.
Здесь государство сознательно лишает себя будущего «жира» за счет отсрочки и снижения налогов, но мера эта необходимая, поскольку в случае банкротства бизнеса этих налогов в перспективе не будет вовсе.
По второму антикризисному пакету правительства РБ перечень наиболее пострадавших видов экономической деятельности был расширен с 16 до 34.
«Первый пакет охватывал более 12 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), теперь охват достигает около 26 тысяч организаций и предпринимателей республики. С учетом того, что мы приняли решение распространить снижение налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения и снижение единого налога на вмененный доход еще на 27 видов деятельности, различными мерами поддержки на региональном уровне будут охвачены более 54 тысяч субъектов МСП», – отметил первый вице-премьер Андрей Назаров.
Мы попросили уполномоченного по правам предпринимателей в Башкортостане Флюра Асадуллина оценить потенциал принятых мер поддержки бизнеса. Бизнес-омбудсмен в целом положительно оценивает систему помощи предпринимательству в Башкирии. Как оказывается, среди российских регионов ведется своеобразный рейтинг масштабов и действенности мер поддержки бизнеса во время кризиса, и Башкортостан здесь стабильно пребывает одним из лидеров.
Во втором пакете сохраняется весь перечень мер поддержки из первого пакета, но он дополнен куда более расширенными преференциями. Так, предусматривается снижение в два раза размера платежей по патентам, и этой льготой смогут воспользоваться около 6 тысяч предпринимателей в РБ. Предусмотрено также двукратное понижение налога на имущество объектов недвижимости, налоговая база по которым исчисляется как кадастровая стоимость. В целях сокращения текущих расходов установлена отсрочка по договорам выкупа арендуемого у государства имущества. Эту меру предложено поддержать и муниципалитетам в отношении муниципальной собственности.
В целях мотивации бизнеса к расширению экспорта, в республике вводится так называемый «экспортный кэшбек» – то есть возврат им десятой части стоимости впервые выполненного в новой стране контракта.
Второй пакет предусматривает освобождение торговых центров от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога и снижение ставки по аренде земли. Эти меры позволят более свободно вздохнуть арендаторам торговых центров, нагрузка на которых автоматически снизится. Однако государство не только улучшает климат-контроль для бизнеса, но и ставит при этом свои условия. Главное из них – сохранение численности работников предприятий не менее 90% от штатной численности на начало марта 2020 года.
В целом «стоимость» двух пакетов мер господдержки в РБ оценивается примерно в 30 млрд рублей. Также власти республики перезапускают региональную лизинговую программу для МСП под 4% с ориентацией на оборудование, производимое в республике. Все меры господдержки МСП распространяются на социально ориентированные некоммерческие организации – это порядка 4,5 тысячи поставщиков соцуслуг. Для сохранения особенно важных для экономики региона предприятий создается специализированный фонд развития, через который эти компании будут получать поддержку в индивидуальном порядке.
По данным Национального банка Башкирии, по состоянию на середину мая 2020 года от предпринимателей республики поступило 1338 обращений о предоставлении кредитных каникул. Сегодня в РБ насчитывается около 130 тысяч субъектов предпринимательства. То есть за помощью пока обратилось чуть более одного процента всех представителей МСП. По мнению бизнесомбудсмена РБ Флюра Асадуллина, представители малого и среднего бизнеса недостаточно осведомлены о всех мерах поддержки, хотя об этом много говорится в СМИ. Отчасти это связано с загруженностью предпринимателей текущей работой. Ввиду того, что описание всех мер поддержки бизнеса разбросано по разным ресурсам, есть проекты систематизировать информацию на одном сайте.
Пока одобрено 65% заявок предпринимателей о поддержке бизнеса, а отказано, соответственно, – 35%. Основная причина отказов состоит в неудовлетворительной кредитной истории заемщиков.
Руководитель Госкомитета по предпринимательству РБ Римма Бойцова привела несколько конкретных примеров того, как представители малого бизнеса республики воспользовались мерами поддержки правительства РБ.
Так, в Кумерату директор мебельной фабрики попросил освободить его от арендной платы за муниципальное имущество. Под общие критерии он не подходил, так как основной ОКВЭД не включен в перечень пострадавших, но фактически предприятие вело деятельность по другому виду. Поэтому были оперативно внесены изменения в соответствующие документы, и предприниматель получил имущественную поддержку на сумму почти 500 тысяч рублей.
В Дуванском районе предприниматель, узнав о решении местного Совета об освобождении от арендной платы за муниципальное имущество до конца года, тут же воспользовался этой льготой. В результате у него появилась возможность увеличить закуп ткани для пошива масок и снабдить жителей района масками по низкой цене.
В Салавате представительница малого бизнеса обратилась за помощью к бизнес-шерифу в связи с задержкой оплаты со стороны одного из государственных учреждений. В результате долг был выплачен незамедлительно.
В Шаранском районе по реестру МСП были проверены все, кто имеет право на федеральные субсидии как пострадавшие отрасли. По итогам проверки субсидии получили 67 предпринимателей. По этой же схеме положенные от государства субсидии получили десятки предпринимателей в Бижбулякском районе.
В рамках антикризисного штаба субъектам МСП помогают перепрофилировать производства, которые не имели возможности работать. Так, в Нефтекамске оказали содействие в перепрофилировании производства мебели на изготовление масок, в Бакалинском районе владельцы цветочного магазина занялись выпуском средств защиты. В Кумертау решен
вопрос обеспечения предприятия материалами для производства противочумных костюмов. В Аургазинском, Стерлибашевком, Илишевском, Хайбуллинском, Белорецком и других районах, в городах Стерлитамаке и Кумертау бизнес-шерифы провели переговоры с торговыми центрами и согласовали снижение аренды для субъектов МСП.
Как сегодня принято говорить – «в это непростое время», в поддержке МСП большую роль играют бизнес-шерифы. Институт бизнес-шерифов был инициирован год назад Главой Республики Башкортостан Радием Хабировым. В полную силу шерифы от бизнеса начали действовать в конце 2019 года. Фактически они являются своего рода бизнес-омбудсменами муниципального уровня, и их деятельность стала особенно востребована в период распространения новой коронавирусной инфекции. По информации Госкомитета по предпринимательству РБ, бизнес-шерифами в Башкирии уже проведено около 15 тысяч проверок. Задача здесь в консультациях и помощи предпринимателям в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.
Активная позиция бизнес-шерифов не осталась незамеченной, число обращений к ним во II квартале 2020 года выросло в несколько раз, как и число подписчиков в соцсетях – почти втрое.
Большой интерес проявлен к институту бизнес-шерифов на федеральном уровне. Во многих регионах хотят взять на вооружение этот опыт Башкирии в сфере поддержки малого и среднего бизнеса.
Впрочем, у предпринимателей, в целом высоко оценивающих меры поддержки МСП, есть и свои предложения.
Как известно, к наиболее пострадавшим от кризиса, и, соответственно, имеющим право на льготы, относятся предприятия, включенные в так называемые «ОКВЭД». Эта аббревиатура расшифровывается как «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности». Данный документ содержит сведения, благодаря которым органы государственной власти классифицируют предприятия по определенным отраслям экономической деятельности.
К примеру, у предприятия торговли один ОКВЭД, а у транспортного – другой. Однако есть масса случаев, когда бизнес-структура занимается сразу несколькими видами деятельности, но не получает поддержку, поскольку зарегистрирована только по одному ОКВЭД. Поэтому, по мнению Флюра Асадуллина, нужен «запрос на справедливость». То есть перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях кризиса от пандемии, требует расширения.
Об этом говорилось и на Неделе предпринимательства в Башкирии, проходившей в режиме онлайн в конце мая. Об итогах этого мероприятия расскажем в следующем материале.
Еще одним инструментом поддержки бизнеса стал в Башкирии Ситуационный центр антикризисного штаба по поддержке экономики. По словам министра экономического развития и инвестиционной политики РБ Рустама Муратова, в Ситуационный центр за первые недели деятельности поступило более 15 тысяч обращений. Предприятиям МСП оказана поддержка на сумму около 3,2 млрд рублей.
«Когда мы запускали первый пакет, я переживал, сможем ли мы грамотно довести эти меры до адресатов. Судя по цифрам, у нас это неплохо получается. Будем продолжать эту работу в рамках второго пакета», – отметил работу Ситуационного Центра Глава РБ Радий Хабиров.
В Башкирии для поддержки бизнеса выделена громадная сумма – 30 млрд рублей. Но, что называется, – это лишь одна сторона медали. Уже сегодня чувствуется, насколько серьезно снизились поступления в бюджет Башкирии из-за принятых беспрецедентных льгот по налогам для бизнеса.
Так, собираемость налога на прибыль упала почти до 65% к уровню прошлого года, налог на имущество организаций – до 71%. В целом все налоговые поступления в консолидированный бюджет РБ составили 41,8 млрд рублей, что составляет 79% к соответствующему показателю 2019 года. Похоже, государство здесь исходит из алгоритма «где-то убудет, а где-то прибудет». То есть убудет пока в бюджете, а прибудет в будущем за счет выжившего бизнеса, который потом все вернет сторицей.
Итак, быстрая поддержка государства – это своего рода «гликоген», мобилизующий энергетический резерв для работы мышц (то есть экономики), который при необходимости может быть востребован и способен незамедлительно восполнить внезапный недостаток глюкозы (то есть денег).
Однако запасы гликогена в печени (бюджете) ограничены. Более мощными источниками энергии по сравнению с углеводами являются жиры (то есть регуляторика бизнеса). Эта энергия со временем поможет оживить и поднять экономику на более высокий, чем до кризиса уровень, и превратить «жир» в «мышцы».
Читайте нас: