Все новости
АНАЛИТИКА
16 Июля 2019, 15:47

Что мы «накликали»?!

Проекты «электронной демократии» в Республике Башкортостан признаны одними из самых эффективных в России. Наиболее эффективной является та модель общества, где высока степень взаимопонимания власти и граждан, – это очевидно. Государства, где действия чиновников прозрачны и контролируемы, а инструменты обратной связи с народом высокотехнологичны, транспарентны и доступны каждому, по определению развиваются успешнее других, там нет места коррупции и бюрократии. На протяжении большей части истории простой человек со своими «челобитными» мог месяцами и годами добиваться внимания власть предержащих, но так и не получить ответа. Революционный этап в отношениях власти и народа начался с доступностью для всех всемирной сети. «Око интернета» потому и является могущественным, что при правильной его организации мобилизуется гражданское общество – самая грозная сила против бюрократии и волокиты. Проект «Открытая Республика» (www.openrepublic.ru) начал работать в Башкортостане пять лет назад и ныне признан одним из самых успешных в стране. Он реализуется в двух направлениях – повышение прозрачности органов власти и развитие так называемой «электронной демократии»

«Хождение в народ»
Как известно, «лучшее правительство то, которое может себе позволить меньше приказывать». Этот, на первый взгляд, парадоксальный афоризм выражает самую суть демократизации общественных процессов. Чем активнее к процессам управления подключено гражданское общество, тем более прозрачной становится деятельность чиновников всех рангов, а ответственность за принятие решений в таком дискурсе несут не только власти, но и все общество. С широким распространением электронных ресурсов обратной связи гражданам дается своеобразный карт-бланш для предложения своих вариантов решения вопросов на местах, как и на что потратить прежде всего бюджетные средства. И чем активнее будет здесь участие граждан, тем больше вероятность принятия решения в их варианте.
Проект «Открытая Республика», начинавшийся пять лет назад всего лишь с четырех ресурсов, сегодня насчитывает тринадцать порталов. Это своего рода «сообщающиеся сосуды», где одним кликом можно перейти на другой ресурс. Название портала «Электронная приемная» говорит само за себя. Это своего рода электронная «канцелярия», куда одним кликом «мышки» можно переслать письма с общественными или личными вопросами.
Похожим по функциям является портал «Голос РБ». Однако здесь рассматриваются не личные, а общественные проблемы, и востребованы прежде всего коллективные петиции. Этот ресурс – весьма действенный инструмент для влияния на принятие решений властями по разным позициям. Главный критерий здесь – активность граждан. Чем больше людей подпишется под той или иной петицией, тем больше вероятность принятия решения по этой проблеме.
На портале «Депутаты» можно быстро найти «своего» депутата любого уровня – от муниципального до федерального. Для этого достаточно «забить» в соответствующую строку свой адрес. Система позволяет направить обращение к депутату быстро и без участия третьих лиц. Портал также отображает активность действий депутатов в своем округе, создавая таким образом своего рода конкуренцию между ними и мотивируя к активности. В выигрыше от такого соперничества остается прежде всего избиратель.
Здесь можно получить всю информацию о народных избранниках, вплоть до декларации о доходах и о том, как депутат голосовал по интересующему избирателя вопросу. Предусмотрена и обратная связь с депутатами. На другом портале под названием «Законопроекты» в открытом доступе размещена информация о разрабатываемых в РБ проектах законов.
Портал «Кадры республики» направлен на формирование кадрового резерва органов власти РБ, и он востребован прежде всего молодыми и амбициозными людьми, которые могут заявить о себе на портале. Их резюме в любом случае будет рассмотрено, здесь исключается момент кумовства и продвижения «своих» людей.
Портал «Башкирия без дураков». В соответствии с названием ресурса он ставит целью выявление бессмысленных, смешных, а порой и вредных решений чиновников. С размещением на портале о таких казусах узнает вся республика.
По данным социологов, к наиболее волнующим вопросам повседневной жизни наших граждан относятся проблемы ЖКХ.
Поэтому не удивительно, что данными, размещенными на портале «Домоуправление», также интересуются многие жители республики. Здесь размещается вся информация о деятельности управляющих компаний, вплоть до технических характеристик и финансовых показателей управляющих компаний. Интерактивная карта этого ресурса позволяет мгновенно найти нужный дом. С помощью этого портала граждане могут контролировать расходование платежей на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Основная задача проекта «Безопасная среда» – дать возможность жителям обратить внимание властей на волнующие их проблемы, которые могут представлять реальную опасность для здоровья и даже жизни (неработающее освещение, аварийный дом, несанкционированная свалка и т. д.). Портал «Благотворительность» помогает нуждающимся найти необходимые благотворительные фонды. Те, кто желает проявить милосердие, могут найти здесь конкретные адресаты для оказания помощи.
Праведность для правителей
Один из центральных персонажей сказки «Тысяча и одна ночь» – халиф Гарун-аль-Рашид, прозванный народом «Праведным». Согласно легенде, он часто переодевался в простолюдина и бродил по улицам, слушая разговоры народа, пытаясь понять, что волнует людей. Таким образом халиф получал достоверную картину жизни подданных, которая отличалась от приукрашенных «отчетов» льстивых визирей.
Нынешним правителям, желающим быть «праведными», нет необходимости прибегать к маскараду. Достоверную картину людских забот дают современные всемогущие технологии. Здесь есть разные варианты для «хождения в народ». К примеру, можно мониторить многочисленные социальные сети, где принято резать «правду-матку», и таким образом составлять список волнующих людей проблем. Впрочем, выражаясь языком социологов, это способ «нерепрезентативен», поскольку выражает мнение отдельных личностей, а не общества. Куда более точную картину дают специальные порталы, где отражается позиция больших групп людей. На портале «Голос РБ», чтобы петиция стала легитимной, под ней нужно набрать значительное число голосов – от 500, 1000 и до 5000, в зависимости от масштаба заявленной проблемы. Анализ портала показывает, что далеко не все петиции набирают необходимый результат. К тому же для сбора подписей отведен определенный лимит времени, и если его исчерпать, заявленная петиция будет автоматически закрыта.
Как показывает анализ петиций, людей прежде всего волнует состояние общественной инфраструктуры. Так, жители уфимского микрорайона Инорс предлагают создать здесь парк, поскольку в этом «спальном районе» до сих пор нет мест для отдыха. Эта петиция набрала необходимое число голосов, и на нее уже дан положительный ответ муниципальных властей.
Среди других популярных петиций следует отметить обращения жителей Нефтекамска против застройки берегов уникального озера Светлое, ряд обращений против так называемых «точечных» застроек в разных городах республики, петицию жителей Благовещенска против строительства полигона бытовых отходов. Авторы множества петиций обеспокоены состоянием местной инфраструктуры – водоснабжения, канализации, дорог, газоснабжения и т. д.
На портале «Голос РБ» есть еще один ресурс, весьма полезный для современных «праведных халифов». Этот раздел называется «Опросы» и представляет собой онлайн социологический опрос на актуальные темы
Граждане могут принять участие в проведении опросов либо сами предложить свою тему. Каждый опрос ограничивается по времени, и по завершении голосования он направляется в органы власти или крупные организации и компании для учета в работе. Среди масштабных опросов следует упомянуть оценку населением качества предоставления государственных и муниципальных услуг, финансовые вопросы, в частности, опрос об инициативном бюджетировании.
Несомненный интерес представляет серия опросов о состоянии уровня коррупции в городах и районах республики. Респондентам предлагается ответить на такие вопросы: «Как Вы оцениваете уровень коррупции в муниципальном районе?» или «Как Вы считаете, в каких сферах наиболее распространены коррупционные проявления?». Как оказывается, в ряде районов жители весьма нелицеприятно оценивают степень коррумпированности муниципальных чиновников. Так, в одном из районов республики почти 40% опрошенных считают уровень коррупции высоким, а наиболее коррупционными сферами определили операции с недвижимостью и строительство (ремонт) дорог.
Самым популярным стал опрос об удовлетворенности населения деятельностью местных органов власти. Анализ этого опроса за несколько лет изложен в статье «Не криком, а кликом» («Панорама Башкортостана», № 3, 2018 год).
Электронное вече
Подобные электронные ресурсы действуют во многих других российских регионах. Результаты деятельности порталов, направленных на открытость и прозрачность местных властей, – это один из главных показателей эффективности региональных чиновников. Между регионами идет нешуточная конкурентная борьба за то, чтобы оказаться в этом соперничестве на более высоких позициях. Если в начале деятельности системы «Открытая Республика» Башкортостан нельзя было причислить к лидерам в этом негласном соревновании, то сегодня республика уверенно входит в число успешных регионов.
Показатель степени развития информационного общества РБ по итогам 2017 года составляет 76%, среди других субъектов РФ республика поднялась на седьмое место, тогда как годом ранее была на 31-м.
В 2017 году суммарное количество уникальных пользователей ресурсов «Открытой Республики» составило 1 млн 270 тыс. человек, при плановом значении 1 млн человек, что говорит о дальнейшем стабильном росте узнаваемости и востребованности системы. По мнению руководства Государственного комитета Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика», плановый показатель 1,5 млн уникальных посетителей будет достигнут даже ранее 2020 года.
Недавно в республике успешно запущена платформа сайтов общеобразовательных организаций, с помощью которой любая школа или детское образовательное учреждение в один клик может создать собственный сайт. Сегодня на этой платформе развернули собственные сайты 814 школ и 196 детских садов.
Однозначно положительной является динамика роста востребованности интернет-опроса граждан об эффективности руководителей ОМСУ на портале «Голос РБ».
