Все новости
АНАЛИТИКА
12 Декабря 2018, 16:02

ТРУДНО ИЗБЕЖАТЬ БУДУЩЕГО

Одобрена Стратегия социально-экономического развития города Уфы

Одна из самых популярных тем в философии и литературе – «Насколько человек может влиять на свою судьбу, или же она уже предначертана свыше как неотвратимый рок?». Впрочем, жизнь каждого человека зависит не только от него самого, но и в немалой степени от «остального мира», и прежде всего от степени социально-экономического развития его страны, региона и муниципалитета. Конкретное муниципальное образование, город или село – это именно то место, которое в первую очередь влияет на качество жизни людей. Поэтому, если все они, объединенные общей задачей, вместе будут стремиться к достижению определенной высокой цели, к улучшению своей малой родины, – это неизбежно скажется на уровне жизни. Исходя из этого несложного алгоритма на государственном и муниципальном уровне, жителям муниципалитетов предлагается самим ковать свою судьбу, то есть разрабатывать долгосрочные Стратегии социально-экономического развития городов и сел. Одной из первых в Башкортостане принята Стратегия развития города Уфы.
Что день грядущий
мне готовит?
Его мой взор
напрасно ловит,
В глубокой мгле
таится он.
(Александр Пушкин)
Само слово «стратегия» имеет древнегреческие корни и означает искусство полководца. Под стратегией обычно подразумевают долгосрочный и недетализированный план военных действий на длительный период времени. С недавнего времени этот термин перешел в гражданский оборот и ныне активно используется в бизнесе и сфере государственного (муниципального) управления.
Задача Стратегий социально-экономического развития стран и регионов – достижение главных целей путем решения тактических задач по оси «ресурсы – цель». Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан была разработана и принята одной из первых среди регионов Российской Федерации (журнал «Панорама Башкортостана», № 1, 2017, «Камо грядеши?», № 4, 2018, «Там, за горизонтом»).
Затем в соответствии с майскими указами Президента В. В. Путина были пересмотрены ее основные целевые показатели – как водится, в основном в сторону повышения. Следующий этап – разработка и принятие муниципальных стратегий, ибо именно от дальнейшего развития городов и районов зависит продвижение республики в целом, как и развитие всей страны предполагает прежде всего совершенствование составляющих ее регионов, республик и областей.
В 2018 году предполагается принять сразу несколько муниципальных стратегий, особое место среди них занимает Стратегия развития города Уфы. Внимание, уделяемое этому городскому округу, понятно, поскольку Уфа – столица республики, самый густонаселенный город РБ, мегаполис, где проживает свыше четверти населения республики.
Разработкой Стратегии Уфы было поручено заняться коллективу Института социально-эконо-мических исследований – обособленного структурного подразделения Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук. В итоге напряженной работы в течение короткого отрезка времени был выработан проект Стратегии – солидный, более чем 200-страничный документ.
В соответствии со специальными технологиями разработки подобных документов, прежде чем перейти к выработке самой Стратегии, нужно прежде проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить основные проблемы, стоящие перед муниципалитетом. То есть из двух вечных российских вопросов сначала ставится «Кто виноват?», а уже затем – «Что делать?».
Работниками института вместе с коллегами из исполнительной власти города был проведен детальный SWOT-анализ, где расписаны сильные и слабые стороны развития города, угрозы и возможности. Очевидно, что для поступательного движения вперед прежде всего нужно обратить внимание на слабые стороны. По мнению работников Института социально-экономических исследований, Уфу ослабляют такие позиции, как недостаточная интеграция Уфимской агломерации в международную и федеральную транспортную и логистическую систему, высокий уровень износа основных фондов, неразвитая система оптовой торговли.
В социальном аспекте к слабым сторонам относятся сокращение доли уфимцев в трудоспособном возрасте, повышение демографической нагрузки, недостаточный уровень обеспеченности населения жильем.
В разрезе инфраструктурных проблем здесь упоминается высокий уровень физического и морального износа коммунальных сетей, нерациональная транспортно-планировочная структура.
Что касается возможных угроз, которые могут в будущем негативно повлиять на развитие города Уфы, в Стратегии акцентируются прежде всего экономические проблемы – деиндустриализация экономики города Уфы, связанная с высоким износом основных фондов, и отток высококвалифицированных кадров из мегаполиса в другие регионы. Здесь также упоминаются снижение инвестиционного спроса, обострение территориальной конкуренции на рынке капиталов и изменение транзитных грузопотоков в обход Республики Башкортостан.
