Панорама Башкортостана - РЕГИОН - Рустэм Хамитов: «Наша задача – выстроить эффективную систему оказания квалифицированной медицинской помощи»

Рустэм Хамитов: «Наша задача – выстроить эффективную систему оказания квалифицированной медицинской помощи»

1 апреля в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на коллегии Министерства здравоохранения республики. В ходе заседания были подведены итоги работы министерства в 2014 году и обозначены приоритетные задачи на ближайший период.
Автор: пресс-служба администрации президента РБ
версия для печати
0 |

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Сегодня мы с вами обсуждаем работу Министерства здравоохранения республики в 2014 году, а также результаты выполнения поручений по итогам декабрьского совещания, которое я провел с главами администраций муниципальных районов и городских округов и с главными врачами наших медицинских учреждений. Сегодня в зале тоже присутствуют все главные врачи, заместители глав муниципалитетов и городских округов, представители профсоюзных организаций, других общественных структур. Нам вместе надо посмотреть, что сделано, определить проблемы, поставить новые задачи перед собой и проанализировать, насколько государственная поддержка системы здравоохранения отражается на изменении показателей её работы, качестве медицинского обслуживания людей.

 

Эта поддержка, надо сказать, весьма существенна. За последние четыре года расходы на развитие здравоохранения выросли вдвое. Нет ни одной отрасли, которая росла бы такими темпами в части финансирования. Доля здравоохранения в республиканском бюджете увеличилась до 17,5 процентов. В прошлом году в систему здравоохранения из федерального, республиканского бюджетов, Фонда обязательного медицинского страхования в общей сложности направлено 52 млрд рублей. У нас налоговые и неналоговые доходы, которые поступают в бюджет республики составляют суммарно около 100 млрд рублей. То есть ваша цифра, та, которая идет в здравоохранение, – почти половина того, что поступает в бюджет республики. Построено в прошлом году шесть объектов, продолжается в этом году строительство еще пяти.

 

Важно, что в 1,8 раза увеличились объемы высокотехнологичной медицинской помощи. Лечение получили свыше 13 тысяч пациентов, из них почти 7,5 тысячи человек – в республиканских учреждениях. При этом число больных, которым оказана такая помощь за счет бюджета республики, выросло на 52 процента.

 

До 523 единиц увеличилось количество круглосуточных коек для паллиативной медицинской помощи. Увеличение более чем в полтора раза. В городах и районах дополнительно развернуто 145 наркологических коек.

 

В отрасли начал активнее действовать механизм государственно-частного партнерства. Клинический госпиталь «Мать и дитя», центр позитронно-эмиссионной томографии и радиохирургии существенно расширили возможности здравоохранения у нас, в Республике Башкортостан.

 

Среднемесячная заработная плата в отрасли выросла. Кто-то скажет, что не очень значительно; кто-то скажет, что и не выросла, это не так. Но наши республиканские расходы на заработную плату растут постоянно. И с этим фактом спорить бесполезно. Государство серьезно заботится о развитии отрасли, направляет сюда серьезные средства и вправе ждать существенного улучшения общих ключевых индикаторов.

 

В прошлом году сохранилась позитивная динамика основных демографических показателей. По уровню рождаемости Башкортостан поднялся с четвертого места на первое в Приволжском федеральном округе, по уровню смертности мы сохранили за собой третье место. Меньше, чем в республике, – смертность в Татарстане и Удмуртии. Показатели Башкортостана в этой части сопоставимы со средними по стране. В прошлом году естественный прирост населения достиг самой большой за последние 25 лет величины – плюс 7 тысяч человек.

 

Значительно ниже, чем в среднем по России и Приволжскому округу показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза и новообразований. Снизились показатели материнской смертности.

 

Благодаря расширению сети психотерапевтической службы снижается смертность от суицидов. Хотя при этом она остаётся выше, чем в среднем по стране.

 

Сохраняется сравнительно высокой младенческая смертность – 7,6 промилле, 462 ребенка. По этому показателю республика, к сожалению, ухудшила свои значения в общероссийских рейтингах.

 

В части демографии 2015 год начался хуже, чем это было год назад. За первые два месяца на 8 процентов упала рождаемость. На свет появилось на 800 детей меньше, чем это было год назад. При этом на 3 процента выросла смертность. Соответственно, республика в части демографического прироста ушла в «минус», вместо прироста получила убыль населения – количество умерших превысило число родившихся на 228 человек или на 2,6 процента.

 

Мы с вами в декабре встречались, обсуждали эту ситуацию. Но реально я пока сдвигов не вижу. Более того, я вижу, что ситуация стала хуже. По важнейшему показателю – продолжительности жизни населения – Башкортостан продолжает отставать от среднероссийских показателей. Причем этот разрыв увеличивается. В прошлом году продолжительность жизни в республике составила 69,76 лет, тогда как по стране – 70,93. Нас обгоняют в этой части все ближайшие соседи – Татарстан, Удмуртия, Чувашия. В Приволжском округе наш регион на девятом месте. Мощная, высокоразвитая территория – Республика Башкортостан, и мы занимаем такие места позорные в главных рейтингах, которые характеризуют продолжительность жизни у нас в Башкортостане.

 

Я уже не раз говорил о том, что это, вообще говоря, ведущий интегральный показатель, который отражает эффективность работы системы здравоохранения, благополучие всей социальной сферы в республике. Продолжительность жизни в Башкортостане должна быть не ниже, а выше среднероссийской. Можно направлять в эту отрасль миллиарды рублей, но если продолжительность жизни не будет расти, то эти затраты нельзя считать эффективными. Правительство, Минздрав республики обязаны сделать всё, чтобы добиться в этой части значительного улучшения.

 

Поскольку разрыв между продолжительностью жизни в стране и в республике до сих пор сохраняется, то можно сделать вывод – глубокие качественные изменения в здравоохранении пока не происходят.

 

На прошлогодней коллегии шла речь о проблемах не только в части демографии, но и низком качестве медицинского обслуживания, дефиците специалистов, особенно в сельской местности, отсутствии системной кадровой политики в отрасли, недостатках санаторно-курортного обслуживания и реабилитации. Были поставлены конкретные задачи. Но видимых улучшений по всем этим позициям я не вижу.

 

Огромные инвестиции в отрасль должны быть оправданными, эффективными, напрямую отражаться на повышении качества и доступности медицинских услуг. Однако почти пятая часть имеющегося оборудования в прошлом году введена с нарушением сроков. Суммарный простой составил треть от планового срока эксплуатации, где-то из-за отсутствия подготовленных кадров, а где-то просто из-за разгильдяйства и халатности.

 

В Месягутовской центральной районной больнице ангиограф стоимостью почти 50 млн рублей до сих пор простаивает из-за заводской неисправности. Так говорят, по крайней мере. Дорогостоящее оборудование для хирургического корпуса почему-то закуплено Фондом жилищного строительства, а качество этой закупки, конечно, обязан был проконтролировать Минздрав. Видимо, этого не сделал, поскольку оборудование до сих пор не работает.

 

Часто строительные объекты вводятся с недоделками, например, перинатальный центр в Октябрьском. Провели меня по коридорам, пытались глаза «замазать», не получилось. Многочисленные недоделки, грязь, строительный брак… При этом акты на ввод в эксплуатацию местное руководство подписывает.

 

Сохраняется большой дефицит кадров в отрасли. В прошлом году обеспеченность врачами составила 37,6 на 10 тысяч населения. Республика по этому показателю находится на десятом месте в Приволжском округе и на пятидесятых местах – в Российской Федерации. В два и более раз ниже среднереспубликанского уровня этот показатель в Абзелиловском, Баймакском, Благовещенском, Гафурийском, Давлекановском, Ермекеевском, Иглинском, Кигинском, Кушнаренковском, Стерлитамакском, Уфимском, Хайбуллинском районах, в городе Агидель. Растет дефицит врачей в городах Октябрьский, Благовещенск, Стерлитамак, Уфа, Нефтекамск. К сожалению, пока дальше разговоров мы не ушли.

 

Ежегодно Башкирский государственный медицинский университет выпускает более 700 специалистов с высшим образованием, однако потребность в них – почти втрое выше. Да и из этих 700 до больниц доходят хорошо, если процентов 70. Есть нарекания к качеству подготовки медицинских кадров. Сегодня клинические кафедры БГМУ используют, в основном, только свои лечебные базы в Уфе, недостаточно тесно взаимодействуют с районными, городскими больницами. Обязательно нужно максимально приближать обучение и науку к реальной практике, к реальной жизни. В медицине это особенно важно, не мне вам это говорить.

 

Надо сказать, что и муниципалитеты работают со своими студентами-целевиками недостаточно плотно, недостаточно хорошо, не создают им условия для возвращения в родной дом, пускают эту ситуацию на самотёк. После получения диплома молодые специалисты предпочитают оставаться в Уфе, устраиваются в многочисленные коммерческие оздоровительные, косметологические и прочие центры. В то время как в городских и сельских больницах годами нет специалистов: инфекционистов, отоларингологов, эндокринологов, психиатров, наркологов, врачей скорой помощи, анестезиологов, реаниматологов и других востребованных специалистов.

 

В этой части нельзя надеяться только на программу «Земский доктор», хотя она и стала серьезным подспорьем в снижении кадрового дефицита. Похоже, здесь мы тоже совершили если не ошибку, то, по крайней мере, приучили молодежь идти работать в село только за деньги. И мы видим с вами репортажи о том, что не успел еще «вылупиться» молодой специалист, приехал работать в село и уже говорит: «А дайте мне миллион рублей, я совершил гражданский подвиг – приехал работать в сельскую местность». Хотели улучшить ситуацию с точки зрения получения специалистов в сельской местности, а получили резкий рост меркантильных интересов.

 

Конечно, благодаря этой программе почти тысяча человек мы направили работать в сельскую местность. Но время летит быстро – через 3-4 года они оттуда сорвутся или будут просить следующий миллион рублей. Поэтому нам надо подумать еще раз над этой программой – что это такое? что она формирует в головах у молодых специалистов? – и реально, конечно, работать над тем, чтобы заработная плата была достойная в сельской местности у врачей и решались жилищные проблемы муниципалитетами, сельскими поселениями, да и городским округам отставать нельзя. Эту тему мы будем не раз и не два еще обсуждать.

 

В целом повсеместный перевод отрасли на коммерческие рельсы недопустим. К сожалению, постоянно идут сигналы о фактах, когда в поликлиниках, в больницах пациентов вынуждают платить за услуги, которые должны предоставляться бесплатно.

 

Речь идет и о взрослом, и о детском населении. За примерами далеко ходить не нужно. Уфимская детская поликлиника № 5 заставляла людей оплачивать медицинские услуги, входящие в базовую программу государственных гарантий. Это уже не ошибка, это уже существенно хуже. И я в данном случае требую от тех, кто такого рода действия осуществляет, освобождаться от таких людей. Если не заплатишь, в этой больнице анализы приходилось ждать неделями. Республиканский Минздрав одним росчерком пера оптимизировал лаборатории в уфимских детских поликлиниках. В результате анализы для детей, в том числе грудного возраста, родители вынуждены оплачивать. Правильно ли это? Конечно же, нет.

 

Есть серьезные вопросы к руководителям медучреждений, особенно сельским, где отмечается высокая текучесть кадров. Такое положение дел сложилось в Иглинском, Илишевском, Дуванском, Краснокамском районах, в Сибае, а также ряде других центральных районных больниц. Требую от министра безотлагательно навести порядок и в месячный срок доложить о том, что сделано для нормализации ситуации.

 

В прошлом году произведены перестановки в руководстве Минздрава, назначен новый министр, продолжается кадровое укрепление министерства, появились новые заместители министра. Но пока значимых изменений в части улучшения кадрового состава, повышения управленческой эффективности и исполнительской дисциплины я не вижу.

 

Так и не организована системная работа по анализу деятельности всех подведомственных учреждений с принятием соответствующих мер. Минздрав до сих пор не владеет в полной мере ситуацией в отрасли, не управляет ею, в то время как зона ответственности постоянно расширяется.

 

С этого года в ведение Минздрава переданы уфимские медицинские учреждения. По идее это должно было привести к более рациональному распределению финансовых и кадровых ресурсов. Но муниципальные власти сейчас, вы знаете, отделены от оказания медицинской помощи населению. Это, конечно же, тоже неверно. Наши городские округа, муниципалитеты должны работать совместно с Минздравом по наведению порядка.

Правительству, Минздраву вместе с профильным комитетом Госсобрания – Курултая Республики Башкортостан нужно в ближайшее время подумать и внести предложения о том, как в республике реализовать 323-й федеральный закон в части наделения органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов полномочиями в сфере охраны здоровья граждан, в случае необходимости инициировать внесение соответствующих изменений в федеральный закон.

