Все новости
АНАЛИТИКА
5 Апреля 2019, 17:25

БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ «ИНЦИДЕНТ»

КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА РЕАГИРОВАНИЯ НА ПРОСЬБЫ И ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН В СОЦСЕТЯХ

Одно из первых совещаний, проведенных Радием Хабировым в качестве временно исполняющего обязанности Главы Башкортостана, было посвящено вопросам здравоохранения. И это не удивительно, ведь в отрасли накопилось достаточно проблем – нехватка врачей и лекарств, устаревшее оборудование, очереди в поликлиниках и многое другое. Руководитель региона попал в «болевую точку», что подтвердилось многочисленными обращениями граждан, зафиксированными системой «Инцидент», – львиная доля жалоб была связана со здравоохранением.
Граждане мгновенно оценили преимущества «Инцидента» по сравнению с традиционными чиновничьими запросами, когда ответа на письма в различные инстанции приходилось ждать долгие месяцы.
– Все это – запросы граждан и реакция власти – попадает под контроль и в дальнейшем влияет на рейтинг главы муниципалитета или чиновника, – говорит председатель Совета директоров АО «Башинформ» Ростислав Мурзагулов. – Таким образом, любые действия чиновников будут открытыми, а граждане смогут эффективно и непосредственно влиять на повышение собственного уровня жизни.
СИБАЙ
Одной из самых масштабных проблем, поднятых жителями нашей республики в социальных сетях, стала экологическая ситуация в Сибае.
Началось все в ноябре-декабре минувшего года, когда жители города стали жаловаться на плохое самочувствие из-за сильной загазованности воздуха. Как выяснилось, причиной тому стало скопление дыма от сероводорода, выделяющегося при окислении руды в неэксплуатируемом карьере. С каждым днем количество жалоб росло, в результате на проблему обратили самое пристальное внимание.
Активизировались депутаты Госсобрания – Курултая, муниципальные и республиканские власти, Минздрав РБ, МЧС. По поручению врио Главы Башкортостана Радия Хабирова в городе был создан оперативный штаб, в состав которого вошли министр промышленности РБ Алексей Карпухин и заместитель министра здравоохранения РБ Динара Еникеева. Госкомитет РБ по чрезвычайным ситуациям ежедневно, каждые два часа публикует результаты показателей проб атмосферного воздуха в городе.
По словам руководителя рабочей группы по работе с обращениями граждан в социальных сетях Елены Прочаковской, основная тематика обращений в соцсетях относительно ситуации в Сибае – нехватка узких специалистов, в частности, педиатров. Чтобы решить этот вопрос, руководитель региона поручил направить в Сибай бригаду специалистов Республиканской детской клинической больницы для организации расширенного приема маленьких пациентов по всем направлениям. Также Башкирским государственным медуниверситетом была командирована в Сибай на длительный срок группа врачей.
Проникся ситуацией и протянул дружескую руку помощи Глава Республики Крым Сергей Аксенов – он пригласил 500 сибайских детей в крымские санатории на бесплатный отдых.
Радий Хабиров, в свою очередь, пообещал что распределять путевки будут исключительно по медицинским критериям. Таким образом, он рассеял сомнения граждан в соцсетях по этому поводу.
– Надо прежде всего посмотреть детей с близлежащих территорий, по медицинским показаниям, малоимущих, – сказал Радий Хабиров, обращаясь к городским властям. – Вам предстоит нелегкая задача – собрать 500 детей. Республика в свою очередь возьмет на себя организацию трех чартеров.
Что касается первоисточника экологических проблем, принято решение о «мокрой консервации» карьера. Шахта должна быть подтоплена к 20 марта 2019 года.
РОДДОМ В ИШИМБАЕ И ФАПы
Масса нареканий поступила от жителей Ишимбая в связи с неудовлетворительным состоянием роддома.
«У нас в городе численностью более 80 тысяч человек нет хорошего перинатального центра с современным оборудованием. Роддом разваливается. 20 лет назад обещали построить новый, но на его месте построен жилой дом. Вместо того чтобы строить новый роддом, власти собираются делать в нем капремонт...».
Как говорится, комментарии тут излишни.
Радий Хабиров побывал в Ишимбае с рабочим визитом, в ходе которого пообщался в том числе с врачами и молодыми мамами.
– Через два года в Ишимбае будет новый роддом. Считайте, он уже у вас есть, – сказал руководитель региона. – Строительство начнется этим летом. Ожидается, что специалисты в новом медицинском учреждении будут принимать так называемые тяжелые роды с патологиями.
На одном из «Здравчасов» было отмечено, что проблема изношенности медучреждений весьма серьезная. В частности, в аварийном состоянии находятся 49 фельдшерско-акушерских пунктов, еще 613 ФАПов требуют капитального ремонта. В целом же в республике в ремонте нуждаются более 4 тысяч медучреждений. Объем финансирования позволит отремонтировать в этом году 114 объектов.
СКОРАЯ «СКОРАЯ»
Очень много жалоб в соцсетях на нехватку машин скорой помощи.
«Здравствуйте, Радий Фаритович. Обратите внимание на Янаульский отдел скорой помощи. Машины гнилые, давно уже списанные, смотреть страшно. Водители как-то умудряются их ремонтировать, чтобы ездить на вызовы».
«На весь Иглинский район ездит одна машина скорой помощи. Вызвали мы скорую бабушке, а нам ответили, что скорая приедет через 5 часов. Это как так? А если за это время с ней что-то случится?!»
В итоге решением врио Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова были выделены средства из республиканского бюджета на приобретение 172 автомобилей скорой помощи. Машины распределили по городам и районам республики.
«ЗЕМСКИЙ ДОКТОР»
Каждый четверг в Правительстве Башкортостана проводится совещание по вопросам медицинского обслуживания, получившее название «Здравчас». Пристальное внимание здесь уделяется и обращениям граждан в соцсетях, зафиксированных «Инцидентом».
Одна из самых частых просьб, помимо экологической проблемы в Сибае, – решить задачу нехватки кадров.
«В Кармаскалинском районе, в селе Кабаково, уже третий год нет педиатра, приходится ездить в райцентр».
По словам местных жителей, на участке проживает более тысячи детей, и лишь один раз в неделю, да и то нерегулярно, приезжает специалист из Прибельска.
В Минздраве РБ признали, что на селе вакансия педиатра была действительно свободна. В результате проблему удалось решить благодаря программе «Земский доктор». На данный момент в местной амбулатории прием ведут два детских специалиста.
Переходя от частного к общему, отметим, что проблема достаточно распространенная, – лечебным учреждениям республики нужно дополнительно около 1300 врачей. И это решаемо. Только в 2019 году в рамках программы «Земский доктор» по 1 млн рублей подъемных получат 125 врачей – узких специалистов, выезжающих работать в районы и малые города. Такие же выплаты будут произведены еще 150 специалистам, которые, заключив договор, приняли участие в программе «Земский доктор», но по разным причинам их не получили. Кроме того, врио Главы РБ Радий Хабиров призвал глав районных администраций искать возможность предоставлять врачам, переезжающим для работы, социальное жилье.
Причем, кадровый резерв у нас есть – ежегодно БГМУ выпускает более 1000 специалистов. Вопрос лишь в том, чтобы они оставались работать в республике.
ПРОФИЛАКТИКА И РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА – ЛУЧШИЕ ЛЕКАРСТВА
Как бы банально это ни звучало, но любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Возьмем, к примеру, онкологию – чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше вероятность благополучного излечения.
Как сообщил главный внештатный онколог Минздрава РБ Руслан Султанов, в ближайшие три года в республике планируется открыть 13 центров онкологической амбулаторной помощи.
Новые центры будут создаваться на базе ранее существовавших межмуниципальных медицинских онкологических центров, что позволит охватить медицинским обслуживанием всю территорию республики. Уже в этом году такие центры будут открыты в Октябрьском, Нефтекамске, Кумертау и в Уфе.
В целом же, в рамках реализации регионального компонента программы «Борьба с онкологическими заболеваниями», бюджет республики выделяет около 5 млрд рублей. Средства пойдут на приобретение современного оборудования для оснащения онкоцентров и отделений, а также на завершение строительства палатного корпуса на 240 коек Республиканского онкологического диспансера.
На практике же выявляется еще одна проблема – многие граждане игнорируют диспансеризацию. И если студенты и школьники проходят ее комплексно в учебных заведениях, а пенсионеры идут на обследование к врачу, движимые многочисленными «болячками», то активную, работающую, часть населения на диспансеризацию, как говорится, не затащишь.
На это обратил внимание врио Главы РБ Радий Хабиров, выступая на форуме «Будущее сферы труда» 4 февраля. Он призвал работодателей более ответственно и внимательно относиться к здоровью граждан.
– Прежде всего, это диспансеризация, – отметил руководитель региона. – В нашем понимании и в разрезе тех задач, которые поставлены Президентом по реализации национального проекта, продолжительность и качество жизни – это ключевой и важный фактор. Этого можно добиться, если мы будем качественно, ответственно и содержательно проводить диспансеризацию. Мы перепробовали множество нематериальных стимулов, всевозможных побуждений. Но мы ясно понимаем, что если не будет четкого материального влияния на работодателя, то мы навряд ли сдвинем вопрос диспансеризации с мертвой точки. Поэтому необходимо внесение изменений в закон об обязательном медицинском страховании.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
Разумеется, система «Инцидент» не является единственным руководством к действию, это лишь дополнительный рычаг, «ускоритель» для решения проблем. Ведь по сути каждый руководящий работник сферы здравоохранения прекрасно осведомлен о том, что волнует пациентов.
– Система «Инцидент» в некоторой степени помогает приблизить власть к народу, – говорит руководитель рабочей группы при администрации главы РБ по обращениям жителей в социальных сетях Елена Прочаковская. – Может быть, где-то на местах работают быстрее, оперативнее, ярче. Но не может система «Инцидент» быть вместо системной работы. Обнажилась некая проблема во взаимодействии чиновников и жителей – система «Инцидент» помогает это взаимодействие наладить.
Подводя промежуточный итог внедрения «Инцидента» в республике, Радий Хабиров в интервью газете «Ведомости» отметил:
– Это первое, что я сделал. Я рассказывал главам муниципалитетов про эту систему и видел в их глазах недоверие и непонимание. Но уже сейчас главы поняли, что это удобная вещь, которая позволяет проблему решать на взлете… Это программный продукт, благодаря которому мы можем отлавливать в соцсетях проблемы, которые носят не разовый, а системный характер и обладают потенциалом к росту негатива. Например, женщина пришла с ребенком в поликлинику – ей нахамили, ребенок не смог получить лечение. Она написала об этом в соцсетях. И еще несколько человек пишут то же самое про эту поликлинику. Это инцидент. Нам показывают, что в этой больнице есть проблема, которую нужно решать. Мы выходим на руководство поликлиники, начинаем проверку, глава муниципалитета или глава учреждения должен дать объяснения… Иногда проблему можно решить просто: банально извиниться перед человеком и сделать так, чтобы ситуация не повторялась. У нас каждую неделю проходит «Здравчас», который начинается с доклада руководителя группы «Инцидент», он рассказывает, сколько обращений было за неделю. Мы выводим на связь руководителей учреждений, отчитывается глава Минздрава. Я надеюсь, что мы сбили первую волну жалоб, сейчас стало в два раза меньше обращений.