К угрозам в будущем также относятся возможные перебои в снабжении и возникновение аварийных ситуаций на изношенных коммунальных сетях, увеличение дорожно-транспортных происшествий в связи с ростом количества автомобильного транспорта и несовершенством уличной дорожной сети. Среди угроз последним по числу, но не по значению, упоминается усиление конкурентных преимуществ соседних урбанизированных территорий, которые могут «оттянуть» на себя инвестиции и кадры.
Далее в Стратегии идет перечень рейтинговых показателей столицы Башкортостана в сравнении с другими городами-миллионниками.
По большинству показателей экономического развития Уфа занимает место в топ-5 рейтинга конкурентоспособности. Так, по показателю производительности труда г. Уфа входит в первую тройку городов-миллионников и субмиллионников. По инвестициям в основной капитал Уфа, несмотря на снижение показателя в 2017 году, благодаря более низкому его падению относительно городов-конкурентов, улучшила конкурентные позиции, перейдя с 6-го на 4-е место.
В числе негативных моментов экономического развития Уфы в 2017 году относительно 2008 года следует выделить утрату лидерских позиций по показателю оборота розничной торговли на душу населения вследствие более низких темпов роста показателя, чем у ряда городов-миллионников.
Если по экономическим показателям Уфа находится в тройке лидеров, то по показателям развития социальной и финансовой сфер занимает средние позиции (в конце первого десятка). Поэтому в средней и долгосрочной перспективе необходимо нивелировать отставание по этим показателям.
«Начать готов я жизнь другую...»
(Михаил Лермонтов)
В соответствии с нормативными документами, регламентирующими принятие Стратегии, обязательным условием должно быть размещение итогов социологического опроса населения данного муниципалитета, целью которого является изучение социального самочувствия и качества жизни населения города или района, а также выявление проблем, волнующих людей, и предлагаемых ими перспективных направлений социально-экономического развития этого поселения.
Затем, в соответствии с законом, проходит обсуждение проекта Стратегии, и мнения жителей обязательно должны учитываться. Подобное исследование было проведено в Уфе методом анкетирования по месту жительства летом 2018 г. Объем выборки составил 1800 человек.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что основная часть населения высоко оценивает условия проживания, созданные в городе. На вопрос «Нравится ли Вам жить в городе Уфе?» 84% респондентов ответили положительно. Основная часть опрошенных жителей уверена в своем будущем – 68%, не уверены в нем – 25,6%, затруднились ответить – 6,8%.
Наиболее острыми городскими проблемами, которые необходимо решать в первую очередь, по мнению жителей, являются низкий уровень доходов и качества жизни населения – 14,2%, нехватка рабочих мест, безработица – 10,2%, недоступность (дороговизна) жилья – 8,4%, низкое качество жилищно-коммунальных услуг – 7,5%, низкое качество и недоступность медицинских услуг – 7%. Далее по убывающей следуют неудовлетворительное состояние транспортной инфраструктуры, неблагоприятная экологическая обстановка, работа городского транспорта, проблемы пьянства и наркомании – 4,1%.
К числу наиболее приоритетных направлений развития города, по мнению уфимцев, относятся развитие промышленности и создание новых рабочих мест – 28%; создание комфортной городской среды и благоустройство территорий – 23,7%; строительство социальных объектов и объектов инфраструктуры – 16,6%; создание условий для привлечения инвестиций – 15,2%; развитие туризма – 9,6%.
Как известно, сегодня в регионах и муниципалитетах реализуются различные варианты целевых проектов, направленных на благоустройство городов и районов. Обязательным условием большинства этих проектов является софинансирование со стороны населения. Размер средств, вкладываемых жителями, весьма скромный – до 5% от суммы проекта.
В опросе был задан специальный вопрос на предмет готовности населения Уфы лично вкладывать средства в реализацию целевых проектов, финансирование которых будет поддержано правительствами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
По итогам этой части опроса, 33,6% респондентов готовы лично участвовать в решении проблем города, 25,8% – готовы, но только в решении тех проблем, которые касаются их лично. Меньшинство – около 40% – пока не готовы принимать участие в этой деятельности. Интересен и расклад размера средств, которые активные граждане готовы вкладывать в реализацию целевых проектов: не более 500 руб. – 28,6%, не более 1000 руб. – 11,8%, не более 3000 руб. – 5,8%.