 

Министерство зачастую не располагает развернутыми аналитическими материалами, допускает расхождения в своих отчетах с данными статистических органов, Фонда медицинского страхования, что говорит об отсутствии слаженности и эффективного взаимодействия. Часто не выполняются поручения Главы, Правительства республики, некоторые эти поручения не выполняются годами.

 

Нередко Минздрав предлагает на руководящие должности людей с далеко не безупречной репутацией. Поэтому, начиная с прошлого года, все главврачи при своем назначении будут проходить обязательное согласование в Правительстве республики. Эта практика уже принята, при этом мы видим, что каждая вторая кандидатура, предложенная Минздравом, отклоняется.

 

Нужно по-новому построить работу с кадрами в отрасли, провести аттестацию действующих управленцев, подобрать на руководящие посты грамотных, квалифицированных, авторитетных, действительно достойных во всех отношениях специалистов. Кроме того, нам надо омолаживать руководящий состав, главных врачей. Сплошь и рядом мы видим, что некоторые товарищи у нас работают по 10-15 лет и уже забыли, что такое практическая медицинская деятельность, занимаются только административной работой.

 

Во врачебной среде, к сожалению, продолжает процветать конфликтогенность: кляузы, письма коллективные, склоки самые разные.

 

Коллеги, вы – передовой отряд общества, вы, работники здравоохранения. Работают среди вас замечательные люди, в основном, это так. Но откуда берется почва для всякого рода слухов, для клеветы, для наветов? Вы все образованные, вы все получили хорошее образование, вы – грамотные люди, вы обязаны отдаваться своей деятельности – лечить людей, работать для людей. Откуда эти бесконечные коллективные письма? Откуда эти акции протеста? В каком состоянии мы оказались?

 

К сожалению, в последние годы доверие людей к руководству больниц, медицинскому персоналу снижается. В прошлом году на мое имя поступило около 800 обращений на тему здравоохранения. С начала этого года – уже более 200. Людей больше всего волнуют вопросы качества лечения, формализм администраций медучреждений, халатного отношения к пациентам персонала. Растет число жалоб от жителей и медицинских работников о несогласии с закрытием сельских участковых больниц, ФАПов, врачебных амбулаторий, отделений сестринского ухода. Таких писем – десятки из каждого второго муниципалитета нашей республики. Постоянно поступают обращения с жалобами на главных врачей городских и районных больниц. Ваши коллеги пишут о низком уровне заработных плат большинства медиков, о несправедливом распределении стимулирующих выплат и премиальных, о громадной загрузке во время работы, неоправданно высоких окладах руководящих работников.

 

Жители районов и городов всеми правдами-неправдами стараются обязательно попасть на лечение в республиканские клиники. Хотя фактически они должны получать качественную медицинскую помощь на местах, без дорогостоящего выезда в Уфу. На прошлой коллегии поднимался вопрос о введении профессиональных рейтингов лечебных учреждений и персонально врачей. Однако, похоже, эти «табели о рангах» в хорошем смысле слова так и не появились. Я не сторонник рейтингов, честно говорю. Я доверяю всем и хочу, чтобы все нормально работали. Но иногда этот метод рейтингования позволяет «подстегнуть» отдельных индивидов, которые работают плохо.

 

Система маршрутизации пациентов работает крайне слабо. Нужно, чтобы в республиканских учреждениях оказывалась, в основном, высокотехнологичная медицинская помощь. Необходимо на высоком уровне организовать взаимодействие территориальных лечебных учреждений. По-прежнему, важнейшей задачей остаётся диспансеризация. В прошлом году её объемы для взрослого населения выросли на 13 процентов – с 650 тысяч человек до почти 750 тысяч. Важно, что более чем на 20 процентов увеличилось выездное обслуживание сельского населения. Через передвижные модульные центры здоровья прошли около 54 тысяч сельчан – это на 10 тысяч больше, чем в 2013 году. Вместе с тем, в некоторых муниципалитетах и городах не выявлено ни одного человека с онкозаболеваниями. При том, что показатель смертности в этих населенных пунктах – один из самых высоких в республике. Это говорит о фактах формального отношения к работе. Диспансеризация проводится для «галочки». Как мне верить в эти цифры? Что было 650 тысяч, а стало 750 тысяч – на бумаге так, а реально? Если вы думаете, что можете обмануть бумагу, обмануть Минздрав, но совесть свою вы не обманете. Для чего вы это делаете? Пишете, что полная диспансеризация в таком-то районе и вообще не выявляете больных.

 

Нужно вести работу с врачами, населением и работодателями, убеждать их в необходимости предупреждения заболеваний. Важно контролировать процесс и четко выстроить систему работы по профилактике заболеваний через средства массовой информации, эффективную организацию деятельности Центров здоровья, а их у нас 12. К сожалению, абсолютная часть врачей о них даже не знает. На низком уровне организована работа по послеоперационной реабилитации. Сейчас ею занимаются санатории. Один из них имеет сердечно-сосудистый профиль – санаторий «Зеленая роща». Остальные санатории специализируются на заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Реабилитация пациентов по таким важным профилям, как травмы, неврология, онкология и другим, практически не ведётся. Вопросом развития реабилитационных центров Минздрав республики не занимается и не занимался. Год и десять лет тому назад. Мы направляем колоссальные ресурсы на то, чтобы провести операции, используя самые современные высокотехнологичные варианты оказания поддержки. А что потом? Потом всё, человек уходит на улицу. И результат вашей сложнейшей, упорной работы идет насмарку. И мы теряем людей. Тема по формированию реабилитационных центров должна звучать очень остро.

 

Не уменьшается количество жалоб по вопросу записи и приема к врачу. Третий год работает «Электронная регистратура». В то же время продолжаются жалобы, что к «узким» специалистам попасть нельзя месяцами. Может, в некоторых случаях это и возможно. Но к участковому терапевту по 2-3 недели люди не могу попасть. Это как понимать? Это что за организация работы? Чем занимаются люди? Отсутствует эффективный контроль в отрасли за качеством санаторно-курортных услуг, несмотря на то, что стандарты в этой сфере давно разработаны. В результате допускались факты оказания различных «околомедицинских» услуг на несертифицированном оборудовании. Мы такие «опыты» наблюдали в ряде санаториев республики. До сих пор министерство вплотную не занимается всем комплексом вопросов развития санаторно-курортной сферы, отсюда и серьезные сбои в её финансово-хозяйственной деятельности. Из-за высоких цен в наших лечебницах многие жители республики не могут себе позволить получать в них лечение. Таких писем и обращений тоже очень много.

 

Необходимо правильно планировать развитие отрасли, каждой медицинской организации, максимально учитывая потенциальные риски, в том числе и финансово-хозяйственные. На начало года лечебные учреждения нашей республики имеют около 600 млн рублей кредиторской задолженности на лекарственные средства, расходные материалы, питание и другие цели. Нужно грамотно определять потребности, не допускать подобных ошибок, из-за которых из оборота выпадают огромные ресурсы.

 

Нужно изучать опыт других регионов, например, Кировской области, где здравоохранение финансируется только за счет средств ФОМС. При этом и зарплата врачам поднимается, и кредиторской задолженности нет, и медицина развивается по всем направлениям. Грамотная организация и рациональное использование средств – вот что главное. А мы эту работу по-настоящему проводить еще не умеем.

 

Далее. Тарифы на оказание медпомощи должны быть реальными, покрывать затраты организаций. Переход в прошлом году на тарификацию по клинико-статистическим группам привел к тому, что многие организации буквально выживали, не имея средств на самые необходимые материалы. В то же время есть случаи, когда отдельные учреждения включали в перечень дорогостоящие виды услуг, которые фактически не оказывались. Это как раз говорит о неэффективном расходовании ресурсов.

 

Нужно отрегулировать взаимодействие ФОМСа, Минздрава и страховых организаций. Из-за ошибок медицинских учреждений в оформлении документации пятая часть счетов на оплату в страховые компании возвращается на доработку. Бесполезная, бессмысленная работа. Из пяти документов один возвращается. За эти недочеты, а также завышение тарифа, низкое качество оказания медицинской помощи, другие нарушения медучреждения заплатили штрафы на 352 млн рублей, из них 108 млн рублей оказались в страховых компаниях. Конечно, нужно срочно навести порядок в этой деятельности. Поручаю Минздраву провести расследование и провести соответствующую работу в этом направлении.

 

Множество проблем остается в сфере лекарственного обеспечения. Нужно обеспечить централизацию закупа лекарственных средств для лечебных учреждений. Мы сделали пока поверхностный анализ и увидели, что порой цены отличаются не в два-три раза, а в десятки раз по некоторым препаратам.

 

Еще раз спрашиваю у тех, кто занимается такими вещами – закупкой дорогих, завышенных по стоимости препаратов для больниц: совесть у вас есть? Вы что делаете? Остановитесь, пока не поздно. И подчиненных своих приведите в чувство. Объясните, что воровать на лекарствах – это самый тяжелый вид преступления, которому вообще оправдания нет.

 

Сейчас цены на 603 препарата из так называемого списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов утверждены на федеральном уровне и жестко регулируются органами исполнительной власти регионов. Кроме того, действует так называемый республиканский формуляр. В него, кроме препаратов из федерального списка, включены ещё 323 позиции, цены на которые государством не регулируются, чем не замедлили воспользоваться недобросовестные люди. Тут же в больницах доля этих нерегулируемых по цене лекарств выросла за два года с 17 процентов почти до 25 процентов. 5 процентов повышения стоимости – это 250 млн рублей. А здесь повышение составило почти 8 процентов – это 400 млн рублей! Нам не хватает 400 млн на то, чтобы построить детскую поликлинику в Дюртюлях, в Туймазах. Они по 200 млн каждая стоят. А здесь 400 млн просто «вынимают» из нашего бюджета из-за махинаций. Как я уже сказал, разброс цен на один и тот же препарат, приобретаемый разными больницами, достигает 20-кратной разницы.

 

Чтобы прекратить это разбазаривание средств ФОМСа, надо пересмотреть республиканский перечень. Убрать из него медикаменты, имеющие аналоги в списке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перейти целиком на государственное регулирование цен закупа препаратов для лечебных учреждений. Минздрав должен жестко регулировать этот процесс. Речь идет о сумме более 2 млрд рублей.

 

Считаю, что необходимо вернуть ГУП «Башфармация» статус уполномоченной организации по обеспечению лекарственными средствами льготников. Надо также рассмотреть возможность предоставления в медицинских организациях преимущественного права аренды государственным аптечным учреждениям.

 

Важная задача – регулирование цен на лекарственные средства. Общий рост цен на лекарственные препараты по состоянию на 30 марта этого года по отношению к ноябрю 2014 года составил почти 10 процентов, в том числе на жизненно важные – на 5 процентов, на отечественные препараты – на 8 процентов, лекарства для детей – на 7 процентов. Нужно постоянно проводить мониторинг цен, работать с аптечными сетями. Тех, кто пытается нажиться на этом, нужно немедленно увольнять, передавать материалы на них в правоохранительные органы.

 

Коллеги, мой разговор, может быть, был бы и помягче, если бы мы исполняли те показатели, которые перед нами стоят: и в части средней продолжительности жизни, и в части работы с пациентами. Если бы не было многочисленных жалоб, наверное, разговор мог бы идти и по-другому. Но вы, сидящие в зале, определяете качество системы здравоохранения в Республике Башкортостан. Других людей нет. И вы не имеете права «валить» на кого-то, прятаться за чьи-то спины. Вы на переднем краю. Пожалуйста, эту ответственность чувствуйте, понимайте. Я вам привел только несколько цифр неэффективного расходования ресурсов, нецелевого расходования денег. Речь идет о сотнях миллионов рублей. Еще раз говорю, мы с огромным трудом находим ресурсы, чтобы строить больницы, строить поликлиники, повышать заработную плату врачам. Это дается нам колоссальными усилиями. Я ежедневно встречаюсь с крупнейшими налогоплательщиками, с предприятиями, чтобы наполнить бюджет республики. А вы его расходуете по принципу: «Ай, ладно. Это государственное, не мое». Вы отвечаете за жизни людей. Неужели это непонятно? В декабре мы встречались с вами, говорили, обсуждали. Да, говорят, поняли, покивали головами. Три месяца проходит, а цифры по смертности растут. Ничего не меняется, приписки, как были, так и есть.

 

Очнитесь, товарищи главные врачи. Вас 180 человек в четырехмиллионной республике. Вы – «штучные» люди. Хватит заниматься кляузами и подсиживанием. Начните работать по-настоящему.

 

Проблем в отрасли много. Необходимо настойчиво, целенаправленно их решать. Нам нужно работать вместе, сообща – главным врачам, муниципалитетам, городским округам, руководителям системы здравоохранения, органам власти всех уровней. Наша задача – выстроить современную, эффективную систему оказания квалифицированной медицинской помощи людям по всем направлениям – от первичной терапевтической до высокотехнологичной, обеспечить высокое качество и доступность такой помощи каждому жителю республики.

