ТКО: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРУЮ ПРОБЛЕМУ

С 1 января 2019 года в квитанциях появится новая коммунальная услуга, связанная с накоплением, вывозом и утилизацией мусора. Жители должны заключить договоры с региональным оператором по обращению с отходами, который будет отвечать за оказание данной услуги. Вопрос готовности Республики Башкортостан и ее жителей к переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в последнее время все чаще поднимается на различных межведомственных встречах и совещаниях.
Автор: Эдуард БАЙКОВ
версия для печати
0 |

Согласно федеральному закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с 1 января 2019 года вся деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами будет обеспечиваться региональным оператором, а жители и юридические лица обязаны оплачивать услуги по обращению с ТКО по установленным тарифам. Данное нововведение касается каждого, а значит, не может не вызывать озабоченность как у населения, так и соответствующих государственных органов и общественных организаций.

Обсуждению вопросов, связанных с новой системой обращения с ТКО, был посвящен «круглый стол», прошедший в Гильдии российских адвокатов по Республике Башкортостан и организованный региональным отделением Общероссийского народного фронта, с участием представителей профильных министерств и ведомств, а также региональных операторов и привлеченных операторов по обращению с отходами.

Открывший встречу вице-президент гильдии Валех Аббасов сказал, что цель мероприятия – довести до заинтересованных официальных лиц информацию о состоянии дел в сфере обращения с ТКО в республике. Член регионального штаба ОНФ в РБ, модератор «круглого стола» Мурад Шафиков отметил, что представители ОНФ регулярно отслеживают ситуацию с обращением с отходами и переходом на новую систему. В ходе подобного мониторинга был замечен ряд недоработок.

Тариф зависит от объемов

Сколько реально стоит вывоз мусора? За что платят жители республики? Это очень важные вопросы, ведь тарифы операторов и нормативы накопления отходов касаются всех жителей Башкортостана.

Представитель СРО НП «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» пояснил, что тарифы операторов устанавливаются исходя из объемов деятельности самого оператора. Чем больше объем собираемых отходов, тем меньше тариф. Но сегодня сложилась такая ситуация, что тарифы операторов искусственно завышены. То есть тарифы, заложенные региональными операторами на запланированное количество отходов, не соответствуют данным привлеченных операторов по обращению с ТКО, которые на местах оценивают ситуацию более точно. Как сказал представитель регоператора, обслуживающего зону деятельности № 2, вызывает обеспокоенность существенное увеличение тарифов на размещение отходов, заявленных операторами полигонов. Существующая территориальная схема обращения с отходами в Башкортостане включает минимальное количество образующихся отходов. В связи с этим существует разница между установленным по схеме общим тарифом и стоимостью услуг оператора полигона. А это означает, что регоператор будет вынужден осуществлять свою деятельность за минимальную цену и терпеть убытки либо увеличивать финансовую нагрузку на население.

Представитель Госкомитета РБ по тарифам пояснил, что при установке тарифов ведомство руководствуется нормами федерального законодательства, а объемы, которые необходимы для расчета стоимости услуг, берутся из существующей территориальной схемы Республики Башкортостан.

Как заметил депутат Госдумы Федерального Собрания РФ Ильдар Бикбаев, законодательные инициативы с мест в этой сфере идут с пробуксовкой. А ведь помимо чисто производственной и инфраструктурной существует и экологическая составляющая проблемы.

– Имеется определенное непонимание между всеми сторонами процесса – операторами, государственными организациями и Советами сельских поселений, – сказал Ильдар Зинурович. – Представляется необходимым в самые короткие сроки составить протокол разногласий и по каждому направлению плотно и оперативно работать как на региональном, так и муниципальном уровнях.

Обобщая, можно сказать, что в самое ближайшее время необходимо привести тарифы, установленные операторами полигонов, в соответствие с логикой самого процесса. В противном случае получается, что существующие тарифы не согласованы между участниками всей цепочки, и разногласия весьма большие. Это вопросы регионального уровня, а есть ряд проблем и муниципального уровня, например, плохое состояние поселковых дорог и улиц, в результате чего вывоз мусора грузовым транспортом затруднен.

Вопрос о снижении тарифов рассматривался 10 декабря на оперативном совещании в Правительстве РБ. Врио главы республики Радий Хабиров поручил снизить стоимость услуги за вывоз мусора. Утвержденные на данный момент платежи за вывоз мусора с 1 января 2019 года были названы им неподъемными для жителей Башкортостана. Ранее прогнозные платежи за эту услугу составляли 140,92 рубля в месяц на одного жителя многоквартирного дома (МКД), 200,54 рубля в месяц на одного жителя индивидуального дома (ИЖС). Впоследствии тарифы по обращению с ТКО были пересмотрены и составили: 130 рублей на одного жителя МКД и 185 рублей на одного жителя ИЖС.

Свалки – разные, нормативы – тоже

Немало вопросов вызывает и утвержденная Правительством РБ нормативная сетка накопления ТКО на территории региона. Большое количество малых сел и отдаленных деревень зачастую не вписываются в эту схему. Для начала необходимо оборудовать места накопления отходов, а затем промониторить, сколько мусора в них накапливается за определенный промежуток времени. Исходя из этого и произвести расчеты. То есть после оборудования контейнерных площадок представителям регоператора нужно будет произвести замеры по каждому населенному пункту. Но это станет возможным только после того, как проект заработает, то есть в новом году.

Превышение нормативов по сбору и последующей сортировке ТКО, которое ложится грузом на плечи регоператоров, происходит еще из-за того, что на закрепленные за данными территориями и домами площадки складируют мусор помимо жителей и юридические лица – магазины, рынки. В этих случаях необходимо выявлять нарушителей и включать эти объекты в схему оплаты. Представители регоператора должны обращаться в Минэкологии республики, привлекать к решению вопроса сотрудников природоохранной прокуратуры.

Как отметили участники встречи, скорее всего нормативы для малонаселенных пунктов сначала будут завышены, пока не будет произведена корректировка норм накопления.

Кроме того, при определении нормативов нужно учитывать и такой момент, что в сельской местности стихийные свалки в основном заполнены органическими отходами и строительным мусором, а эти категории отходов не относятся к ТКО. Муниципалитеты должны выработать действенную модель поведения – что они будут делать с не относящимися к ТКО отходами и как будут брать с их производителей деньги за превышенный объем. Как было подмечено, выполнить Правила противопожарного режима на своем участке при открытом способе сжигания органики очень затруднительно, поэтому объем органических отходов увеличился в разы.

Участники встречи пришли к единому мнению, что нормативы накопления ТКО в сельской местности необходимо пересматривать. Будущее покажет, насколько это возможно, учитывая, что установка Правительства Республики Башкортостан была на то, чтобы все производители отходов платили одинаково по единой квитанции.

Новые полигоны – за чей счет?

Большую озабоченность профильных ведомств и общественности вызывает и вопрос создания готовой инфраструктуры по обращению с ТКО. В зонах деятельности регоператоров, увы, объекты инфраструктуры имеются не везде. Многие ныне существующие полигоны (в республике на сегодня имеется 36 официально зарегистрированных полигонов, всего же их 47) уже переполнены и, разумеется, не справятся с ожидаемыми потоками отходов. Помимо переполненности в ряду проблем и отсутствие сортировки, непонимание муниципальными властями перспектив нового подхода межмуниципального распределения отходов. Если ныне действующие полигоны будут закрыты, то республику ожидает мусорный коллапс. Нужно в срочном порядке строить новые полигоны, оборудовать площадки для первичного сбора мусора.

Как видим, работа предстоит немалая. Возникает вопрос: за чей счет будут осуществляться все эти затратные работы? Если за счет увеличения тарифов, то, понятно, это очень непопулярная у населения мера. Получается, что регоператоры сами должны финансировать строительные работы, используя как собственные средства, так и привлекая инвесторов.

Несанкционированные свалки (по данным Минэкологии РБ таковых на территории региона насчитывается порядка 2300) – еще одна проблема как регоператоров, так и местных властей. Официально они находятся в ведении Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан и Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры. Представитель Минэкологии Наталья Логунова отметила, что, к сожалению, пока экологическая грамотность населения оставляет желать лучшего. Сельские жители и собственники садовых участков просто не понимают, что, вывозя мусор на стихийные свалки, нарушают природоохранное законодательство. Наталья Владимировна заверила присутствующих, что территориальная схема Республики Башкортостан постепенно актуализируется, приводится в соответствие с реалиями каждой территории муниципальных образований, при этом учитываются пожелания регоператоров.

О том, что населению не прививается экологическое поведение, слабо организована работа административных комиссий на местах, говорил 3 декабря на оперативном совещании в правительстве Башкирии врио Главы республики Радий Хабиров. Он поручил региональному правительству вместе с муниципалитетами подготовить комплексные предложения по совершенствованию административного механизма, предотвращающего образование несанкционированных свалок, включая соответствующие наказания как физических, так и юридических лиц.

Важный вопрос – селективный сбор мусора, к которому нужно, опять-таки в срочном порядке, приучать население. Даже жители городов в полной мере не практикуют эту схему складирования отходов. Что уж говорить про сельчан, привыкших к мешочному способу сбора отходов. Все мы видим, как многие деревни буквально окружены кольцом стихийных свалок, однако менять менталитет сельских жителей архисложно.

Представляется, что на первых порах операторам самим придется заниматься разделением мусора на сортировочных пунктах. И это уже практикуется. К примеру, одна из управляющих компаний, обслуживающих перспективный поселок в Уфимском районе, уже давно занимается этой деятельностью.

В перспективе это принесет дополнительный доход, ведь сортировка и переработка мусора на вторсырье во всем мире довольно прибыльное занятие. О том же говорилось и на совещании, которое совместно с ответственными работниками муниципальных районов и представителями СМИ провел региональный оператор, обслуживающий Зону № 1, – МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» ГО г. Уфа. По словам руководителя «Спецавтохозяйства» Радика Ханданова, муниципалитетам необходимо уже сейчас заключать договоры по сдаче вторсырья с регоператором и в срочном порядке заняться созданием пунктов сбора вторсырья для их последующей переработки, ведь это ощутимый источник пополнения районного бюджета.

Еще один важный момент – с нового года вступает в силу также положение о запрете захоронения (и даже приеме на полигон) отдельных видов отходов (их перечень может возрасти до ста и более наименований). Опять-таки здесь поможет система сортировки поступающего от населения и юридических лиц мусора. Для этой работы необходимо привлекать представителей малого и среднего бизнеса, обладающих лицензией на обработку и перевозку отходов. А со стороны администраций муниципальных районов нужно встречное понимание и поддержка предпринимателей, занятых в этой сфере. При этом, как заверили представители регионального оператора Зоны № 1, предложений со стороны бизнеса в этом направлении более чем достаточно.

Проблемы решаются на местах

Сфера обращения с отходами – это новая и приоритетная сегодня отрасль промышленности, которой уделяется пристальное внимание со стороны российского правительства и руководства республики. Именно поэтому во всех муниципальных образованиях должны привести нормативно-правовую документацию в соответствие с федеральным законом об отходах производства и потребления.

Органам местного самоуправления в срочном порядке необходимо составить полный реестр мест сбора и накопления ТКО, который будет вести уполномоченный орган, утвержденный муниципалитетом. Кроме того, администрации муниципальных районов и городских округов должны определить и подготовить места (площадки) для накопления ТКО.

Представителями регионального оператора Зоны № 1 было отмечено, что первый этап реализации новой статьи закона – формирование нормативно-правовой базы в республике – выполнен успешно. Начинается второй этап: непосредственная практическая работа на местах по созданию системы обращения с ТКО, где одной из основных задач является организация площадок для сбора, накопления и сортировки отходов. Необходимо определить те предприятия, которые зарекомендовали себя в качестве надежных подрядчиков по сбору и вывозу ТКО. Также важно вовремя начать работу по заключению договоров с каждым домом и юридическим лицом.
На совещании отчетливо прозвучало обращение к ответственным лицам муниципалитетов о том, что содержание, благоустройство, в том числе дезинфекция и ремонт мест накопления отходов, целиком лежат на плечах органов местного самоуправления.

Что касается регионального оператора, то посредством выигравших конкурс операторов в районах он не только собирает отходы, но и сортирует их, вывозит и утилизирует. Именно поэтому собственники территорий, муниципалитеты должны на всех этапах работать в тесном контакте с региональным оператором, чтобы впоследствии не получать миллионные счета и судебные уведомления о необходимости оплаты услуг по рекультивации имеющихся на территории района свалок.

Это, конечно, непростой вопрос, ведь порой свалки существуют с момента основания населенных пунктов. В этом случае необходимо и партнерство местных администраций с государственными органами регионального и федерального уровней и привлечение спонсоров и инвесторов, заинтересованных в дальнейшем использовании рекультивированных земель.

Обсуждение показало, что существует немало проблем в переходе на новую систему обращения с ТКО, и решать их нужно всем участникам этого процесса. Подводя итоги, участники встречи пришли к соглашению, что федеральный закон нужно исполнять, но делать это так, чтобы при его реализации население несло как можно меньше издержек.


Когда верстался номер

На оперативном совещании в правительстве Башкирии врио Главы республики Радий Хабиров поручил подготовить комплексные предложения по совершенствованию административного механизма, предотвращающего образование несанкционированных свалок, включая соответствующие наказания как физических, так и юридических лиц.

Ежегодно в регионе образуется около 2 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Значительная часть мусора попадает на стихийные свалки. Ситуация усугубляется тем, что с большей части сельских территорий бытовой мусор вывозится нерегулярно. Населению не прививается экологическое поведение, слабо организована работа административных комиссий на местах.

В 2018 году комиссиями составлено 3,6 тысячи протоколов за нарушения в сфере обращения с ТКО более чем на 4 млн рублей. Из них 3,3 тысячи протоколов – по Уфе. Почти в половине районов республики не составлено ни одного протокола. Радий Хабиров назвал проводимую работу недостаточной, в том числе в части формирования экологического поведения, и поручил принять меры.

Опубликовано: 18.12.18 (19:28)
Статьи рубрики ПАНОРАМА
   

Написать комментарий

AHOHC
13.12.2018
Что нам стоит дом построить
Яндекс.МетрикаПанорама Башкортостана© 1998-2019. При полном и частичном цитировании ссылка обязательна.