В конце опросного листа респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос: «Попробуйте представить г. Уфу через 15-20 лет. Какой образ будущего города Уфы из перечисленных Вам лично кажется наиболее привлекательным?». Наиболее привлекательный образ г. Уфы в будущем, по мнению опрошенных жителей, должен соответствовать следующим характеристикам: развитый промышленный центр Российской Федерации, в котором производится продукция, конкурентоспособная на внутреннем и внешнем рынках, – 24,8%; экологически чистая территория с развитой инфраструктурой, комфортная для жизни, работы и отдыха, – 23,5%; перспективная территория для проживания населения, реализации их сил и потенциала – 20,4%; центр высоких технологий, современного производства и науки – 17,8%; город развитого бизнеса, благоприятный для развития предпринимательской деятельности, – 13,4%.
Наиболее подходящими слоганами для г. Уфы, по мнению респондентов, являются следующие: «Уфа – город комфортный и удобный для жизни» – 28,7%; «Уфа – город-парк» – 9,4%; «Уфа – город возможностей» – 30,1%; «Уфа – движение в будущее, сохраняя традиции» – 21,8%; «Уфа – город для бизнеса» – 5,2%.
Наиболее приоритетными направлениями развития города, по мнению респондентов, являются развитие промышленности и создание новых рабочих мест, создание комфортной городской среды и благоустройство территорий, строительство социальных объектов и объектов инфраструктуры. Большинство опрошенных жителей в будущем хотят видеть свой город развитым промышленным центром Российской Федерации, в котором производится продукция, конкурентоспособная на внутреннем и внешнем рынках. К числу положительных характеристик развития города относится также потенциал социальной ответственности населения, выраженный в готовности участвовать в решении наиболее актуальных проблем города, принимать участие в обсуждении перспективных проектов.
Куда влечет нас рок событий?
(Сергей Есенин)
По образному выражению Дамира Гайнанова, директора Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН, любая долгосрочная стратегия имеет «убегающий горизонт». То есть это живой документ, или, перефразируя классика, – «не догма, а руководство к действию». Очевидно, что в процессе жизни Стратегия будет дополняться, ведь лучшая стратегия – это «изменяющаяся тактика». Однако стратегия стратегии рознь. Одно дело – Стратегия для сельского района и другое – для густонаселенного мегаполиса. По мнению Дамира Гайнанова, менять тактические схемы для крупного города сложнее, чем для небольшого муниципалитета. Здесь действуют своего рода физические законы, в соответствии с которыми тела со значительной массой имеют большую инерцию, чем более мелкие. Исходя из этого, работники института старались выверять каждую цифру в прогнозных показателях, поскольку в будущем неправильные расчеты могут привести к невыполнению положений Стратегии.
Как известно, в Башкортостане сегодня насчитывается четыре агломерации – Уфимская, Южная (Стерлитамак, Салават, Ишимбай), Нефтекамская и Западная (Туймазы, Октябрьский). Уфимская агломерация – самая крупная, и в свете глобализации она будет однозначно прирастать за счет притока сельского населения. Между тем процессы миграции в Уфимской агломерации идут в основном в пригороды Уфы, и это тоже нужно учитывать в разработке Стратегии, особенно в части планирования транспортных схем.
Одну из первых встреч после назначения временно исполняющим обязанности Главы Республики Башкортостан Радий Хабиров провел с руководством города Уфы. По его словам, «для республики Уфа, Уфимская агломерация, конечно, имеют огромное значение. Здесь живет четверть населения республики, здесь находятся основной промышленный потенциал, ключевые налогоплательщики. Для нас очень важно, как живет, чем дышит и как будет развиваться Уфа и, конечно, Уфимский район».
Одними из самых болевых точек города, по словам Радия Хабирова, являются транспортный вопрос и ситуация в жилищном строительстве, в том числе – недостаток социальной инфраструктуры в новых микрорайонах. Врио Главы республики призвал руководство города и районов Уфы быстрее и эффективнее исправлять эти проблемы и пообещал свою поддержку, в том числе и финансовую: «Уверяю вас, у республики существуют возможности, и мы обязательно вам поможем. Подчеркиваю, возможности у нас есть. Давайте направим их на решение первоочередных задач».
Трудно избежать
будущего
Оскар Уайльд
В выступлении перед депутатским корпусом Уфы директор Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН Дамир Гайнанов в числе наиболее острых проблем, препятствующих продуктивному развитию социальной сферы города, назвал сокращение рождаемости, снижение доли женщин репродуктивного возраста, повышение коэффициента демографической нагрузки, нехватку мест в детсадах и школах.
Прогноз численности населения города свидетельствует о том, что на перспективу до 2030 г. ожидается снижение численности детей в возрасте до 6 лет (как ясельного, так и детсадовского возраста). При этом численность детей школьного возраста существенно возрастает (на 38,5%). Снижение рождаемости и стабилизация смертности приводят к тому, что величина естественного прироста населения близка к нулю, а в случае инерционного сценария имеет отрицательное значение. В совокупности с иными факторами указанные демографические процессы приводят к изменению возрастной структуры населения города. Снижение численности и доли населения трудоспособного возраста на фоне увеличения численности населения младшего и, в особенности, старшего возраста приводит к росту демографической нагрузки на 14%, что, в частности, актуализирует задачу развития здравоохранения.
В соответствии со Стратегической инициативой «Доступное качественное образование» в Уфе в ближайшие годы необходимо строительство 36 новых школ, а также реконструкция 23 и капитальный ремонт 13 школ. Главная миссия Стратегии – «стать к 2030 г. городом удобным, комфортным, гостеприимным, создающим условия для развития бизнеса и реализации потенциала горожан во всех областях, реализующим эффективные механизмы управления городом».
Достижение этой цели структурировано в Стратегии по «матрешечному» принципу. Сначала обозначены пять стратегических приоритетов. Далее каждый приоритет содержит в себе конкретные проекты и предлагаемые решения. Стратегические приоритеты обозначены следующим образом:
1. СИЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА – обеспечение конкурентоустойчивости реального сектора экономики на основе содействия устойчивому развитию промышленности и инновационной деятельности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка, туризма.
2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОМФОРТ ГОРОЖАН – развитие человеческого капитала и социальной сферы, включающее развитие образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, рынка труда и обеспечения занятости населения, социального обслуживания и поддержки населения, а также обеспечение улучшения демографической ситуации, содействие развитию здравоохранения.
3. ГАРМОНИЧНОЕ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО – обеспечение сбалансированного пространственного развития и качественной городской среды, включающее развитие: функциональных зон города; транспортной системы, в том числе транспортно-логистической инфраструктуры; развитие и благоустройство озелененных и общественных пространств; развитие градостроительных и земельно-имущественных отношений, внутригородских районов и др.
4. КАЧЕСТВЕННАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА – развитие городского хозяйства, в том числе: жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, транспортного обслуживания населения и благоустройства городского пространства, обеспечение благоприятной экологической среды и безопасности жизнедеятельности населения.
5. ЭФФЕКТИВНАЯ И ОТКРЫТАЯ ВЛАСТЬ – повышение эффективности муниципального управления и устойчивости бюджетной системы за счет роста качества решения вопросов местного значения и развития гражданского общества, а также роста доходного потенциала и обеспечения сбалансированной бюджетной политики города.
Для достижения целей Стратегии обозначены три возможных сценария развития событий – инерционный, умеренно-оптимистичный и сценарий опережающего развития.
Инерционный сценарий объясняется самим названием, то есть, если ничего не предпринимать и «пусть будет как будет».
Умеренно-оптимистичный сценарий является отражением наиболее вероятных тенденций развития макроэкономической ситуации. Он предполагает сохранение ключевых условий функционирования города.
Сценарий же опережающего развития – это именно тот вариант, к которому нужно стремиться в идеале. Он рассматривается в дальнейшем в качестве главного ориентира развития города.
По образному выражению директора Института социально-экономических исследований УФИЦ РАН Дамира Гайнанова, есть два способа планирования – «от пола» и «от потолка». Сценарий опережающего развития как раз и является своего рода планированием «от потолка», то есть здесь ставятся самые амбициозные задачи.
Бесспорно, важно обеспечить выполнение стратегических документов всех муниципальных образований республики, невзирая на их численность и экономический потенциал. Но все же очевидно, что Стратегия Уфы имеет особое значение, ибо это столица республики, самый развитый в экономическом и социокультурном отношении город. Здесь по определению живут и работают люди, имеющие более высокий человеческий капитал, чем в среднем по республике. Сама атмосфера конкуренции и пассионарности, «витающая» в большом городе, должна способствовать его развитию, а затем «подтянуть» за собой и другие поселения Башкортостана. Роль «первого среди равных» ко многому обязывает.