 

Среди врачей подавляющее большинство хорошо работающих, отзывчивых людей. Кроме жалоб, я получаю слова благодарности. К моему великому сожалению, таких записок намного меньше, чем порицаний. Вы в больницах слышите и спасибо, и пациенты благодарят вас от всего сердца, искренне. Это так, но мы с вами видим цифры, которые говорят о том, что нам нужно работать еще очень и очень много.

 

Я прошу действовать и в части повышения квалификации наших врачей, «осовременивания» нашего врачебного сообщества. Идут жалобы, что и повышение квалификации организовано очень плохо: работа ведется не по всем направлениям, формально, для «галочки». Люди не знают современного, передового опыта. Люди не читают современные книги, ни читают научные статьи, не читают то, что сегодня нужно знать обязательно. Почему из республики люди едут получать помощь за границу? Казалось бы, у нас есть все: больницы, оборудование, умелые руки, отзывчивые сердца. Но почему они уезжают? Тысячи людей ежегодно уезжают на лечение за пределы страны, а за пределы республики десятки тысяч людей. Едут в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Почему вы не организуете эту работу по-настоящему? Я к вам обращаюсь. Вам самим не стыдно?

 

Недавно мне в руки попала книга. Я ее отдам министру здравоохранения. Она про практику управления одной зарубежной знаменитой клиники. В ней работают десятки тысяч врачей, которые в течение года обслуживают сотни тысяч пациентов. И работа организована таким образом, что, кроме слов благодарности, люди больше ничего не получают. Я имею в виду работающих в этой клинике. Главный девиз работников клиники: «Нужды пациента превыше всего». Этот девиз размещен у них буквально везде: на входе в клинику, на значках, которые носят врачи, в кабинетах. Это клинике недавно исполнилось 140 лет. Начинала свою историю с совсем маленькой больницы местного уровня, а выросла в крупнейшее в мире медицинское учреждение. Этот девиз – «Нужды пациента превыше всего» – сопровождает их все 140 лет. Они не ставят перед собой задачу зарабатывания и только зарабатывания. Они не занимаются приписками, они помогают людям. В этой книге описаны десятки, сотни примеров того, что должен делать врач, как он должен относиться к пациенту, кто такой врач, какова его миссия. Я читаю эту книгу, почти половину прочитал. Мне это тоже полезно. Это пример организации работы на высочайшем уровне с точки зрения оказания помощи людям. В такой системе работают десятки тысяч врачей. В этой клинике, еще раз говорю, получается такая работа. Должна получиться и у нас, если мы все с вами проснемся и начнем действовать по-настоящему. Если каждый из вас будет ставить перед собой такие благородные цели – «Нужды пациента превыше всего». Вам говорили об этом в университете, вам говорят об этом на курсах повышения квалификации. Может быть, вы даже и читали эту книгу. Но почему вы не стараетесь привнести эти принципы в свою жизнь? В маленькой больнице можно реализовать этот принцип. Не брать деньги с людей, а идти к людям с девизом «Нужды пациента превыше всего».

 

Почему этого не происходит? В кого мы превратились? Еще 20-30 лет назад мы жили в совершенно другом обществе и по-другому смотрели на многие вещи, были другими людьми. Что сделало с нами это время? Почему превратились в меркантильных, зарабатывающих только финансовые ресурсы людей? Еще раз говорю, что от нас, от вас зависит то, как будет работать система здравоохранения в Республике Башкортостан. Я надеюсь, что вы меня поняли.

 

Уверен, что принцип «Нужды пациента превыше всего» будет для нас таким же главным девизом.

 

Я всех благодарю. Ситуация в здравоохранении в Республике Башкортостан острая. Мы не имеем права «плестись» в хвосте событий. Мы должны быть лидерами. Это тоже надо знать и помнить. Спасибо большое.

 

Опубликовано: 02.04.15 (14:33)
Статьи рубрики РЕГИОН
С вершины Тратау – самого высокого из шиханов – было видно, как дымит на горизонте промышленный гигант, пожирающий тело древнего Шахтау   Первый секретарь Башкирского обкома КПСС М. З. Шакиров, первый секретарь горкома компартии Е. Г. Щебланова, отраслевой министр В. С. Федоров, начальник Главкаучука А. Г. Мурадьян с руководителями завода  
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий