Все новости
АНАЛИТИКА
16 Июля 2019, 15:34

Там, за горизонтом…

В Башкортостане разрабатываются Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований. Мы живем в эпоху амбиций. Равнодушная и холодная «рука рынка» задает все более жесткие правила игры, основным среди которых является усиливающаяся на всех уровнях конкуренция. Для того чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, нужно развиваться, это очевидно. Для развития, в свою очередь, и отдельных личностей, и людских сообществ нужны амбициозные цели и долговременные планы. В масштабах государства такие планы называют стратегиями. В конце прошлого года была принята Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года. Слово «республика» ведет свою этимологию от латинских слов «res» и «publika», то есть – «общее дело». Башкортостан состоит из более чем шестидесяти муниципальных образований. Развитие республики в целом невозможно без совершенствования всех ее муниципалитетов. В связи с этим уже до конца 2018 года в Башкортостане будут приняты Стратегии социально-экономического развития ряда городов и районов республики.

Многие из нас время от времени испытывают прилив энергии и принимают решения резко переменить жизнь, избавиться от вредных привычек и приступить, наконец, к самосовершенствованию. Увы и ах, на претворение грандиозных планов далеко не у всех хватает воли и усердия. В случае же с государственными долговременными планами развития «слабохарактерности» в претворении планов не должно быть по определению, поскольку главная цель в таких стратегиях – улучшение жизни людей. Очевидно, что на любом уровне государства – федеральном, региональном, муниципальном – периодически принимаются свои планы социально-экономического развития. Однако в масштабах такого огромного государства, как Российская Федерация, возникает необходимость синхронизации этих разноуровневых планов. Именно такие цели и задачи ставит недавний майский Указ Президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Как известно, в этом указе обозначены высокие целевые показатели. Так, ожидаемая продолжительность жизни должна быть повышена через 7 лет до 80 и более лет. Должно быть достигнуто двукратное снижение уровня бедности, а объем ввода жилья планируется повысить в полтора раза к уровню 2017 года. Весьма амбициозны контрольные цифры и по другим ключевым социально-экономическим показателям.
В течение двух лет в республике разрабатывалась Стратегия развития Башкортостана на период до 2030 года. В конце 2017 года она была принята, но теперь ее нужно приводить в соответствие с майским указом и пересматривать основные целевые показатели. С этой целью недавно был создан Стратегический комитет Республики Башкортостан. Его основной задачей стало обеспечение взаимодействия республиканских органов, муниципалитетов, предприятий и организаций для достижения целевых ориентиров Стратегии социально-экономического развития до 2024 и 2030 годов.
Другая важная задача Стратегического комитета – разработка стратегий социально-экономического развития муниципальных образований РБ. Министерством экономического развития РБ были подготовлены методические рекомендации по разработке муниципальных стратегий, которые были утверждены и предложены муниципалитетам при разработке и принятии стратегий городов и районов. Методические рекомендации содержат целевые показатели социально-экономического развития муниципалитетов. Большинство ориентиров задают достаточно высокую планку и могли показаться на первый взгляд невыполнимыми. По мнению Премьер-министра Правительства РБ Рустэма Марданова, «мы должны безоговорочно обеспечить выполнение целевых показателей, которые установлены майскими указами. Поэтому даже в том случае, если сейчас некоторые показатели кажутся слишком амбициозными, мы должны вместе с муниципалитетами предусмотреть меры для обеспечения их достижения». В содержательной части муниципальных стратегий они будут состоять из двух основных блоков.
В первом блоке характеризуется общее состояние социально-экономического развития территории, приводится анализ сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ и сдерживающих факторов. Это своего рода SWOT-анализ для муниципалитета. Далее стратегии должны содержать сценарные условия, механизмы и этапы их реализации.
Второй блок будет содержать целевые ориентиры – цели, задачи, ключевые показатели социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. Этот раздел будет структурирован по пяти ключевым приоритетам по аналогии с республиканской Стратегией-2030.
Образы будущего
Одним из главных условий успешного развития демократической модели государства является обратная связь с гражданами при принятии стратегических решений. Очевидно, что на уровне муниципалитетов этот принцип взаимодействия власти и народа должен быть еще более востребован. Непременным условием для принятия муниципальных стратегий стал социологический опрос населения городов и районов на предмет их видения будущих стратегических документов, а результаты опроса будут обязательно учитываться при принятии муниципальных стратегий. Опрос организован силами сотрудников Института стратегических исследований при Академии наук РБ и начался уже в июле 2018 года. Этот опрос, не официально называемый «четырехтысячником», проведен в 21 муниципальном образовании РБ с участием четырех тысяч респондентов.
