Панорама Башкортостана - РЕГИОН - Уфа: транспортные потоки

Уфа: транспортные потоки

Как исходя из реально имеющихся ресурсов и возможностей в сжатые сроки обеспечить город современной дорожно-транспортной системой.
версия для печати
0 |

Непрерывное совершенствование транспортной системы – одна из главных задач функционирования городской инфраструктуры в условиях роста населения, расширения границ застройки, возведения новых социальных объектов, увеличения пассажиропотока. Причем для оптимального режима движения необходимо сохранять конкурентоспособность (не только ценовую) городского общественного транспорта.

 

Специфика застройки Уфы (вытянутость с северо-востока на юго-запад более чем на 40 км) – одного из российских городов-миллионников, а также исторический фактор, сыгравший свою роль при планировании территории (отсутствие единой концепции в длительном периоде жизни города), обусловили ряд современных транспортных проблем, как присущих крупным городам страны, так и индивидуальных.

 

Опять по шпалам?

 

В последнее десятилетие в столице Башкортостана реализован ряд крупных транспортных проектов: строительство проспекта Салавата Юлаева, перенос трамвайных путей с проспекта Октября, введение новых путепроводов и мостов в Демском районе и на «Каменной переправе», расширение улиц исторического центра, изменение схемы городского движения. Тем не менее, рост автопарка требует осуществления проектов, отчасти социальных, но одновременно имиджевых и современных, обладающих хорошим потенциалом для перспективного развития. Предполагается, что одним из них должен стать так называемый скоростной трамвай.

 

Презентация проекта представлена на сайте администрации Уфы еще в 2013 году, однако, публичное обсуждение выявило ряд противоречий, в результате чего проект был направлен на доработку.

 

В то же время вложения в ремонт существующей сети трамвайного сообщения и закупка (пусть и небольшими партиями) нового подвижного состава говорят о том, что трамваю в Уфе быть.

 

Метро плюс…

 

Еще одно направление, с переменной активностью обсуждаемое в экспертной среде, – так называемый метробус. Транспорт представляет собой скоростное сообщение автобусами большой вместимости. От обычных систем автобусного транспорта, скоростные системы отличаются одной или несколькими особенностями. Трассы, как правило, проходят по выделенным полосам, на перекрестках автобусы имеют преимущества. В некоторых городах остановки напоминают станции рельсового транспорта: они закрыты со всех сторон, имеют билетные и справочные кассы, оборудованы турникетами, что способствует более быстрой посадке пассажиров в автобус.

 

Около года назад к проекту уфимского метробуса проявляла интерес турецкая финансово - инвестиционная компания «KAPİTALNET A.Ş.» в консорциуме с турецким же производителем автобусов «TEMSA OTOBÜS ÜRETİM A.Ş. До практической фазы проект, однако, не дошел. А летом 2014 года управление по обеспечению жизнедеятельности города администрации Уфы разместило заявку на «Разработку технико-экономического обоснования проекта создания системы «Метробус» в городском округе город Уфа Республики Башкортостан». Цена контракта определена в 7 млн рублей, срок завершения работ: с момента заключения контракта до 1 ноября текущего года. Разработчиком ТЭО стало ООО «ЭкоСервис» (Республика Татарстан). По информации из источников, приближенных к администрации города, документ на сегодняшний день еще не готов, а общая стоимость проекта оценивается в несколько десятков миллиардов рублей. Причем по первоначальной концепции строительство линий предполагалось по Проспекту Октября – одной из наиболее загруженных транспортом улиц Уфы.

 

Автобусные войны

 

Понятно, что традиционный для столицы региона транспорт – городской автобус – в ближайшее время продолжит играть ведущую роль в системе пассажирских перевозок. Другой вопрос в том, что его давно пора реформировать. И не только в части отказа от устаревших «ПАЗиков» в пользу двухуровневой системы (социальные маршруты для автобусов большой вместимости и скоростные такси на базе современных автобусов до 20 посадочных мест). Важная задача – уйти от огромной массы перевозчиков-нелегалов, не заключающих договоров с администрацией города. По оценкам специалистов из 2,2 тыс. перевозчиков Уфы около половины работают без таких договоров, но также «рубят» свою копеечку. Правда без заинтересованности в нормальном развитии транспортного каркаса Уфы.

 

Для изменения ситуации необходим продуктивный диалог с официальными перевозчиками города в части выявления и совместного решения наиболее острых проблем. Именно с позиции легальной организации перевозок. Но как отмечает ряд экспертов, нужна еще и политическая воля со стороны персоналий республиканского уровня.

 

Шах и мат железным конем

 

Количество автомобилей, в Уфе несмотря на растущую стоимость эксплуатации, увеличивается темпами, опережающими развитие транспортной инфраструктуры. По данным агентства «Автостат», в начале 2014 года на тысячу жителей Башкортостана приходилось 258 легковых автомобилей, что на 9 процентов больше значения 2013 года. Если спроецировать показатель на население Уфы (приблизительно 1,2 млн человек), получим почти 310 тысяч железных коней, которые передвигаются по улицам, припаркованы на стоянках, во дворах и… ежедневно создают пробки в наиболее тяжелых участках – на ул. Менделеева и Бакалинской, въезде-выезде из микрорайона Сипайлово, ул. Заки Валиди, Революционной, на подъезе к Уфе со стороны аэропорта… Список можно продолжать.

 

Как гласит теория управления системами, прежде чем переходить к этапу развития, необходимо обеспечить нормальное функционирование. Грубо говоря, «залатать дыры». В нашем случае, обеспечить проезд сложных участков. Любая дорога широка настолько, насколько широк самый узкий ее участок. Понятно, что просто расширение проезжей части подойдет не во всех случаях. Необходимо планировать схемы движения, режимы работы светофоров, убирать тормозящие поток неровности и заплатки, строить системы ливневой канализации. Свою лепту вносят также реклама, освещение, небольшие парковочные площадки – в каждом случае нужен индивидуальный подход. Работы в этом направлении достаточно. Участвовать в ней должны и автолюбители – как главные консультанты, способные оценивать работу властей и предлагать альтернативные варианты решения транспортных проблем. Мнения заинтересованных сторон при этом должны аккумулироваться, к примеру, на одном из социальных городских порталов и быть доступными для публичного обсуждения. Подобные примеры существуют, но не являются массовыми.

 

Необщественный транспорт

 

Что еще готовы предложить уфимцам городские власти? Среди вариантов городского транспортного сообщения есть как вполне реализуемые, так и малореальные в ближайшей перспективе проекты. К первой группе относится так называемая городская электричка, курсирующая от станции «Дема» до микрорайона Шакша. Время в пути у электропоезда значительно меньше, чем у общественного транспорта, следующего подобным маршрутом, но из-за удаленности посадочных пунктов от спальных и деловых районов городская электричка вряд ли станет серьезной альтернативой другим видам городского транспорта.

 

Существуют и достаточно экзотические (и затратные) проекты, в частности, канатное сообщение. Проект канатной дороги, соединяющий микрорайон Инорс через Сипайлово с Проспектом Октября, был представлен в Уфе во время II градостроительного форума Urbanбайрам. Будет ли он реализован и как скоро – вопросы пока открытые.

 

К троллейбусу на рога

 

Вновь вернемся к электротранспорту – троллейбусному.

 

Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность троллейбусного сообщения, в Уфе являются пересечение (дублирование) троллейбусных и автобусных маршрутов; сеть электропитания, имеющая множество «стрелок», при проезде которых машины снижают скорость до минимальной, тем самым тормозя транспортный поток; изношенный технический парк. При этом решение обозначенных выше проблем делает троллейбус достаточно быстрым, удобным, экологичным и экономичным видом транспорта.

 

Одним из практических направлений модернизации троллейбусного сообщения может стать запуск ветки троллейбусного сообщения по улицам Комсомольской и Российской с одновременным переносом троллейбусных маршрутов с Проспекта Октября и ул. Р. Зорге, и, соответственно, транспортной разгрузкой этих улиц (схема проекта представлена на рисунке).

 

Проект имеет ряд преимуществ, описанных ниже. Производство и обслуживание машинного парка возможно силами республиканских предприятий (БТЗ, НефАЗ, МУЭТ г.Уфы) с увеличением рабочих мест, поступлением прибыли и налоговых отчислений в республиканскую финансовую систему. К тому же, сегодня состояние дорожного полотна, а также строительство новых жилых комплексов обуславливает необходимость ремонта улиц Российской и Комсомольской с их одновременным расширением. Объем этого финансирования будет ключевым при создании троллейбусной ветки. А снос высоковольтной линии электропередачи обеспечит необходимую площадь для расширения улиц.

 

Маршрут движения таков, что на участке от Дома печати до ул. Трамвайной исключаются пересечения с другими ветками, а значит, и снижение скорости. С южной и северной частей ветки маршруты будут включаться в существующую транспортную сеть. Таким образом, транспортная система города будет четко разделяться на три транспортных коридора: ул. Зорге-Блюхера – трамвай, Проспект Октября – автобус, ул. Комсомольская-Российская – троллейбус.

 

К тому же троллейбусный транспорт имеет высокую степень инфраструктурной «гибкости»: при неполадках троллейбуса, ДТП и т.д. убрать его с проезжей части можно достаточно быстро.

 

Справочно: в настоящее время по 21 троллейбусному и 12 трамвайным маршрутам ежегодно перевозится более 55 млн пассажиров в год. Более половины из них льготники -  пенсионеры, ветераны, инвалиды, студенты и школьники.

 

Из СМИ:

 

Одним из возможных вариантов связать "разорванную" несколько лет назад трамвайную сеть мегаполиса была прокладка рельсов по улице Блюхера, от Госцирка до Городского дворца культуры. Но еще до публичных слушаний, без согласования с жителями, в лесопосадке, где отдыхали и занимались спортом горожане, было срублено три сотни здоровых деревьев, что вызвало массовые протесты. В конфликт вмешался президент Башкортостана Рустэм Хамитов, который предложил проработать несколько вариантов решения проблемы.

 

Проект строительства первой очереди скоростного трамвая в Уфе по маршруту Госцирк  — улица Блюхера  — улица Трамвайная был разработан по заказу администрации московским ЗАО “Промтрансстрой”. Городские власти с его помощью рассчитывают снизить транспортную загрузку основной автомагистрали города  — проспекта Октября и создать альтернативное сообщение между севером и югом города. Общая протяженность трассы должна составить 4,9 км, из которых 3,7 км должны пройти по наземной части, 1,1 км  — по эстакаде. Стоимость проекта оценивается в 2 млрд руб. В то же время он вызвал большой резонанс среди горожан, так как его реализация еще до проведения публичных слушаний начала сопровождаться вырубкой лесного массива. Сопротивление общественников заставило вмешаться в ситуацию президента Башкирии Рустэма Хамитова, который пообещал приостановить реализацию проекта до его тщательного изучения и проведения независимой экспертизы. 

 

Генеральный директор МУЭТ города Уфы Аскар Асхатович Фазлыев в рамках пресс-конференции поделился планами по расширению электротранспортной сети. В первую очередь, по словам Аскара Фазлыева, планируется соединить линией трамвая Госцирк и кольцо на Городском Дворце культуры в створе улицы Российской. Далее будет строиться аналогичная линия либо по улице Зорге, либо от чайной фабрики по улице Менделеева в Сипайлово, Инорс и Черниковку. Сегодня активно застраивается микрорайон Глумилино на 300 тысяч жителей, которых надо будет обеспечивать пассажирскими перевозками.

 

В следующем году должна быть запущена линия троллейбуса от Инорса до Сипайлово.

 

Опоры уже установлены, контактная сеть протянута. Вопрос – в финансировании, для этого необходимо вложить еще порядка 50 млн. рублей. Новая линия повысит транспортную обеспеченность жителей этих районов и позволит организовать сквозное движение из Черниковки и Инорса в центр города. В ближайшее время будет восстановлена троллейбусная линия, соединяющая город с поселком 8 Марта. После готовности путепровода здесь вновь будет курсировать маршрут №18.

 

Большая работа уже проделана по реконструкции трамвайных путей по чешской технологии, которая прошла на улице Зорге и нескольких перекрестках города. Горожане отмечают, что уровень шума от трамваев стал значительно ниже, чем от автомобилей. Как альтернатива разработкам из Чехии рассматривается предложение от турецкой компании – их технология, являющаяся продолжением немецкой, позволяет использовать обычные трамвайные рельсы.

 

Изучается проект реконструкции трамвайных путей на улице Вологодской, также предполагается продолжить реконструкцию путей таким способом и на улице Зорге.

 

Планов по развитию уфимского электротранспорта много. МУЭТ города Уфы надеется, что с их осуществлением он станет еще более востребованным у горожан.

Опубликовано: 16.12.14 (11:08)
Статьи рубрики РЕГИОН
С вершины Тратау – самого высокого из шиханов – было видно, как дымит на горизонте промышленный гигант, пожирающий тело древнего Шахтау   Первый секретарь Башкирского обкома КПСС М. З. Шакиров, первый секретарь горкома компартии Е. Г. Щебланова, отраслевой министр В. С. Федоров, начальник Главкаучука А. Г. Мурадьян с руководителями завода  
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
Булгарин(bulgarin.bee@yandex.ru)2013-04-25 22:29:12
Наблюдателю за комментс - АПЛОДИРУЮ стоя! Какая точная характеристика Ничкова!!
Гульнара Марданова(ruslans-@mail.ru)2013-04-17 23:30:29
Верно написано, без приукрас. Эта женщина и коня на скаку остановит и, как говорится, в горящую избу войдет. Андрей Ничков профессионально, все самое важное подметил, приятно читать. Спасибо, ждем с нетерпением еще ваших статей.
наблюдатель()2013-04-17 16:59:25
Когда-то, в молодости своей, и я работал редактором районки... Разглядываю портрет героини очерка Ничкова--- и ничего из заявленного не вижу---специфическо-редакторского-- в изображении том! Ничковскими словами, картинками можно лепить образ кого угодно: доярки, учительницы...продавщицы квашеной капусты... чиновницы сельсовета...преподавателя Закона Божьего воскресной школы( а теперь уж--и обычной... образовательной!)...В представленной работе журналиста при неком напряге воображения ещё можно разглядеть человека...пусть и сотворённого из стандартных словесных блоков...из замызганных от частого употребления деталей, приёмов--мы ведь так похожи друг на друга и в жизни... что замусоленность и заезженность художественных уловок протеста не вызывает! Но вот редактора--авторитетной личности и высококлассного специалиста информационнного поля--читатель здесь не видит... Может потому, что автор и сам не представляет себе в полном объёме содержания этой сложной и ответственной должности...Может из героини его повествования ещё и не вырезался редактор как мастер своего дела...какой бы ловкой на руку она ни была!Для того нужно время и наличие незаурядного таланта...двигателя творческого процесса... Думаю, тема эта---редактор газеты-- для Ничкова тоже оказалась той шапкой, что не по Андрею--простите!-- не по Сеньке! Лучше всего у мастера пера получаются эпизоды про духовных прародителей своих--- безумных и пустоголовых большевиков! Про которых доподлинно уже никто и ничто не знает...пиши о них...приписывай им как угодно и что угодно! Никто от суждений твоих уж не встрепенётся..не возразит... не кинется в драку за искажение как бы исторической правды! Вот и отплясывал бы Ничков на том, что само под ноги его ложится, а не хватался за то,чему не оценщик, про то не сказитель, чего не творец!