Все новости
АНАЛИТИКА
4 Сентября 2019, 13:00

Много званых, но мало избранных

Эссе не тему выборовИзвестная библейская притча гласит: «Много званых, но мало избранных».Суть ее состоит в том, что когда зовут – нужно приходить. По Евангелию – на пир, а в нашем случае – на выборы.

В современном мире выборы стали довольно частым явлением. В нашей стране они проходят чуть ли не ежегодно. Связано это с разветвленностью уровней представительной власти, а также с тем, что с недавних пор в России вновь вернулись к выборам глав регионов.
Лозунг «Все на выборы!» мы помним еще со времен СССР. Впрочем, в то время выборы были своего рода оксюмороном. Это были выборы без выбора – в бюллетене зачастую значилась фамилия единственного кандидата.
Ныне выборы проводятся только на альтернативной основе. Но и сегодня нас призывают прийти на избирательные участки, причем эта агитация как-будто даже поактивней по сравнению с советской.
На наш взгляд, это объясняется несколькими причинами. Немаловажна финансовая подоплека – если на участки придет меньше избирателей, чем полагается по закону, то выборы будут признаны несостоявшимися, а значит придется организовывать новые выборы. Это дополнительные затраты, и немалые. Другая причина усиленной агитации кроется в более стратегических целях для государства. Ныне в условиях либерального строя народ разобщен и атомизирован. Выборы являются одним из немногих инструментов сплочения людей, когда граждане ощущают себя народом.
Выборы – это наличие различных вариантов для осуществления воли. И поэтому выборы связаны с обоснованием свободы человека, что очень важно для либерального общества, провозглашенного в нашей стране.
Человек – это животное, относящееся к типу хордовых, классу млекопитающих, отряду приматов. Но человек – существо социальное. Кроме отправления физиологических инстинктов с развитием цивилизации человеку все важнее становится не удовлетворение чувства голода, а социальных запросов. Для этого нужна четко организованная государственная и общественная система власти. Люди не равны по своей природе. Кто-то более склонен к лидерству, другим более подходит роль исполнителей.
Ранее, на заре человечества лидеры «выбирались» по праву силы. Вождями становились самые смелые, сильные и свирепые. Затем, по мере развития истории, лидерство ими было закреплено по праву наследования – от отца к сыну. Так появились династии королей, царей, князей и т. д.
В современном быстро прогрессирующем мире способность одного человека подчинять себе других людей всё больше истекает от интеллекта, способностей, воли и даже харизмы. Умная власть сегодня куда эффективней, чем грубый диктат. Но таких людей немного, а если кто-то считает себя таковым, то это нужно доказать в ходе избирательной кампании.
Вот здесь-то и возникает главная интрига и драматургия избирательного процесса. Кандидату в президенты, депутаты, губернаторы и т. д нужно доказать, что именно он – самый достойный.
За весьма непродолжительный срок, отведенный законом на предвыборную агитацию, кандидатам нужно успеть понравиться избирателям. Ситуация напоминает процесс ухаживания сразу нескольких кавалеров за одной невестой. В бессмертной пьесе Гоголя «Женитьба» описываются терзания Агафьи Тихоновны, рассуждающей, какого жениха выбрать:
«Право, такое затруднение – выбор! Если бы еще один, два человека, а то четыре – как хочешь, так и выбирай. Никанор Иванович недурен, хотя, конечно, худощав; Иван Кузьмич тоже недурен. Да если сказать правду, Иван Павлович тоже, хоть и толст, а ведь очень видный мужчина. Прошу покорно, как тут быть? Балтазар Балтазарович опять мужчина с достоинствами. Уж как трудно решиться, так просто рассказать нельзя, как трудно! Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича – я бы тогда тотчас же решилась. А теперь поди подумай! Просто голова даже стала болеть. Я думаю, лучше всего кинуть жребий».
Впрочем, народ выбирает своего «жениха», то бишь кандидата, не по внешности, а по тому, насколько его предвыборная программа отвечает его, народа, чаяниям.
В русской литературе на теме выбора основана практически вся классика: свой нравственный выбор делают Родион Раскольников, Евгений Онегин, Анна Каренина, Петр Гринев.
Но избирателям нужно делать не нравственный выбор, а сугубо прагматический – кто из кандидатов принесет народу больше пользы.
В мировой литературе достаточно много сюжетов, посвященных выборам. В основном они строятся в жанре антиутопии.
В романе Евгения Замятина «Мы» действие происходит в тридцать втором веке. День выборов в государстве будущего называется не иначе как «День Единогласия».
В романе «У нас это невозможно» американского писателя Синклера Льюиса кандидат на пост президента США обещает демократические, экономические и социальные реформы, но после избрания устанавливает тотальный диктат и правление с помощью военной силы.
Известна и притча о Буридановом осле, который никак не мог выбрать между двумя охапками сена и потому мучился голодом.
Футуролог Джордж Оруэлл в своем произведении «Скотный двор» описывает общий сход животных, объявивших свое сообщество республикой, но затем после выборов диктатором Скотного двора стал хряк Наполеон.
Наверняка есть и много других произведений на тему выборов, кроме тех, что вспомнились автору. Но очевидно, что они носят в основном негативный оттенок в отношении выборов.
Эти и другие произведения были написаны на заре демократии, в 20-30 годы прошлого века, когда избирательное законодательство было еще весьма несовершенно, и потому авторы были сталь пессимистичны в отношении итогов выборов.
В фантастическом рассказе Айзека Азимова «Улики» некий человек выдвинул свою кандидатуру на пост мэра города. Но затем неожиданно возникло подозрение, что он – робот. Для того, чтобы выяснить это, избиратели взялись просвечивать его рентгеном.
Ныне куда более совершенное чем раньше избирательное законодательство. Используя аллегорию Азимова, современные законы о выборах сами по себе являются «рентгеном», насквозь просвечивающим каждого кандидата. Все кандидаты как на ладони у избирателей, для этого нужно обратиться к соответствующим ресурсам, все они в открытом доступе. Имея такую информацию, и при должной активности на голосовании народ просто не должен допустить исход выборов, описанный в перечисленных антиутопиях.
А для того, чтобы могло проголосовать максимальное количество людей, сегодня создано максимум возможностей (читайте на эту тему в материале «Айда на выборы!» https://panoramarb.ru/articles/common_material/ayda-na-vybory/ )
Известная библейская притча гласит: «Много званых, но мало избранных».
Суть ее состоит в том, что когда зовут – нужно приходить.
По Евангелию – на пир, а в нашем случае – на выборы.
НАИЛЬ АШИРОВ
КОЛЛАЖИ ОЛЬГИ ВИТКОВСКОЙ
Читайте нас: