Все новости
АНАЛИТИКА
18 Апреля 2019, 14:13

«СКОРАЯ» ПРИЕДЕТ СКОРО

Что изменится в работе скорой медицинской помощи в республике?Приняли вызов, приехали, помогли. Оперативно и по существу, как в телеграмме. Именно так должна работать служба скорой медицинской помощи. Прибыть на вызов максимально быстро, квалифицированно оказать помощь пациенту, при необходимости госпитализировать его и не тратить время на лишние расспросы и бумажную волокиту. Все это становится возможным благодаря автоматизации системы скорой медпомощи, которая внедряется в республике. Подробно об этом мы беседуем с заместителем главного врача по оперативным вопросам Республиканской станции скорой медицинской помощи и центра медицины катастроф Александром Степановым.

– Александр Васильевич, что сегодня представляет собой служба скорой медицинской помощи в Башкортостане?
– В республике насчитывается 57 учреждений, оказывающих скорую медицинскую помощь. Два из них (в Уфе и Стерлитамаке) – самостоятельные станции скорой помощи, все остальные – это, как правило, крупные районные или городские больницы, при которых созданы отделения скорой медпомощи. А вот количество дежурных бригад в каждом отделении зависит от численности населения. Бригады базируются на подстанциях, постах и в филиалах, чтобы быть предельно приближенными к населенным пунктам, особенно удаленным. В среднем на каждые десять тысяч человек жителей Башкортостана приходится одна бригада. Нормативы эти носят рекомендательный характер и могут меняться. Этот вопрос находится в компетенции главврача. Если возникает необходимость, издается внутренний приказ. К примеру, на Уфимской станции скорой помощи такие приказы издаются регулярно в зависимости от времени суток, праздничных и выходных дней, эпидемии гриппа. В среднем же в республике круглосуточно работает около 350 дежурных бригад.
– Насколько оперативной удается быть службе скорой помощи?
– Надо сказать, что границы между участками весьма условны. И мы стараемся отправлять на вызов ту бригаду, которая в данный момент находится ближе всего к месту вызова. В республике все бригады скорой помощи оборудованы системой ГЛОНАСС. Таким образом, диспетчер видит на карте местонахождение машины и, если она свободна, направляет ее к больному. Получается что-то вроде службы такси, что значительно повышает оперативность. Если раньше у диспетчера масса времени уходила на то, чтобы обзванивать бригады, выяснять их местоположение, то теперь процесс координирования занимает секунды.
– А существует ли норматив по приезду скорой помощи на вызов?
– Есть норматив (не более 20 минут), но применим он к тем ситуациям, когда есть угроза жизни человека. Например, чрезвычайная ситуация – несчастный случай, ДТП. В остальных случаях стараемся, чтобы скорая приезжала в пределах двух часов.
– Сколько машин насчитывает республиканский парк скорой помощи? Хорошо ли они оснащены?
– В настоящий момент парк насчитывает более 500 машин скорой помощи. Причем, за последние два года было несколько поставок по федеральной и республиканской программам. Таким образом, автопарк санитарных машин существенно обновился. Что касается оснащения, требования очень высокие. Достаточно сказать, что только обязательный перечень предусматривает наличие в машине СМП около 40 единиц медицинского оборудования и изделий медицинского назначения. И этот стандарт строго выполняется.
– Недавно в Правительстве Башкортостана обсуждался вопрос внедрения автоматизированной системы скорой медицинской помощи. Расскажите об этом подробнее.
– Действительно, такая работа активно ведется. Для скорой помощи очень важно максимально быстро приехать к пациенту. Сейчас прилагаются все усилия к тому, чтобы оснастить диспетчерскую службу автоматизированными системами, которые позволяют в разы повысить эффективность работы диспетчера. При наличии единого программного обеспечения, которое в настоящее время поставлено во все отделения скорой медицинской помощи, появляется возможность работы в едином информационном пространстве, а диспетчер избавляется от лишней бумажной работы. В целом же республиканская медицинская информационная система в той или иной степени уже охватила не только службу скорой медицинской помощи, но и амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения РБ. К настоящему времени эта база данных сформирована. Минздравом РБ создан мощный кластер серверов, в которых содержатся медицинские данные о каждом жителе республики. И любой визит к врачу или вызов его на дом, а также вызов скорой медицинской помощи в обязательном порядке фиксируются в базе. Начиная с 2019 года здесь же создано хранилище различных видео- и фотодокументов, например, рентгеновских и УЗИ-снимков, данных ФГС и других исследований. И в перспективе бумажные карты станут не нужны.
Таким образом, создается электронный документооборот, как в МФЦ. Без волокиты и опасения, что какая-то бумажка потеряется. Даже рецепты будут выписываться в электронном виде.
Уже на этапе вызова диспетчер идентифицирует пациента в этой системе, где есть его медкарта и медицинский полис в электронном виде. К примеру, поступает вызов от пациента из Демы. Диспетчер принимает вызов, записывает адрес. В течение секунды информация о вызове появляется на экране у диспетчера Демской подстанции. Далее диспетчер, имея доступ к медицинским сведениям конкретного человека, при необходимости передает эти данные бригаде.
С 1 апреля в республике заработал единый диспетчерский центр, в задачу которого входит мониторирование своевременности исполнения вызовов по всей республике.
В этом году также планируется следующий этап – закупка планшетных компьютеров для членов бригад скорой помощи. Тогда уже врач-фельдшер будет получать нужную информацию напрямую. Отметим, что вся информация доступна только врачам и защищена от передачи посторонним лицам. На планшетах будет установлено специальное программное обеспечение, которое позволит шифровать эту информацию и передавать ее по специальному каналу связи.
Наконец, идет процесс укрупнения – создание межмуниципальных отделений скорой медицинской помощи, которые отвечают, например, сразу за два района. Схема уже отработана в столице (к Уфе присоединили Уфимский район). То же самое осуществлено в Стерлитамаке и Стерлитамакском районе. По этому же пути пошли Нефтекамск и Месягутово. Чем крупнее подразделение и чем больше в нем бригад, тем меньше проблем при вызовах, особенно на граничащих участках.
Читайте нас: