Все новости
АНАЛИТИКА
23 Сентября 2019, 14:36

Инициатива не наказуема, а доказуема и реализуема!

Программы инициативного бюджетирования как мотивационный механизм к развитию благоустройства

Мы живем в эпоху правящей бал либеральной идеи, когда абсолютное большинство начинаний невозможно воплотить в жизнь без финансирования. Но увы, в рыночной экономике, когда дефицита товаров нет в принципе, единственным дефицитом является сам «товар товаров», то есть деньги. Получается замкнутый круг: чтобы заработать деньги, нужно начать какое-то дело, а для этого необходимы деньги, которых нет. Денег не хватает всегда и везде – такова их природа, ибо, по классику, «удовлетворенное желание порождает новый уровень потребностей», для которых снова и снова нужны деньги. Дефицит финансов ощущается на всех уровнях – от простого человека до государства. Этот дискурс касается и вопросов благоустройства, на которое у муниципалитетов перманентно не хватает ресурсов. Однако с недавнего времени появились новые программы инициативного бюджетирования. В Башкортостане эти программы, и прежде всего Программа поддержки местных инициатив (ППМИ), действуют уже ровно пять лет – с 2014 года. В пилотном режиме Программа поддержки местных инициатив была начата в семи районах Зауралья.
Но это не единственный информационный повод для анализа инициативного бюджетирования. Вот уже два года подряд Башкирия побеждает на всероссийских конкурсах по инициативному бюджетированию, и с большой долей вероятности успех республике будет сопутствовать и в этом году.
Для того, чтобы получить по программе ППМИ средства из бюджета, есть несколько условий. Необходимо провести собрание жителей с достаточным кворумом, где при помощи демократических процедур определиться с самыми нужными для местных жителей проектами благоустройства своего поселения. Затем следует оформить должным образом заявку с документацией, куда включаются подписные листы под проектами и фотографии с этих собраний.
Важное условие – доля жителей в проекте должна составлять от 5 до 15% необходимой суммы. В софинансировании могут также участвовать местные органы самоуправления и бизнес.
Попутно здесь решается еще одна важная, можно сказать, стратегическая задача. Это воспитание чувства хозяина своей земли и устранение иждивенческих настроений у граждан.
Благодаря ППМИ мотивируется активность жителей республики инструментами софинансирования местных проектов. Большая часть необходимых средств здесь выделяется из бюджета РБ при условии соучастия в них местных жителей. Поэтому программы инициативного бюджетирования по-другому называют «партисипаторными» (от англ. participate – участвовать) проектами.
По информации заместителя министра финансов РБ Натальи Калугиной, пять лет назад, когда проекты ППМИ в республике запускались впервые, из бюджета было выделено 60 млн рублей. Затем финансирование ежегодно увеличивалось, достигнув 300 млн рублей в 2017 году. На 2019 год первоначально планировалось выделить 400 млн рублей, но во время съезда муниципальных образований РБ делегаты попросили в то время врио Главы РБ Радия Хабирова увеличить эту сумму. Что и было сделано: финансирование ППМИ в республике увеличено до 500 млн рублей.
В 2016 г. были заложены институциональные основы развития инициативного бюджетирования в республике – в структуре научных институтов Академии наук Республики Башкортостан был создан специальный проектный центр (Центр изучения гражданских инициатив государственного автономного научного учреждения «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан»), который стал впоследствии основным научно-методологическим консультантом, организатором конкурсного отбора проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах. Деятельность центра координируется Министерством финансов Республики Башкортостан.
Сегодня в РБ кроме ППМИ действуют еще четыре модели инициативного бюджетирования: проекты «Реальные дела», «Башкирские дворики», «Доходогенерирующие проекты в сельском хозяйстве» и «Наше село».
По информации Минфина РБ, за четыре года реализации проектов ППМИ в республике показаны впечатляющие результаты:
– Количество подаваемых на конкурсный отбор заявок увеличилось со 116 в 2014 году до 869 в 2018 году.
– С 2016 г. ППМИ охватывает все муниципальные образования республики.
– С 2014 года реализовано около 1700 проектов развития общественной инфраструктуры.
– Общая стоимость проектов возросла с 82,3 млн руб. в 2014 г. до 605,8 млн руб. в 2018 году.
– Объем субсидий из бюджета республики составил более 1,1 млрд рублей.
– Привлечено около 550 млн руб. софинансирования из других источников (вклад бюджетов муниципальных образований – 225,9 млн руб. (13,6%), вклад населения – 183,8 млн руб. (11,1%) и спонсоров – 135,3 млн руб. (8,1%).
– В проектах приняли участие жители 1215 населенных пунктов, т. е. 26,6% населенных пунктов республики охвачено ППМИ.
Башкортостан по праву считается передовым регионом России по проектам инициативного бюджетирования вообще и по ППМИ в частности.
Активность граждан Башкортостана в многочисленных проектах ППМИ была отмечена и на всероссийском, и на мировом уровне. Об этом свидетельствует сам факт проведения в Уфе международного форума стран БРИКС по теме «Вовлечение граждан в развитие общественной инфраструктуры» в 2017 году.
В списке финалистов III Всероссийского конкурса реализованных проектов по инициативному бюджетированию больше всего проектов из Башкирии. Итоги конкурса будут подведены в ноябре 2019 года, и мы обязательно сообщим нашим читателям о его результатах.
По информации Минфина РБ, конкурсная комиссия подвела итоги первого тура III Всероссийского конкурса реализованных проектов по инициативному бюджетированию. В этот список вошли 25 проектов, получивших наибольшее количество «лайков» по итогам народного голосования. В списке значатся шесть проектов из Республики Башкортостан – больше, чем в других регионах России.
Это проект «Обустройство многофункциональной спортивной площадки с хоккейной коробкой в с. Акъяр», проект «Баскетбольная площадка под открытым небом», проект «Благоустройство родника д. Новониколаевка», проект «Обустройство спортивно-игровой площадки и территории вокруг нее в с. Абубакирово», проект «Ремонт дорожного полотна улиц Набережная, Новая и 50 лет Октября». Есть надежда, что наши проекты войдут в число лауреатов конкурса, как это уже было в прошлом году.
Проекты из Башкортостана стали победителями в двух номинациях из трех II Всероссийского конкурса реализованных проектов по инициативному бюджетированию в 2018 году. В номинации «Общественное партнерство» победил проект «Ремонт системы водоснабжения в деревне Сынгряново». В рамках этого проекта был сделан капитальный ремонт водопровода, заложенного еще 45 лет назад. Замена водопровода гарантирует безаварийное снабжение деревни качественной питьевой водой.
В номинации «Общественное участие» лучшим признан проект «Капитальный ремонт дорожного полотна улиц деревни Верхнебалтачево». В этой номинации учитывалось число граждан, участвовавших в реализации проекта.
Башкортостан стал самым активным участником конкурса-2018 и абсолютным лидером по объему выделяемых на проекты инициативного бюджетирования средств, как сообщается на сайте проекта. В адрес организаторов конкурса поступило 97 заявок из районов Башкирии на сумму более 165 млн рублей. Немаловажная деталь: каждое муниципальное образование, победившее в конкурсе в своей номинации, получает сто тысяч рублей на софинансирование своего будущего проекта.
Пять лет назад ППМИ задумывалась как преимущественно сельский проект. Но сегодня в этой программе активно участвуют и города республики. По информации заместителя министра финансов РБ Натальи Калугиной, условия для горожан отличаются от правил для селян. Если в сельских проектах можно подать только одну заявку, то в городах не запрещается заявить несколько проектов по благоустройству. Но в любом случае и здесь побеждает только один проект.
Схемы софинансирования для города и села также отличаются. Городские поселения софинансируют до 15% своего проекта, а сельские – до 5%. Пропорции соучастия самих жителей в финансировании проектов – 5% для горожан и 3% для селян.
По словам Натальи Калугиной, в сельских районах уже сформировалась нешуточная конкуренция за возможность участия в ППМИ. Дело в том, что в ППМИ может подать заявку только одно поселение из конкретного муниципального образования, а таких поселений в муниципалитете может быть семь, восемь, а то и десять. Поэтому многие села и деревни ждут своей очереди.
Курируют ППМИ Минфин РБ и центр изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований РБ (ИСИ РБ). По наблюдениям специалистов ИСИ РБ, если в прежние годы проекты ППМИ в Башкирии больше всего развивались в сфере ремонта и строительства инфраструктуры, то сегодня все чаще проекты направлены в культуру, социальную сферу.
В 2018 году охват участия поселений РБ составил 85,2% (участвовало в конкурсе 709 из 832 поселений), 17 из 54 муниципальных районов вовлекли в программу 100% своих поселений, 7 районов показали как стопроцентное вовлечение в программу, так и стопроцентную победу всех проектов (Архангельский, Бураевский, Илишевский, Ишимбайский, Кигинский, Салаватский и Чекмагушевский районы).
В среднем процент победивших заявок среди муниципальных районов составил 72,2, среди городских округов – 70,5%.
По типологии проектов основная доля в 2018 г. приходилась на проекты по ремонту учреждений образования – 20%, ремонту дорог – 16%, на проекты, связанные с благоустройством, – 15%, досугом и культурой – 13%, водоснабжением – 11%, обустройством мест захоронения – 9%, обустройством детских площадок – 7%.
«Инициатива наказуема». Это известное выражение сложилось в обществе командного типа и выражало дискурс безропотного исполнения поставленных сверху задач и отказ от собственных идей. Сегодня деятельная демократия невозможна без участия самих граждан, ведь кому, как не им самим, знать, что прежде всего нужно для улучшения качества жизни на их малой родине. Программы инициативного бюджетирования и прежде всего ППМИ за эти пять лет доказали свою высокую эффективность и большой интерес населения республики в их продолжении.
Наиль АШИРОВ.
Графики: Евгений Соколов