В 1935 году в Москве проходил Второй всесоюзный съезд ударников-колхозников. Делегатом от нашей республики на нем был председатель колхоза из Илишевского района Шаехмурза Ахияров. Впоследствии об этом событии вспоминал его сын – доктор педагогических наук, профессор Камиль Ахияров.
– Отцу на съезде дали слово. Говорил он по-башкирски, а переводил его речь писатель Афзал Тагиров, впоследствии расстрелянный. Речь была посвящена успехам колхоза – приобрели семь молотилок, 12 культиваторов, построили клуб на 800 мест, радиоузел, библиотеку. Рассказал отец и об уровне жизни сельчан, приведя в пример бывшего батрака Тимерханова, который «получил 258 пудов овощей и 200 рублей, построил новый дом, купил мебель, часы и патефон». А о себе сообщил следующее: «Я, Ахияров, бывший батрак, работал на кулаков десять лет. Не умел читать и писать. В 1925 году пошел в Красную Армию – там научился немного грамоте. Сейчас я председатель колхоза и живу хорошо».
Во время перерыва вождь всех народов И. В. Сталин лично пообщался с отцом и в беседе добродушно заметил: «Хорошо у вас колхозники живут, патефоны имеют!».
В августе 1964 года, за два месяца до своей отставки, в Башкирии побывал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Годы спустя воспоминаниями об этом визите (они включены в книгу «Время. Люди. Мысли») поделился бывший председатель Совета Министров БАССР Зекерия Акназаров. В частности, описан эпизод, где Никита Сергеевич осматривает поля Туймазинского совхоза.
«Машины остановились у большого кукурузного массива. Густым лесом стояли мощные растения. Никите Сергеевичу плантация очень понравилась. Он тепло поблагодарил руководителей и механизаторов хозяйства, не скрывал своей радости, что и в наших краях отлично выращивается кукуруза.
– Некоторые скептики говорят, – рассуждал, обращаясь к нам Н. Хрущев, – что на Урале и в восточных районах кукурузу не вырастить, что зря я поднимаю этот вопрос. Но мы же на Урале находимся, и это поле говорит само за себя».
Переночевав в своем поезде, который остановился на разъезде в 25 километрах от поселка Чишмы, 11 августа Никита Хрущев прибыл в Уфу. На вокзале первого секретаря встречали члены бюро обкома, трудящиеся. Пионеры преподнесли цветы.
Вдоль улиц, по пути следования кортежа, выстроились тысячи горожан. Несмотря на дождь, Никита Сергеевич стоя ехал в открытой машине и приветствовал уфимцев.
В программе его визита было посещение завода синтетического спирта в Уфе. По дороге на завод у въезда на проспект Октября Хрущев обратил внимание на большое здание с надписью «Башкирский сельскохозяйственный институт». Он очень удивился тому, что сельхозвуз находится в центре города, так как из Москвы в регионы распространялось требование: выводить аграрные учебные заведения из крупных городов и размещать их в сельской местности.
– Старое здание было небольшим и ветхим, а это построили до ваших указаний, – ответил первый секретарь Башкирского обкома КПСС Зия Нуриев.
На обеде в гостинице в Глумилино (здесь остановился вождь) Зекерии Шарафутдиновичу довелось пообщаться с Хрущевым в непринужденной дружеской обстановке.
«Он спросил меня, сколько мне лет.
– Сорок, Никита Сергеевич, – ответил я.
– А мне уже семьдесят, – сказал Н. Хрущев. – Вы наливайте коньяк себе и другим товарищам, а мне, пожалуйста, кумыс и вино. А вот генералу Лященко (командующему округом) налейте-ка побольше, неужели ему не стыдно со мной равняться».
Из Уфы поезд Хрущева направлялся в Казахстан. На перроне станции Кропачево в Челябинской области Никита Сергеевич пообщался с тружениками, специально приехашими из Салаватского района. Хрущев поздоровался и спросил собравшихся:
– Как живете, что беспокоит?
– Никита Сергеевич, в магазинах не стало табака, как нам быть?
– Я всю жизнь не курил и вам не советую.
Один водитель, по всей видимости, командированный на уборку из города, сказал:
– Никита Сергеевич, мы приехали убирать хлеб, но дожди не дают работать.
В ответ Хрущев посоветовал «завинтить в небе дыру».
– Вы, Никита Сергеевич, находитесь к Богу ближе, вы сами и завинтите ту дыру, – нашелся тот же водитель».
В 1963 году проинспектировать уборку урожая в Башкирию прибыл заведующий сельхозотделом ЦК КПСС Владимир Павлович Мыларщиков. Вместе с Зия Нуриевым и Зекерией Акназаровым они полетели в Сибай. Из иллюминатора самолета Мыларщиков увидел поле, на котором комбайны убирали хлеб прямым комбайнированием. А в то время директивно внедрялся раздельный способ уборки урожая – Мыларщиков как раз был инициатором нового метода.
– Товарищ Нуриев, – воскликнул гость из Москвы. – У вас что, раздельной уборки нет? Посмотрите что делается, прямым комбайнированием убирают! Не ожидал я такого от вас!
Зия Нуриев выкрутился из ситуации, сказав, что это поле находится на территории Челябинской области – в Кизильском районе.
Из воспоминаний Зекерии Акназарова:
«Зия Нуриевич слукавил. Он местность хорошо знает, и хлеб на самом деле был наш, Баймакского района. Конечно, это не крупный обман, просто нужно было гостя успокоить. Прилетели мы в Сибай, проехали по хозяйствам, в целом Мыларщикову понравился ход уборки. За ужином в присутствии руководителей Баймакского района и Сибая Мыларщиков попросил найти по телефону Лаптева, первого секретаря Челябинского обкома.
Зия Нуриевич не спешил выполнить просьбу гостя:
– Зачем беспокоить, Владимир Павлович, людей. А потом, по одному полю нельзя судить. Я думаю, у них народ грамотный, они наверное, делают то, что нужно для получения высокого урожая».
Мыларщиков, однако, настаивал, но Нуриев все-таки убедил его не звонить в Челябинск.
АЛЕКСЕЙ КОСЫГИН И ДК «НЕФТЯНИК»
В 1973 году в Башкортостане, кстати, не в первый раз, побывал председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Здесь высокого гостя сопровождали первые лица республики, включая Акназарова.
– Общение с Косыгиным оставило глубокий след, – вспоминал впоследствии Зекерия Шарафутдинович. – В Уфе Алексей Николаевич выступил с речью перед коллективом Уфимского моторостроительного завода – говорил не по написанному, очень ярко и доходчиво.
Прошелся председатель Совмина по улице Ленина, посетил памятные места, зашел в несколько магазинов, где пообщался с покупателями.
Примечательно, что результатом его визита стало строительство на улице Ленина Дворца культуры «Нефтяник». Об этом шла речь во время пребывания Косыгина в Уфе, а спустя месяц уже было получено соответствующее распоряжение Совмина СССР.
МИХАИЛ ГОРБАЧЕВ – ВИЗИТ К РОДСТВЕННИКАМ
Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев был в столице Башкирии как минимум дважды. В 1994 году Михаил Сергеевич с супругой были в Уфе с частным визитом – гостили у родственников Раисы Максимовны. Не обошли это событие журналисты, которые встречали высоких гостей у трапа самолета.
– Я рада, что прилетела на свою малую родину, – поделилась своими эмоциями Раиса Горбачева. – Здесь прошел кусочек моей юности, здесь живет моя сестра, мои родственники, мы постоянно поддерживаем контакт.
Протокольных встреч в ходе визита не предусматривалось, однако Михаила Горбачева пригласили в Телецентр на интервью. Беседа касалась реформ, насущных проблем.
– Люди хотят знать, когда ситуация с нашими реформами начнет меняться к лучшему, – рассуждал Михаил Сергеевич. – Через реформы, продолжая их, исправляя ошибки, мы должны выйти к новой, демократической, России, в которой бы люди чувствовали себя уверенно.
Отвечая на вопрос о приватизации, Горбачев сказал:
– Если говорить о приватизации, – она необходима. А как ее проводят – это обман!