Этот опрос общественного мнения проводится во исполнение Указа Главы Башкортостана. Количество жителей республики, принявших участие в голосовании, с каждым годом растет. Если в 2015 году приняли участие 13 639 человек, то в 2016 году – 25 955, в 2017 году – 31 752 гражданина, за первое полугодие 2018 года – 17 229.
Краудсорсинг vs атомизации
В 2016 году произошел резкий скачок посещаемости портала «Открытая республика». По мнению первого заместителя председателя Госкомитета РБ по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» Дениса Слепова, такая впечатляющая положительная динамика связана с началом действия на портале «Голос РБ» три года назад опроса об удовлетворенности населения деятельностью местных органов власти. Показательно, что люди были весьма активны и на селе, и в городе, несмотря на то, что до сих пор существуют элементы так называемого «цифрового неравенства», то есть возможностей доступа к современным коммуникациям в городах однозначно больше, чем в сельской местности. Между тем для дальнейшей ликвидации цифрового неравенства предприняты новые шаги – теперь населенные пункты с числом жителей от 250 человек будут в обязательном порядке оснащены современной цифровой связью.
Наряду с порталом «Голос РБ» в Госкомитете по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» отмечают и эффективность других ресурсов. К примеру, благодаря порталу «Кадры республики» на государственной и муниципальной службе трудоустроено множество соискателей. Как известно, по законодательству каждый орган власти – федеральный, региональный или муниципальный – обязан размещать объявления в СМИ о вакансиях. Однако для соискателя вакансий было сложно отследить десятки и сотни таких объявлений, размещенных в разных газетах и на сайтах. Теперь все собрано в одном месте, и человек может отследить все интересующие его позиции на одном сайте. Удобен это ресурс и для работодателей, поскольку претенденты здесь размещают свои резюме и можно сравнивать предложения и выбирать подходящую кандидатуру.
Посещаемость разных порталов зависит от их специфики. К примеру, активность посещений портала «Культурные коды» резко возрастает во время значимых международных и российских мероприятий, проводимых в столице республики. Зарубежные гости и наши соотечественники из других регионов страны активно пользуются этим удобным ресурсом для знакомства с историей и архитектурными памятниками городов РБ. Это своего рода электронный гид, с помощью которого можно совершать виртуальные экскурсии.
Кроме проекта «Открытая Республика» одним из важных направлений деятельности Госкомитета РБ по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика» является создание единой технологической платформы электронных ресурсов всех уровней о власти в РБ. Эта работа началась еще в 2015 году. Ранее у каждого органа власти – и республиканского, и муниципального – действовал свой сайт, обслуживаемый не всегда безопасными серверами, затрачивались большие суммы на сопровождение этих ресурсов. Сегодня около 90% электронных ресурсов РОИВ и МОИВ действуют на единой платформе республиканского ЦОД («Центр обработки данных»), у них единое оформление, стилевое решение, критерии поиска, что очень удобно для пользователей. Эти сайты надежны и безопасны, к тому же достигается существенная экономия на их обслуживании. За счет централизации обслуживания по республике теперь затрачивается примерно на 10 млн рублей меньше бюджетных средств разных уровней. Следует отметить, что и сами каналы связи при этом «приземлены» на государственную инфраструктуру, они обслуживаются ГУП «Центр информационно-коммуникационных технологий Республики Башкортостан», тогда как во многих других российских регионах органы РОИВ и МОИВ вынуждены прибегать к услугам коммерческих структур. Два года назад в ежегодном Всероссийском конкурсе региональной и муниципальной информатизации «ПРОФ-IT» система «Открытая Республика» стала победителем, опередив подобные ресурсы других регионов России. Недавно система «Открытая республика» вновь стала победителем Всероссийского конкурса лучших практик открытости государственного управления в номинации «Лучшая инициатива в области использования цифровых технологий и инноваций для повышения открытости органов государственной власти».
Награды приятны, но все же главная цель информационно- коммуникационных систем, направленных на открытость и прозрачность власти, – это достижение истинной демократии. Здесь, очевидно, еще есть резервы. По словам администраторов портала «Голос РБ», есть примеры, когда один и тот же человек долгое время «строчил» по пять обращений ежедневно по своим личным проблемам и направлял их на портал. Как говорится, «эту бы энергию да в мирное русло». Если бы такую же активность люди проявляли по общественным проблемам, то было бы куда больше общественно значимых петиций. Пока же многие из них не дотягивают до легитимного статуса, поскольку не хватает необходимого количества подписей. Увы, атомизация общества – неизбежный спутник ранних этапов рыночных отношений – пока препятствует эффективному краудсорсингу. Впрочем, системе «Открытая Республика» пока всего лишь пять лет. По мере «взросления» она будет избавляться от «детских болезней» становления гражданского общества и станет эффективным инструментом развития демократии.
Читайте нас: