Все новости
АНАЛИТИКА
22 Апреля 2020, 16:48

Пандемия и Инфодемия

В эпоху глобального вызова востребованность СМИ заметно возросла

«Слушайте! Слушайте! И не говорите потом, что не слышали!». Так во времена средневековья герольды возглашали на площадях важные для людей новости. Тогда не было газет, радио и интернета. Сегодня для сообщения критически актуальных новостей роль «герольдов» выполняют СМИ.
Для написания статьи или репортажа журналисту нужен информационный повод, то есть какое-то актуальное и интересное событие. Самым главным инфоповодом с начала 2020 года абсолютно для всех СМИ во всех странах стала пандемия коронавируса. Эта тема затмила собой все остальные и стала беспрецедентной по объемам информации. Можно смело утверждать, что такой глобальной вовлеченности в одну-единственную тему в истории не было никогда. По аналогии с терминами «эпидемия» и «пандемия», сегодня появился новояз «инфодемия». Этот каламбур удачно обыгрывает весь тот масштаб ажиотажа в СМИ вокруг коронавируса, свидетелями которого мы являемся.
Поэтому сегодня информационным поводом для нашего эссе мы выбрали собственно сам грандиозный поток информации, нарастающий лавинообразно день ото дня. Очевидно, что за эти три месяца развивающейся пандемии СМИ, соцсети, мессенджеры переживают качественно новый скачок в своих трендах. Попытаемся проанализировать ключевые моменты жизни СМИ эпохи пандемии и инфодемии.
Самая очевидная тенденция – взрывной рост востребованности прессы, ТВ, радио, интернет-ресурсов. Причина такого интереса к СМИ очевидна, она диктуется инстинктом самосохранения. Люди стремятся узнать, что происходит и обезопасить свои семьи от наступающей угрозы. Сегодня прессу и веб-сайты не просто читают, но вчитываются в каждое слово.
Показатели роста востребованности СМИ выглядят по-разному в зависимости от вида издания. Очевидно, что оценить рост читабельности печатной прессы можно только по текущим тиражам. Что касается розницы – это на сегодня некорректный показатель, поскольку людям сложнее приобрести свежую газету в условиях самоизоляции или карантина. Гораздо более достоверную картину изменений в динамике просмотров дают отчеты веб-изданий, где статистика приводится с точностью до каждого просмотра и посетителя.
В ГУП РБ Издательский Дом «Республика Башкортостан» входят более 80 республиканских, городских и районных изданий. Все они обладают, кроме печатных версий, и веб-ресурсами. Согласно отчету за первый квартал 2020 года, если в феврале в соцсетях изданий предприятия было зафиксировано около 31 млн просмотров, то в марте произошел резкий рост – до 40 млн просмотров. Таким образом, всего за один месяц рост посещаемости сайтов составил 25 %, что является беспрецедентным по динамике показателей за все предыдущие периоды.
Примерно такую же динамику демонстрируют показатели посещаемости сайтов. В феврале показатель составил примерно 4,2 млн просмотров, а в марте – 5,5 млн. В ряде изданий (в основном в районных и городских газетах) трафик вырос в 2-3 раза!
Объясняется это, по-видимому, тем, что муниципальные издания – единственные, где для жителей конкретного муниципалитета освещается жизнь района или города в условиях карантина и самоизоляции.
Что касается нашего издания, то в марте 2020 года сайт журнала «Панорама Башкортостана» получил 85 тыс. просмотров (в феврале – 47 тыс.). За неполный апрель этот показатель приближатеся к 180 тыс. просмотов. Значительный рост произошел и в соцсетях журнала. Если в феврале показатель составил 109 тыс. просмотров, то в марте вырос до 142 тысяч.
Впечатляющий рост интернет-трафика произошел и в изданиях, совмещающих печатные версии с веб-ресурсами. По информации главного редактора газеты «Йешлек» Артура Давлетбакова, в марте 2019 года число просмотров сайта этого издания составило 41 тысяч, через год, в марте 2020 года, – 109 тысяч, а в апреле – 163 тысячи просмотров.
Очевидно, что в условиях самоизоляции значительно возросли количественные показатели телеаудитории. Здесь, согласно рейтингам телесмотрения, число зрителей за несколько последних недель вынужденного заточения в своих квартирах выросло от 30 до 50 процентов, в зависимости от телеканала и времени суток.
Генеральный директор ГТРК «Башкортостан» Азамат Салихов на нашу просьбу оценить динамику индекса телесмотрения на его канале ответил: «Все идет очень хорошо», имея в виду как рост телеаудитории, так и посещаемость сайта телеканала. Так, по рейтингу компании «Медиаскоп», доля телеаудитории канала «Россия1-Башкортостан» в Башкирии в начале апреля 2020 года составила 36 процентов. По словам Азамата Салихова, даже в «лучшие времена» доля аудитории редко доходила до 17-19 процентов. То есть, телеаудитория канала сегодня выросла более чем в два раза. После того как Президент Путин ввел режим полной самоизоляции, количество уникальных посетителей на сайте ГТРК «Башкортостан» выросло в 1,8 раза – с 620 328 до 1,11 млн, а количество просмотров увеличилось в 2,3 раза – с 1,49 млн до 3,46 млн.
За эти три месяца по определению возросла активность пользователей соцсетей. Здесь нет четких инструментов для оценки динамики, поэтому полагаюсь на личные ощущения, поскольку являюсь пользователем нескольких сетей. Так вот, если ранее для просмотра свежих постов хватало получаса, то ныне для этого требуется в разы больше времени. Значительно возросло и количество желающих добавиться в подписчики и «друзья».
В Башкирии насчитывается около 5,5 млн пользователей соцсетей, из них около 600 тыс. активных пользователей. То есть это не только «читатели», но и «писатели». По числу пользователей популярность соцсетей в Башкирии выглядит следующим образом – В Контакте, Одноклассники, Инстаграмм, Фейсбук (по убывающей).
И наконец, «последнее по числу, но не по значению» – это мессенджеры. Здесь, пожалуй, трафик сообщений вырос больше, чем в каком-либо другом виде социальных коммуникаций. К тому же в мессенджерах есть весьма удобный инструмент коллективных групп, что позволяет участвовать в чатах всем членам коллектива. Предметом сообщений в мессенджерах (прежде всего – в Whatsapp) стало большое количество различного рода шуток, мемов, клипов на тему пандемии.
Мы живем в сверхинформационном обществе уже два десятилетия, со времени активного проникновения интернета в каждый дом.
Та сумма знаний и количество новостей, которые накапливались в течение XVI или XVII века, теперь поставляются за пару дней. Современный человек ежедневно потребляет в сотни раз больше информации, чем его предок всего лишь 100 лет назад. В период «инфодемии» объемы информации еще более возросли. Этот информационный калейдоскоп, за которым невозможно уследить, создает для потребителя новостей ощущение хаоса. Здесь уместно провести аналогии с законами физики.
Природные закономерности универсальны. В них можно разглядеть явные аналогии с общественными процессами. К примеру, второй закон термодинамики, или по-другому – «энтропия», означает необратимое рассеивание энергии, меру неупорядоченности системы, своего рода возрастающий хаос. В этом смысле социологи сегодня говорят о наступлении своего рода «информационной энтропии». Однако если вдуматься, в отличие от природы, энергия возрастающего информационного потока не «остывает», как это происходит в физических термодинамических процессах, а воплощается в качественно новую ступень организации общества. Примером такого диалектического перехода количества в качество является жизнь на самоизоляции, в которой все мы пребываем уже несколько недель.
Во многом именно благодаря «информационному шуму», поднятому СМИ, удалось достигнуть достаточно высокого уровня социального дистанцирования. Неустанные призывы СМИ «Оставайтесь дома!» возымели желаемый эффект – абсолютное большинство жителей перешло в режим самоизоляции. Поэтому здесь в отношении прессы можно вспомнить классическую формулу о том, что пресса «не только пропагандист и агитатор, но коллективный организатор».
Однако в отличие от ленинской формулы здесь нет идеологии, а СМИ выступают сегодня скорее как эффективный мобилизационный ресурс. В конце марта Правительство России даже включило печатную прессу в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, передав затем это право регионам. Правительство Башкирии оставило печатные СМИ в перечне необходимых товаров. По сути – это перечень предметов жизнеобеспечения.
Итак, СМИ куда более востребованы сегодня, чем в «мирное время». Однако, «война» с вирусом рано или поздно закончится, и все вернется на круги своя. Что ожидает журналистскую братию, когда мы вернемся к привычной жизни? Попытаемся спрогнозировать это для разных видов СМИ.
Сегодня в самом выигрышном положении оказалось ТВ. Несмотря на жесточайшую конкуренцию между сотнями каналов, все они в той или иной степени приобрели дополнительную аудиторию. Вряд ли эта волна вся сразу схлынет после окончания пандемии. «Прикормленная» часть зрителей все-таки останется.
Сложнее с радио, его слушали обычно по пути в автомобиле или в маршрутке. Трафик транспорта упал, а значит, сократилась и аудитория радиослушателей. Впрочем, после возвращения статус-кво все вернется на место, но аудитории, как на ТВ, не прибавится.
Наиболее пострадавшим видом СМИ, скорее всего, станет печатная пресса, и здесь нашим коллегам можно только посочувствовать.
Если в 2013 году совокупный среднеразовый тираж всех печатных изданий с государственным участием в Башкортостане составлял 546 тыс. экз., то в 2014 году – 475 тыс. экз. (минус 13%, ), а в 2015 году – 391 тыс. экз. (минус 18%). Эта тенденция сокращения тиражей, к сожалению, продолжалась и все последующие годы. В условиях перманентного тренда падения из года в год подписных тиражей, сегодня в условиях форс-мажора у физлиц и организаций будет гораздо меньше ресурсов (то бишь – денег) на подписку.
Далее – в условиях самоизоляции люди просто физически не могут оформить подписку на почте, а дистанционным способом подписки пользуются далеко не все. По этой же причине сегодня резко упали продажи газет и журналов в розницу. Как известно, розница реализуется в основном в крупных торговых сетях, до которых пока потребитель физически не может добраться, поскольку разрешено делать покупки только в магазинах шаговой доступности.
«В отличие от радио и ТВ, которые после карантина имеют шанс вернуться к прежним пологим траекториям вымирания, газеты несут фатальные потери по всем фронтам: реклама, подписка, да еще и физическая доставка читателю», – отмечает эксперт рынка СМИ Андрей Мирошниченко.
Очевидно, что самые радужные перспективы будут у веб-сайтов, новостных ресурсов, интернет-порталов, соцсететй, мессенджеров и телеграм-каналов. Все эти ресурсы существенно нарастили аудиторию за время инфодемии. Пользователи уже вряд ли покинут ресурсы, к которым привыкли. К тому же этому сегменту коммуникаций способствовали бесплатные ресурсы, льготы и преференции, предоставленные потребителям интернет-провайдерами.
К примеру, в Башкирии семь компаний в сфере цифровых технологий предоставили дополнительные бесплатные услуги по доступу к онлайн-кинотеатрам, электронным библиотекам, увеличению качества трафика и т. д.
Очевидно, возрастет востребованность онлайн-видеоконференций, которые за короткое время приобрели новое качество. Еще одно последствие пандемии – рост по экспоненте работы на «удаленке». И работодатели, и работники уже почувствовали преимущества этого способа. Многие там останутся и далее. Все это потребует дальнейшего развития цифровых технологий.
Еще один момент – абсолютно все СМИ пострадали на рекламном рынке, который практически свернулся, поскольку у рекламодателей «банально нет денег». Реклама продолжается в основном благодаря уже заключенным до пандемии договорам.
Взрывной рост трафика или телеаудитории пока не привлекает рекламодателей, а монетизацию этого роста можно ожидать только с окончанием экономического кризиса.
«Не было бы счастья – да несчастье помогло» – эта формула вполне соответствует текущей тенденции востребованности СМИ. Но «горячие новости» уйдут, а медиаменеджерам уже сегодня надо думать, как жить в «послевоенное время».
Сегодня власти всех уровней сами научились достаточно оперативно передавать официальную информацию. Ретрансляция и рерайт путем переписывания официальных новостей на сотнях ресурсов уже никому не интересна. Очевидно, что со временем людей все больше будут привлекать «глубокие» информационные продукты – аналитика, публицистика, полезные лонгриды, эссе. Это гораздо более затратные по времени и усилиям жанры, но они будут востребованы.
А пока журналисты находятся на передовой, если продолжать аналогии борьбы с пандемией с войной. Причем на передовой не только в переносном, но и в прямом смысле слова. По роду профессии репортерам нужно быть всегда в гуще событий, и многие из них уже заразились инфекцией.
Как сообщил замглавы минкомсвязи РФ Алексей Волин, более 100 журналистов в России имеют подтвержденный диагноз коронавируса, около 500 человек находятся на карантине. По данным соцсетей, уже есть и умершие от вируса журналисты.
В связи с этим тревожным фактом, еще одно наблюдение. В последнее время поменялись формат и стиль журналистских материалов. Их стало гораздо больше, и они стали заметно короче. Статьи и репортажи ныне скорее напоминают рапорты с фронтов, здесь стало меньше былых «красивостей» и метафор, желания блеснуть интеллектом и понравиться. Главная цель сегодня – донести правду. Если такая тенденция сохранится и далее, то читатели и зрители останутся со СМИ и в новом мире – будущем мире после пандемии.