Вопросам межнациональных отношений и сохранения родных языков в последнее время в различных исследованиях уделяется все большее внимание. Говоря об истории и культуре любого народа, трудно удержаться от эмоций и даже пафоса. То же самое можно сказать об описании межнациональных отношений, особенно в многонациональной России и многонациональной Республике Башкортостан. Впрочем, можно подойти к этой теме, опираясь только на сухие цифры и факты, или используя метафору Пушкина – «поверить алгеброй гармонию». Инструментария для этого достаточно – данные всероссийской переписи населения, исследования социологов, постоянно обновляемая статистика.
Переписи населения являются единственным источником сведений о национальном составе населения. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. Национальность детей, а также людей с умственными или физическими недостатками называли родители (усыновители, опекуны, попечители или иные законные представители).
Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что на территории Республики Башкортостан проживают представители 160 национальностей и 13 входящих в них этнических групп. В 2010 году в Башкирии насчитывалось девять наиболее многочисленных национальностей, численность населения которых превышала 10 тыс. человек. Из них на три национальности (русские, башкиры и татары) приходилось 90% населения республики (более 3,6 млн человек).
Почему-то в данных Всероссийской переписи населения обращают внимание, прежде всего, на число той или иной национальности в абсолютных цифрах и процентах и тенденциях роста или снижения численности по отношению к предыдущим переписям. Между тем, результаты переписи населения – это солидный документ с самыми разнообразными позициям. Тенденции динамики этих данных по сравнению предыдущими переписями весьма интересны.
Так, целый блок в переписи 2010 года был посвящен языкам, которыми владеют жители республики. Как оказалось, одним языком, кроме русского, владеют 1,2% жителей республики, или примерно 49 тысяч человек, эта цифра весьма сходна с количеством зарегистрированных мигрантов. Русским языком как средством межнационального общения и взаимопонимания владеет абсолютное большинство коренных башкортостанцев.
В разделе переписи «Владение другими языками наиболее многочисленных национальностей Республики Башкортостан» заполнены все графы, то есть та или иная доля той или иной национальности республики владеют девятью наиболее распространенными в РБ языками – русским, башкирским, татарским, чувашским, удмуртским, мордовским, марийским. Так, среди русских республики 19 тысяч человек хорошо владеют татарским, и 14,5 тысячи – башкирским. Полторы тысячи башкир свободно изъясняются на чувашском и марийском языках, а от 15 до 20 тысяч чувашей и марийцев в своих анкетах указали, что хорошо знают башкирский и татарский языки.
Впрочем, есть в динамике переписей 2002 и 2010 годов и настораживающая тенденция, о чем свидетельствует раздел «Процент владеющих соответствующим языком к общей численности населения». Если в 2002 году 25% жителей республики указали в анкетах, что владеют башкирским языком, то в 2010 году этот показатель снизился до 23%. Еще более отрицательная динамика по татарскому языку – здесь снижение за 8 лет с 34 до 26%. Такая же неутешительная кривая снижения зафиксирована по марийскому (с 2,4 до до 2%), чувашскому (с 2,2 до 1,8%) и мордовскому языкам (с 0,5% до 0,3%). Доля владеющих русским языком осталась практически неизменной – 97%, а вот количество башкортостанцев, которые могут изъясняться на английском языке, выросло значительно – со 140 тысяч до 170 тысяч человек. Эти цифры явно и ясно свидетельствуют о наступлении глобализации, которая угрожает сохранению родных языков.
Впрочем, если брать другие разделы переписи, то с самобытной культурой народов Башкортостана все обстоит довольно неплохо. Так, если в среднем по России в графе «Лица, не указавшие национальную принадлежность» значится более 4% населения, то в Республике Башкортостан – 2%.
Стало быть, людей «без роду, без племени», «Иванов, не помнящих родства» или как у нас принято говорить – «манкуртов», в РБ на душу населения меньше, чем в целом по стране. Этот показатель особенно интересен в разрезе «город – село». Оказалось, что в сельской местности РБ в 12 раз меньше лиц, не указавших свою национальную принадлежность, чем в городе. Этот факт еще раз очевидно доказывает, что космополитизма больше среди горожан, а верности своему народу, языку и традициям – на селе. К тому же исторически так сложилось, что в Башкортостане доля сельского населения выше среднероссийских показателей (40% – в РБ, 27% – в РФ).
Недавно социологи провели опрос населения по регионам РФ по двум позициям. На вопрос «Как вы оценивает состояние межнациональных отношений в своем регионе?» в РБ ответили «положительно» 86% респондентов. На вопрос «Возможны ли какие-либо межнациональные конфликты», в республике отрицательно высказались 81% опрашиваемых. По обоим этим ответам Башкортостан выглядит убедительнее, чем большинство субъектов РФ.
Еще одна грань межнациональных отношений – статистика межнациональных браков. По сведения органов ЗАГС, в общем числе браков в последние годы в РБ регистрируется от 20 до 30% семейных союзов представителей разных национальностей. В 2010 году был поставлен своеобразный рекорд – из 34819 браков 13222 были межнациональными (38%).
Другой критерий состояния толерантности общества – это отношение к трудовым мигрантам, представляющим обычно самые разные национальности. Как считают социологи, население РБ – одно из самых толерантных и доброжелательных к мигрантам. Это подтверждают и цифры. В Башкирию ежегодно приезжают на работу десятки тысяч трудовых мигрантов, и по этому показателю республика стабильно находится на одном из первых мест в стране. Очевидно, что мигранты выбирают, прежде всего, те регионы, где чувствуют спокойную обстановку, безопасность и доброе отношение к себе.
Как известно, две основные конфессии в Башкортостане – православие и ислам. В христианстве есть одна из основополагающих заповедей – «нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, но есть добро и зло». То есть нет плохих и хороших народов, но определенные качества встречаются в каждом из них. Толерантное отношение к представителям других народов заложено и в традиционном исламе. В священных исламских текстах находим не только осуждение людей, проповедующих национализм, но прямой призыв к изгнанию их из уммы.
Во взаимоотношениях между разными нациями и народами есть как минимум два сценария развития этих отношений. Первый – это малочисленные народности растворяются в одной большой по принципу плавильного котла, в котором они теряют свою идентичность. Второй путь – каждый народ сохраняет свое своеобразие по принципу «пусть расцветают все цветы». По первому пути идут Америка и ряд западных стран. По второму – Россия. Известен американский принцип во внешней политике – «разделяй и властвуй», то есть внести раскол в какой-либо стране между народами, а затем покорить ее. С Россией такие шутки не проходят. То, что наша страна, несмотря на санкции и чудовищную по лживости пропаганду, не поддается расколу – во многом нужно относить именно к межнациональному согласию.
В этом отношении во многом показательна Республика Башкортостан. И дело здесь даже не в рекордном количестве населяющих ее народов, а их около 160, а в том, что это количество переходит в особое качество.
В РБ действуют десятки национально-культурных объединений с их высшими органами – курултаями, съездами, соборами, канашами, конгрессами и т. д. Действует Ассамблея народов Башкортостана, работает Дом дружбы народов и ряд других общественных национальных структур. По числу печатных изданий и телеканалов на национальных языках Башкортостан занимает первое место в РФ.
Республика также удерживает лидерство по обучению в школах на родных языках. Обучение в школах ведется в РБ на башкирском, татарском, марийском, чувашском, удмуртском, мордовском, немецком, украинском, белорусском, латышском языках
Это все, что касается, так сказать, официальной стороны вопроса. Но есть и глубинная сторона – это вековые традиции общения народов Башкортостана, той самой народной дипломатии, которая и питает из народных корней и истоков каждое новое поколение, и создает ту особую атмосферу, которую ученые называют «толерантностью», а в самом народе называют проще – дружбой. В республике за всю ее историю не зафиксировано ни одного межнационального конфликта.
Вместе с новостью о создании в стране специального федерального органа власти – Агентства по делам национальностей – сразу возникли гипотезы о возможном учреждении подобных органов в регионах. Впрочем, похоже, каждый регион будет решать это самостоятельно – там, где есть напряжение и потенциальные конфликты, там такие органы, наверное, будут. Другое дело – нужно ли создавать дополнительный чиновничий аппарат, который требует больших затрат, и пытаться руководить такой тонкой материей, как межнациональные отношения, там, где многовековые традиции дружбы и единства и так вполне самодостаточны и не нуждаются в излишнем администрировании. А немалые деньги, которые необходимы на создание нового аппарата, могли бы пойти на что-то полезное и реальное, например, на проведение народных праздников.