Летом 1996 года Михаил Горбачев был одним из кандидатов в президенты России. В ходе своей агитационной кампании он также побывал в Уфе. И снова – интервью на Башкирском телевидении.
Буквально за час сотрудников известили, что ожидается приезд Горбачева. По закону о выборах необходимо было записать с ним передачу. Лето, жара, многие сотрудники в отпусках.
– Ведущим определили коррес-пондента, который в спешке приготовил вопросы, – рассказывают очевидцы тех событий. – Но главная проблема – срочно найти пиджак и галстук, чтобы ведущий (а он был в футболке) выглядел в кадре солидно. К счастью, дресс-код обеспечили, передача была успешно записана и выпущена в эфир.
Горбачеву все понравилось.
– Вы хорошо подготовились! – заметил Михаил Сергеевич.
Сразу после записи Горбачев уехал.
БОРИС ЕЛЬЦИН: «ВОЗЬМИТЕ ТУ ДОЛЮ ВЛАСТИ, КОТОРУЮ САМИ МОЖЕТЕ ПРОГЛОТИТЬ!»
«Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Принято считать, что эту знаменитую фразу Борис Ельцин произнес в Уфе. Это правда лишь отчасти. Действительно, в августе 1990 года на митинге перед многотысячной толпой уфимцев будущий лидер страны (на тот момент Ельцин занимал должность Председателя Верховного Совета РСФСР) говорил о суверенитете Башкортостана. Дословно фраза звучала так:
– У башкирского народа действительно растет национальное самосознание, и его право – требовать самостоятельность и решить судьбу самим… Мы говорим башкирскому народу, народам Башкирии, мы говорим Верховному Совету, правительству Башкирии: вы возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить!
А цитата, приведенная вначале, была произнесена Борисом Ельциным в Казани неделей раньше.
Через шесть лет, в 1996 году, когда Борис Ельцин баллотировался в президенты во второй раз, он побывал в Уфе вновь. Популярность его была по-прежнему высока, хотя и ощущалась серьезная конкуренция со стороны Геннадия Зюганова.
В аэропорту Бориса Николаевича встречали студенты.
– Мы выстроились в ряд, и Ельцин каждому из нас пожал руку, – вспоминает выпускник БГПУ Максим Васильев. – Своей крупной ладонью он случайно захватил сразу две руки – мою и стоявшей рядом девушки. И пошутил: «Поженил вас!».
В ходе визита у Ельцина было несколько встреч с жителями города. Но особенно всем запомнилось, как Борис Николаевич совершил торжественную закладку камня в строительство уфимского метро – на проспекте Октября перед универмагом «Уфа». Увы, проект остался только на бумаге.
Неоднократно бывал в Башкортостане автор советского гимна и литературный отец Дяди Степы Сергей Михалков. Особенно нравилось ему отдыхать в башкирских санаториях.
– Я часто встречался с ним в Москве, в ЦК и как-то пригласил отдохнуть в Башкирии, – вспоминал бывший секретарь Башкирского обкома КПСС по идеологии Тагир Ахунзянов. – С тех пор Сергей Владимирович постоянно приезжал в наши здравницы. Он прилетал в Уфу, где селился в специальном особняке в Глумилино (том самом, где останавливался Хрущев), затем мы везли его в санаторий. В Уфе он первым делом приходил ко мне на работу. Однажды сижу я в кабинете и читаю прессу – там был материал, как в Геленджике боролись с курением. «Вот, – говорю я ему, – смотри, какая новость!». «Какая борьба? – возмутился Михалков. – Никогда мы не победим курение. Это так же бесполезно, как и борьба с пьянством. Мы благодаря табаку в войне победили, революцию свершили!».
Писатель-сатирик Марсель Салимов вспоминает такой эпизод:
«Сергей Владимирович прогуливался по санаторию. Навстречу ему выбежал маленький мальчик. Ребенок остановился и воскликнул:
– А я Вас знаю! Вы – Дядя Степа!
Михалков добродушно потрепал ребенка по плечу. Позднее писатель говорил:
– В Башкирии меня и дети уважают!».