Вопросы структурированы по восьми группам: труд и занятость, предпринимательство, образование, здоровье и медицинское обслуживание, материальное положение, социальное самочувствие и образ жизни, участие в общественной и политической жизни, миграция. К примеру, в разделе «Предпринимательство» будут содержаться сведения о том, сколько жителей данной территории хотели бы заняться бизнесом, а в раздел «Материальное положение» включены вопросы о доходах и расходах семьи, что позволит рассчитать число нуждающихся в социальной помощи.
Работа по принятию муниципальных стратегий будет состоять из пяти этапов:
1. Организационно-
подготовительный.
2. Аналитический.
3. Этап целеполагания
и проектирования.
4. Этап обсуждения.
5. Утверждение стратегий.
Организационно-подготовительный этап предполагает создание координационного совета и рабочей группы по стратегическому планированию, определение разработчика проекта стратегии. На аналитическом этапе предстоит выявить основные проблемы и потребности муниципального образования. Этап целеполагания и проектирования, кроме непосредственного определения приоритетов и разработки проектов, включает в себя разработку сценариев развития и определение ресурсного обеспечения реализации стратегии. Этап обсуждения необходим для обеспечения обратной связи и включает в себя экспертную оценку стратегий и общественное обсуждение проекта стратегии с привлечением целевых групп.
На последнем этапе, во время утверждения стратегии происходит согласование документа с Министерством экономического развития РБ, защита стратегий муниципального образования на заседании Стратегического комитета, их утверждение и обнародование в СМИ.
Сначала «комплементы», затем – комплименты
Термин «комплементарность» в биохимии означает взаимное соответствие молекул биополимеров, обеспечивающее образование новых устойчивых связей. В торговле «комплемент» означает дополняемость функций товаров для их полноценного использования (например, монитор и компьютер, подушка и одеяло и т. д.). Термин «комплементарность» с недавнего времени стал популярен в экономике и означает синхронизацию планов и действий субъектов рынка, в нашем случае – муниципалитетов и региона. По мнению директора Института стратегических исследований РБ Азата Янгирова, именно комплементарность в планировании и претворении этих планов является одним из главных условий успеха стратегий муниципалитетов и стратегии социально-экономического развития республики в целом.
К разработке многих региональных и даже муниципальных стратегий социально-экономического развития зачастую приглашаются ученые и эксперты извне, большей частью из центра. Как известно, Стратегия-2030 Республики Башкортостан была разработана исключительно своими силами. Очевидно, что для разработки муниципальных стратегий «варяги» тем более не нужны. В той или иной степени плановая работа всегда присутствовала в деятельности любого органа власти.
Здесь в первую очередь следует выделить Комплексные планы опережающего социально-эконо-мического развития. Они принимаются и в масштабе всей республики, и на уровне муниципалитетов с перспективой до двух лет. Такие комплексные планы имеют примерно те же разделы, что и стратегии, к тому же отчет по выполнению этих «тактических» документов будет даваться ежегодно. Поэтому комплексные планы – это своего рода промежуточные этапы на пути выполнения стратегии в целом. У каждого нового руководителя муниципалитета, которых до 2030 года может смениться немало, будет своя доля ответственности за выполнение стратегии, и здесь будет не уместна дежурная в таких случаях отговорка о том, что «не я принимал этот документ». Сегодня перед разработчиками муниципальных стратегий стоит задача синхронизации и комплементарности этих документов с республиканской стратегией, тем более что они состоят из одних и тех же разделов, за исключением новой главы о муниципальных финансах в стратегиях городов и районов.
Разработка стратегий в 21 районе республики уже до конца 2018 года – это лишь первый этап, затем эти документы будут приняты во всех остальных муниципальных образованиях. Эти два десятка муниципалитетов выбраны в соответствии с методикой Минэкономразвития РБ и представляют все семь экономических зон республики.
По словам директора Института стратегических исследований РБ Азата Янгирова, приемка муниципальных стратегий будет весьма строгой, слабые и «неамбициозные» планы даже не будут рассматриваться. Но тем не менее в ходе выполнения Стратегий возможны корректировки в контрольных цифрах, если достижение того или иного показателя невозможно по каким-либо объективным причинам. В этом случае республика может помочь данному муниципальному образованию с дополнительными ресурсами.
Среди целевых показателей в первую очередь внимание будет обращаться на социально-экономическую сферу, влияющую на качество жизни людей. Социологические опросы – это лишь один из элементов подключения общественности к разработке стратегий. Далее, как подчеркивает Азат Янгиров, будут обязательно проводиться «мозговые штурмы» с участием представителей различных срезов общества каждого муниципалитета и так называемые форсайт-сессии – своеобразные технологии формирования приоритетов в различных сферах (от англ. foresight – взгляд в будущее, предвидение). На этих сессиях будут участвовать представители Института стратегических исследований РБ. Степень реализации стратегий будет оцениваться по четырем ключевым индикаторам.
– Условный аналог ВРП на душу населения, агрегирующий в себе объемы промпроизводства, сельского хозяйства и торговли.
– Инвестиции в основной капитал на душу населения.
– Миграционный прирост населения.
– Вовлеченность населения в экономику территории (прежде всего – занятость в малом бизнесе).
Холизм, или философия целостности
Разработка любых стратегических документов преследует главную цель – повышение уровня жизни людей, это понятно. Очевидно также, что чем выше уровень, или индекс развития человеческого капитала (ИЧК), тем более быстрыми темпами развивается экономика и социальная сфера данного региона в целом. Эти два вектора взаимовлияемы и взаимозависимы. В сравнении уровней ИЧК в разных муниципалитетах прослеживается значительная дифференциация. «Продвинутый» человеческий потенциал сосредоточен в крупных городах и районах вблизи городов. Северный, Северо-восточный субрегионы, а также Зауралье пока, надо признать, обладают сравнительно меньшим человеческим капиталом.
Практически по этой же схеме отражается и неравномерность социально-экономического развития муниципалитетов в РБ. К сожалению, интегральный показатель в разрезе территорий Республики Башкортостан растет. Если в 2010 году разрыв между муниципальными образованиями составлял 5,5 раза, то в 2014 г. – уже 11 раз. В числе основных причин дифференциации в интегральном показателе отмечается разрыв в заработной плате по доходам на душу населения, по инвестициям в основной капитал на душу населения и т. д. Очевидно поэтому, прежде всего нужно подтягивать отстающие районы, которые стали таковыми, конечно же, не по своей воле, а в силу объективных причин.
В Башкортостане заметно более низкий уровень урбанизации по сравнению с регионами страны (60% городского населения по сравнению с 73% в среднем по РФ). Очевидно, миграция населения будет иметь дальнейшую тенденцию переселения из сел в города. Создание городских агломераций актуализирует вопросы создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций, и это нужно учитывать в проектах муниципальных стратегий, особенно для районов, расположенных вблизи городов. Актуален вопрос и активизации формата R2R, то есть межрайонного взаимодействия.
Во времена СССР эффективно действовали производственно-территориальные комплексы, которые зачастую выходили за рамки административных границ районов и создавались по принципу экономической целесообразности. Тогда эти структуры рождались в приказном порядке, сегодня же к таким объединениям мотивирует рыночный интерес самих территорий.
Одной из предпосылок для формата R2R может стать активизация создающихся сегодня в республике экономических кластеров по отраслям, которые как раз по своей сущности «смотрят свысока» на какие-либо границы. Есть и другие инструменты для развития межрайонных связей, это прежде всего институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Как видим, вариантов для наполнения муниципальных стратегий грамотным и потенциально эффективным контентом достаточно много.
Предстоят встречи сотрудников Института стратегических исследований РБ с руководством районов, представителями бизнеса и общественности, затем этап общественного обсуждения стратегий. Каждый желающий может внести свои предложения по стратегии района, для этого в муниципалитетах будут действовать специальные электронные ресурсы. Как подчеркивает директор Института стратегических исследований РБ Азат Янгиров, в отличие от предыдущих подобных программных документов, ранее принимаемых в муниципальных образованиях, ныне все стандартизировано, и поэтому каждый район и город получит методическую помощь специалистов ИСИ РБ в подготовке необходимых документов.
Словом, для успеха предстоящей работы по разработке муниципальных стратегий есть все составляющие. Здесь к месту вспомнить о философском учении «холизма», рассматривающего соотношение «целого» и «частей», исходящего из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к составляющим его частям. Как полагают философы, целое всегда есть нечто большее, чем простая механическая сумма его частей. Эффективное претворение в жизнь стратегий муниципалитетов неизбежно скажется на качественно новом этапе развития всей республики в целом. Впрочем, для достижения этой амбициозной цели мало просто философствовать, а нужно работать.
Читайте нас: