Человек по своей биологической классификации относится к млекопитающим, то есть начинает потреблять молоко с самого рождения. Молоко и производные от него продукты являются незаменимым источником белка, а жизнь, как известно, – «это способ существования белковых тел». Впрочем, этот продукт не нуждается в дополнительной рекламе, поскольку издревле для человека в рационе питания было два главных продукта – хлеб и молоко. Между тем в рыночных условиях отечественным производителям этой продукции самим нужно давать «молоко за вредность», поскольку с нарастающей конкуренцией на этом рынке им приходится сталкиваться с перманентными трудностями в продвижении и реализации товара. Положение производителей и переработчиков «молочки» усугубляет санкционная политика Запада в части возможностей экспорта нашей продукции. Один из способов поддержки молочного животноводства – протекционизм со стороны государства на федеральном и региональном уровнях. Недавно впервые среди субъектов Российской Федерации принята республиканская государственная программа «Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан».
«А много ль корова дает молока?»
Согласно библейской истории, фараону приснился сон, будто бы семь тощих коров съели семь тучных. Эта притча воплощается в нашей реальной жизни, поскольку периоды экономического подъема сменяются спадами, и эти циклы длятся от 5 до 7 лет. Впрочем, не только и не столько глобальный экономический кризис стал причиной сложностей в аграрном секторе вообще и в молочном животноводстве в частности. В этой отрасли есть круг своих извечных проблем: критически невысокие закупочные цены на молоко, подорожание фуражного зерна и других кормов, перетягивание «одеяла прибыли» в сторону торговых сетей и переработчиков.
Здесь же следует упомянуть высокие процентные ставки по кредитам. Перманентный экономический и финансовый кризис неизбежно ведет к снижению уровня рентабельности, поскольку все стараются экономить и меньше покупать, в том числе и продукты. Из-за низкой покупательской способности большинства населения и отсутствия платежеспособного спроса по цепочке сдерживается развитие животноводства и продолжает сокращаться поголовье молочного скота. Между тем в «тощие» годы особенно чувствуются последствия инфляции – для аграриев это рост затрат на горюче-смазочные материалы и электричество. Все эти неприятные тенденции сопровождаются высокой конкурентоспособностью импортной молочной продукции.
Фестиваль «Молочная страна», который традиционно проходит в Уфе в конце лета – начале осени, – это не только возможность продегустировать качественную продукцию, но и проанализировать проблемы отрасли. На этот раз на «Молочной стране-2018» основной темой для разговора стало существенное падение закупочных цен на цельное молоко. Производители стали получать за продукт до трети меньше, чем годом ранее. Как жалуются фермеры, они ныне получают за свою продукцию меньше, чем в прошлом году, и это – с учетом инфляции. За полгода закупочные цены снизились до 16-18 рублей за литр, и многие фермеры уже не могут противостоять демпинговым ценам конкурентов. Как считают сами аграрии, порог выживания для них – цены от 20 рублей за килограмм молока.
По данным статистики, производство молока в республике в 2017 году несколько уменьшилось и составило 1718 тыс. тонн (99% к 2016 году). Снижение объемов производства произошло в основном за счет сельскохозяйственных предприятий – 541 тыс. тонн (96%), при некотором росте производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Средний надой на корову по итогам прошлого года составил 4963 кг, это 42-е место в рейтинге регионов Российской Федерации. Продажа и отгрузка сырого молока по всем каналам сбыта составила 761 тыс. тонн (96% к 2016 году), причем снижение зафиксировано и на сельскохозяйственных предприятиях (91%), и в личных хозяйствах населения (99%). По мнению экспертов, слабым звеном молочного животноводства республики является недостаток крупных хозяйств. «Малыши», то есть фермеры, при всем их старании объективно неконкурентоспособны с «крупняками».
На первый взгляд, для молочной отрасли большого труда не нужно – вроде как обо всем природа позаботилась. Щедрое солнышко – и процесс фотосинтеза ежегодно помогает выращивать травку, знай себе выгоняй буренок на полянку и наслаждайся пасторальными пейзажами. Увы, пастушеские идиллии остались в прошлом, ныне правит бал жесткая и холодная рука рынка.
Как говорят в народе, «за морем телушка – полушка, да рубль – перевоз». Транспортные расходы – лишь одна из граней печальной прозы жизни отнюдь не веселых ныне молочников. На себестоимость молока существенно влияют траты на инфраструктуру, электроэнергию, содержание помещений и прочие многочисленные «накладные» расходы.
Все это усугубляется неумением мелких фермеров грамотно вести маркетинг. Как тут не вспомнить хрестоматийные строки: «Весь день на базаре старик торговал. Никто за корову цены не давал…». По мнению руководителя Молочного союза РБ Ильдара Файзуллина, «себестоимость килограмма молока в республике находится на уровне 15-16 рублей, а в развитых странах – меньше десяти рублей, если перевести на нашу валюту. При этом мы гордимся пяти-шеститысячными надоями на корову. А в других странах надаивают по 12-15 тысяч литров на корову. Такими объемами они нас просто задавят».
Еще одна напасть, свалившаяся недавно на головы молочников, – «происки» конкурентов из других пищевых отраслей, начавших кампанию о якобы вреде потребления молока для взрослых людей. «Есть много «врагов», которые вещают о вреде молочной продукции. Это полный бред, но потребители на него ведутся, падает потребление продукта, возникает разбалансированность рынка. У нас баннеры на улицах заняты рекламой кирпича, химии. Ни разу не видел, чтобы пропагандировалось здоровое питание, потребление молока. Нужно менять ситуацию», – считает министр сельского хозяйства РБ Ильшат Фазрахманов.
Проигрываем мы конкурентам и в ценовой политике на сухое молоко. Импортеры предоставляют его по 100 рублей за килограмм, а для наших производителей себестоимость превышает 160 рублей. Сегодня главные производители сухого молока в РБ – Мелеузовский и Месягутовский комбинаты – затоварены этим продуктом.
В молочной отрасли задействованы три стороны – производитель, переработчик и продавец. Каждая последующая сторона этой цепочки накидывает свою маржу на стоимость товара. По мнению производителей, особенно в этом усердствует торговля, накрутка в торговых сетях достигает 40-45%. Еще одна немаловажная грань на этом рынке – предпочтения потребителя. Молочная продукция весьма волатильна, и это очень конкурентный рынок. Полки магазинов завалены продукцией сотен производителей как отечественных – своих и инорегиональных, – так и зарубежных. Так вот, беспристрастная статистика здесь однозначно не в пользу башкирских молочников.
В 2017 году жители РБ приобрели разные виды «молочки» на сумму около 417 млрд рублей. В то же время аграрии РБ произвели продукции на 160 млрд рублей. То есть, наши земляки покупают большей частью молочную продукцию из других регионов. Для справедливости нужно сказать, что наши переработчики стараются конкурировать на «чужих» территориях. За пределы Башкортостана ежегодно вывозится примерно две трети производимых твердых сыров, 94% сухих молочных продуктов и около трети сливочного масла.
Бюджет – не дойная корова
Госпрограммы по развитию молочного животноводства принимаются в республике не в первый раз. Есть опыт и результаты анализа причин неудач предыдущих документов. Однако, перефразируя известное выражение «обжегшись на молоке», здесь вновь приходится «дуть» на молоко, а не на воду. То есть, в отрасли есть системные проблемы, которые нужно учитывать в каждой новой государственной программе.
К примеру, в растениеводстве отчитывались об урожайности до 45 центнеров с гектара, тогда как на самом деле она была в разы ниже, а в животноводстве рапортовали о надоях до 8 тысяч килограмм от коровы, хотя в реалиях они не превышали трех тысяч. Поэтому построить достоверную динамику развития отрасли за последние десятилетия весьма затруднительно. Впрочем, главная задача состоит в другом – не что было, а что будет.
В соответствии с документом, к 2020 году планируется достичь в РБ производства 900 тысяч тонн товарного молока в год, а к 2030 году этот показатель должна превысить 1,5 млн тонн. Для сравнения, по данным Минсельхоза республики, в прошлом году производство товарного молока достигло 715 тыс. тонн. Таким образом, поставлена весьма амбициозная задача – за 12 лет увеличить производство молока более чем в два раза.
Представляя программу, министр сельского хозяйства РБ Ильшат Фазрахманов особый акцент сделал на экономической эффективности предлагаемых мероприятий, и прежде всего на увеличении удельного веса племенного поголовья (не менее 60–70% к 2030 году), повышении продуктивности коров до 7400 кг молока в год и достижении уровня товарности молока до 95%.
Программа учитывает уже сложившуюся локацию молочных предприятий. Так, территория республики поделена на две зоны: зона промышленного молока, где сложилась материальная база, где еще со времен Советского Союза получали высокий вал и высокие удои; и зона фермерского молока, где самобытность жизни сохраняется по сей день и где производство ведется в личных подворьях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и кооперативах.
В период реализации программы планируется создание устойчивой системы механизмов индустриализации отрасли молочного животноводства и развитие личных хозяйств через кооперацию фермеров. Здесь программой предусмотрено увеличение доли крупных молочных ферм индустриального типа с 6 до 30%.
Другие стратегические инструменты программы:
– Максимальная капитализация добавленной стоимости на территории РБ путем повышения глубины переработки.
– Повышение эффективности государственной поддержки аграриев.
– Социально-экономическое развития села.
За весь период реализации программы объем инвестиций превысит 60 млрд рублей.
В любой госпрограмме есть свои «священные коровы», то есть положения, которым уделяется особое внимание. По определению – это вопросы финансирования, особенно в части бюджетных денег, по которым требуется строгая отчетность по мере выполнения этапов госпрограмм. Общий объем финансирования программы составляет 36,8 млрд рублей, большая часть из которых (34,9 млрд) – это внебюджетные средства. Из федерального бюджета планируется направить 1,3 млрд рублей, из бюджета РБ – 0,6 млрд рублей. Но особый спрос с исполнителей и тщательный мониторинг будут вестись именно по бюджетным средствам. Во время презентации госпрограммы было подчеркнуто, что каждый адресат государственных субсидий будет отчитываться об эффективности их использования, и если целевые показатели не будут достигнуты, эти средства будут возвращены в государственную казну.
Работа с потенциальными инвесторами будет вестись с особым вниманием, поскольку именно в аграрном секторе РБ было много случаев, когда приходили многочисленные «Обещалкины», заверяли в серьезности намерений, резервировали землю и инфраструктуру, а дело так и не пошло. Еще один важный момент – тщательный расчет и мониторинг рынков сбыта, поскольку в случае перепроизводства аграрии могут понести огромные убытки. Такие случаи уже были в растениеводстве РБ, когда часть выращенного в урожайные годы зерна так и не удалось реализовать. На заседании Правительства РБ во время утверждения госпрограммы принял участие председатель правления Национального союза производителей молока СОЮЗМОЛОКО Андрей Даниленко.
По мнению руководителя этой авторитетной федеральной отраслевой структуры, инвестиционный потенциал молочной отрасли Башкортостана весьма высок.
– Мы со специалистами больше года работали на территории республики и вместе с Академией наук, Министерством сельского хозяйства провели детальный анализ, – отметил Андрей Даниленко. – Башкортостан может стать флагманом молочной отрасли в России, выпуская продукты с высокой добавленной стоимостью – сыры, готовые детские смеси и т. д.
По словам Даниленко, это первая программа по молочной отрасли среди регионов Российской Федерации, одобренная Министерством сельского хозяйства России. Национальный союз производителей молока явился одним из разработчиков государственной программы «Развитие молочной отрасли в Республике Башкортостан до 2030 года». По заверению представителей федеральных структур, они не намерены этим ограничиваться и будут сопровождать программу на всех этапах ее исполнения.
«А много ль корова дает молока? – Не выдоишь за день – устанет рука» – так преподносились способности буренки в известной басне. Целевые показатели программы столь же амбициозны. Например, планируется возведение до 2030 года 33 индустриальных комплексов с поголовьем в среднем 2500 голов и продуктивностью 7 тысяч килограмм молока в год на корову и привлечение в республику нескольких стратегических инвесторов, каждый из которых обеспечит строительство серии МТФ на 20-25 тысяч голов.
В ходе реализации программы молочная отрасль Республики Башкортостан должна перейти на индустриальный тип, что повлечет снижение количества мелких сельскохозяйственных организаций более чем в четыре раза. Переход количества в качество, в соответствии с законом диалектики, должно увеличить продуктивность и товарность молока в объеме более 800 тыс. тонн.
Госпрограмма по развитию молочного животноводства – это своего рода «млечный путь» для аграриев, поскольку слово «путь» – это синоним понятий «программа» и «стратегия». Однако если название нашей Галактики ассоциировалось у древних людей с разлитым по небу молоком, в нашем случае, напротив, речь идет о сбережении и приумножении молока и дальнейшем развитии отрасли.