Все новости
АНАЛИТИКА
18 Ноября 2018, 20:31

ГДЕ РОДИНА – ТАМ ХОРОШО!

В СВЕТЕ НЕГАТИВНЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ЭТУ ОЧЕВИДНУЮ ИСТИНУ ПРИДЕТСЯ ДОКАЗЫВАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ МЕРАМИ ВО МНОГИХ МУНИЦИПАЛИТЕТАХ РБ

Приоритетной целью и для государства, и для общества в каждом регионе страны становится задача народосбережения, или, выражаясь языком чиновников, прироста населения. Несмотря на все усилия по государственной поддержке рождаемости, темпы естественного прироста, то есть превышения рождаемости над смертностью, не столь динамичны, как ожидалось. Другой путь решения демографического вопроса – это так называемое «миграционное сальдо» (разница между числом прибывших на какую-либо территорию и выбывших из нее за определенное время). Увы, в последние годы в республике по этому показателю фиксируется отрицательная динамика. За первое полугодие 2018 года миграционный отток из Башкортостана увеличился примерно на треть по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Эти негативные и неприятные показатели имеют характер устойчивых тенденций, и на них нужно реагировать. С целью выработки долговременного плана по миграционным вопросам в Правительстве республики состоялось специальное заседание Стратегического комитета РБ.
Возрастающие процессы глобализации неизбежно сопровождают потоки мигрантов, прежде всего трудовых, которые, в соответствии с пословицей, «ищут где лучше», и поэтому приток мигрантов на определенную территорию является одним из индикаторов благополучия региона.
Каждому субъекту федерации в соответствии с известным майским указом Президента В. В. Путина поставлена цель достижения положительного коэффициента миграционного прироста. К примеру, по Республике Башкортостан целевой индикатор на 2018 год выглядит следующим образом: миграционный прирост должен составить не менее четырех человек на 10 тысяч населения. К 2020 году этот показатель должен быть увеличен в четыре раза. Между тем в первом полугодии миграционная убыль населения в РБ составила почти 4 тысячи человек, с ростом к уровню аналогичного периода прошлого года более чем на полторы тысячи жителей.
Пока положительное сальдо миграции наблюдается только в 11 муниципальных образованиях республики. Кроме задач, поставленных федеральным центром, в республике есть и свои амбициозные планы. Это, прежде всего, Стратегия социально-экономического развития РБ до 2030 года. В соответствии с этим документом миграционный прирост через 12 лет должен составить 30 человек на 10 тысяч населения.
Премьер-министр Правительства РБ Рустэм Марданов, открывая заседание Стратегического комитета, констатировал, что принятая Концепция миграционной политики Республики Башкортостан на период до 2025 года пока не имеет эффекта, и поэтому сегодня стоит задача актуализировать план мероприятий по реализации этой концепции с учетом реалий дня.
На отрицательный баланс «миграционного сальдо» влияет множество факторов, и один из основных среди них – это так называемая «маятниковая миграция» вахтовиков, выезжающих из республики на работу в другие регионы. Статистика здесь весьма тревожная – в прошлом году число наших земляков, уехавших на севера, превысило 105 тысяч человек, а это значит, что каждый 20-й работник в республике трудится на вахте. Если же учитывать тот факт, что это в основном мужчины, то картина складывается и того печальнее: на заработки уезжает каждый 10-й представитель сильного пола. В целом этот внушительный отряд составляет около пяти процентов трудоспособного населения РБ. Тенденция, к сожалению, имеет развивающийся негативный вектор. В 2017 году вахтовым методом в республике работало на 10 тысяч человек больше, чем годом ранее.
Министр экономического развития РБ Сергей Новиков привел своеобразную карту «вахтовой миграции». В Калтасинском районе каждый четвертый (!) взрослый житель выезжает на заработки в северные регионы, в Абзелиловском и Белокатайском районах – каждый пятый.
Вахтовый метод был популярен и в советское время. По данным ученых Института стратегиче ских исследований РБ, во времена СССР Башкирия была регионом, «отдающим» население. Например, за межпереписной период с 1970 по 1979 год общая численность населения выросла всего на 26 тыс. человек (0,7%), с 1979 по 1989 гг. – на 98,8 тыс. человек (2,6%), хотя в то время в Башкортостане наблюдался значительный рост рождаемости. Но поток вахтовиков в то время, в соответствии с правилами игры командной экономики, был, так сказать, «добровольно-принудительным». Ныне, в эпоху либерализма, никто не понуждает, не приказывает людям выбирать место работы. Стало быть, все уехавшие из республики сделали это по своей воле, в поисках лучшей доли, поскольку на своей малой родине не нашлось достойной работы.
Сегодня на муниципальном уровне параллельно разрабатывается сразу несколько документов, планирующих развитие муниципальных образований республики. Это, прежде всего, Стратегии развития муниципальных образований до 2030 года (более подробно читайте на стр. 2-7). Есть также комплексные планы опережающего развития, антикризисные планы и другие. Во всех этих документах достижение положительного «миграционного сальдо» ставится приоритетной задачей. Ру ководство экономического блока Правительства предлагает вопросы миграции рассматривать в качестве одного из ключевых показателей эфективности руководителя муниципалитета, а значит, и дальнейшего его пребывания в этой должности. Более того, как считают в Правительстве республики, если тенденция снижения численности населения того или иного района неуклонно продолжается долгие годы, то – ни много, ни мало – будет поставлен вопрос о присоединении этого муниципалитета к более успешному соседнему району. Это предложение было озвучено на заседании Стратегического комитета РБ.
Авторы принятой в РБ в конце прошлого года Стратегии-2030 полагают, что «если предположить продолжение сложившихся тенденций в динамике численности населения, то значительно повышается риск фактического «обезлюдивания» целых районов республики. Прогноз населения республики по разным сценариям предполагает сокращение населения – от 3,782 млн при низком до 3,969 млн, соответственно, высоком к 2030 году, а в территориальном разрезе это предполагает концентрацию населения в Уфимской и Южно- Башкортостанской агломерациях».
Одной из тенденций в сфере миграции в Башкортостане является высокая доля так называемого «транзитного» поведения населения. То есть, приезжающие к нам мигранты недостаточно «укоренены» на новых местах. В связи с этим Минэкономразвития РБ предлагает провести на местах анализ реальных потребностей рынка труда в иностранной и иннорегиональной рабочей силе, которую не удастся закрыть местными работниками. Очевидно, что в первую очередь здесь нужно решать жилищный вопрос, поэтому главам муниципальных образований предлагается проработать вопрос жилищного обустройства для привлекаемых квалифицированных специалистов из соседних субъектов России и зарубежных стран.
Еще один потенциально эффективный путь для решения миграционных проблем – это так называемая «учебная миграция». Как известно, многие выпускники из РБ поступают в учебные заведения других регионов РФ, а по окончании не возвращаются домой. Поэтому предложена своего рода контрмера – создать некую квоту на бюджетные места для иннорегиональных студентов для обучения в РБ с обязательством последующей отработки на предприятиях республики.
Проблема оттока населения из республики далеко не нова. Она существовала и в советское время, и в «лихие» 90-е годы. Тогда эти тенденции были не столь заметны за счет прибывающих в республику иммигрантов. Согласно Демографическому докладу РБ, подготовленному учеными Академии наук РБ, для Республики Башкортостан миграционные потоки 1990-х помогли отодвинуть депопуляционные явления: «Миграционный прирост в 1993-1999 гг. не только полностью гасил естественные потери, но и значительно перекрывал их. В 1993-1995 гг., на которые приходился пик миграционной активности, прирост в 4-4,5 раза превышал объемы естественной убыли.
В результате спада миграционной активности в дальнейшем сальдо миграционных процессов позволяло лишь смягчить естественную убыль. Наблюдающиеся в 2004-2015 гг. перепады в соотношении прибывающих и выбывающих мигрантов, изменения в структуре миграционных потоков подтверждают значение миграции как весомого фактора изменения численности населения и его состава».
На заседании Стратегического комитета был заслушан ряд глав муниципалитетов, где особенно остро стоят миграционные вопросы. Глава Аскинского района Флорид Усманов рассказал о мерах, предпринимаемых в районе для достижения положительного сальдо миграции, в частности, о предоставлении земельных участков для прибывающих на постоянное место жительства в район. Представитель другого района в качестве одной из главных причин отрицательной миграции назвал переезд в связи со вступлением в брак, на что последовала реплика: «Если переезжают, значит, нашли место лучше, чем у вас. Создавайте условия, чтобы новые семьи обосновывались на родине, а не мигрировали в другие места».
Как известно, среди многих других специальностей сегодня на селе особо остро стоит вопрос нехватки медицинских работников. Заместитель Премьер-министра Правительства РБ Салават Сагитов предложил включить в программу «Земский доктор» и врачей из других регионов, с предоставлением им жилья или земельных участков для строительства.
Очевидно, что процессы глобализации и урбанизации набирают силу, в перспективе все больше будет нарастать миграция в города. Здесь ответной мерой для сельских районов должно стать межмуниципальное сотрудничество, создание кластеров, совместных производств.
Премьер-министр Правительства РБ Рустэм Марданов заверил глав муниципалитетов, что республика готова помочь тем районам и городам, где докажут, что необходимая инфраструктура – дороги, электроэнергия, газификация и т. д. – позволят создать новые рабочие места, а значит, развернуть миграционное сальдо в положительную сторону на данной территории. К примеру, если муниципалитет докажет, что на дороге местного значения трафик достигает 10 тысяч автомобилей в сутки, то для реконструкции и ремонта такой дороги будут направлены республиканские средства.
Еще один стратегический путь для прекращения оттока жителей в другие регионы – новые технологии в аграрном секторе, переход к высокомаржинальным культурам, поскольку просто производством зерна прибыли уже не достичь, к тому же здесь республика уже столкнулась с кризисом перепроизводства.
Другой вариант развития для аграриев – создание кооперативов. В 2018 году в Башкортостане будет выделено более 300 млн рублей на реализацию доходогенерирующих проектов на селе по созданию кооперативов, а в целом поддержка развития малых форм хозяйства в республике превышает 700 млн рублей. Между тем, по данным социологов, вопрос оттока жителей из республики может потенциально возникнуть не только в разрезе сельского населения, но и городского. По результатам исследований службы «HeadHunter» опубликованы данные о том, что почти треть ищущих новую вакансию жителей Башкортостана готовы к переезду в другой регион России при гарантии трудоустройства. Чаще всего готовность к переезду высказывали жители Стерлитамака (28%), Салавата (28%), Уфы (27%).
Министерство экономического развития РБ подготовило несколько предложений по улучшению миграционной ситуации. В правительство внесен проект распоряжения о создании Фонда развития территорий Республики Башкортостан. Эта структура должна сопровождать работу администраций в синхронизации целевых ориентиров развития территорий с приоритетами республики. Фонд будет составлять мониторинг социально-экономического развития районов и городов, по итогам которого будут выработаны рекомендации по комплексному развитию муниципальных образований, в том числе и в демографическом направлении.
Еще одна родственная по функциям структура – Государственный комитет по мониторингу социально-экономического развития – уже работает. В задачи нового органа входит получение детальной информации по развитию поселений, а затем по реализации конкретных мер.
Еще одно важное направление работы, влияющее на миграционные процессы, – создание агломерационных субрегионов на основе семи экономических зон республики. Здесь акцент будет на преимущественном размещении инвестиционных проектов с созданием рабочих мест на тех территориях РБ, где зафиксировано много вахтовиков и незанятого населения.
В целях достижения положительного коэффициента миграции предлагается задействовать механизмы вывода из тени незаконных мигрантов. Здесь, прежде всего, речь идет о строительной отрасли, сфере услуг, розничных рынках.
Свой вариант решения миграционных проблем предлагает Институт стратегических исследований РБ в виде проекта «Формирование центров развития на базе экономических зон Республики Башкортостан и развитие агломераций на базе крупнейших городов РБ» (Уфимская и Южно-Башкортостанская). Логика здесь заключается в формировании институтов и инструментов развития муниципальных образований, создании точек роста в пространстве республики и так называемое «подтягивание» отстающих территорий в рамках межмуниципального сотрудничества (M2M) в пределах экономических зон.
Пожалуй, самый главный способ удержания своего населения, с одной стороны, и привлечения трудовых мигрантов – с другой – это инвестиционная деятельность. Здесь стоят сверхамбициозные задачи. В качестве ориентира ставится цель достичь по республике инвестиций в основной капитал 300 тысяч рублей на душу населения. Для сравнения: сегодня этот показатель не превышает в РБ 80 тысяч рублей, то есть за 12 лет он должен возрасти в четыре раза! Очевидно, что рост инвестиций должен произойти по всем муниципальным районам, а не только в городах.
Минэкономразвития РБ предлагает механизмы поддержки отстающих в плане инвестиционной деятельности территорий, в частности, применение механизмов моногородов для территорий со сдержанным уровнем социально-экономического развития. Сегодня на согласование в Правительство РБ внесен законопроект о территориях опережающего развития регионального уровня. Документ предусматривает предоставление инвесторам налоговых и иных льгот для стимулирования инвестиционной деятельности. На протяжении большей части истории люди были привязаны к своей малой родине по схеме «где родился, там и пригодился». Набирающая обороты глобализация отвергает это «крепостное право» территорий на своих жителей лишь по праву рождения. Ныне в новом смысле востребован древний лозунг «Ubi bene ibi patria» – «Где хорошо, там и родина».
Это известное выражение может служить своего рода девизом современных бурных миграционных процессов. Очевидно, что для того, чтобы то или иное муниципальное образование совсем не обезлюдело, ему нужно в качестве руководства к действию выбрать слоган с точностью до наоборот: «Где Родина – там хорошо».
Читайте нас: