ПЕККА ВИЛЬЯКАЙНЕН: "БЫТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ ТЯЖЕЛО, НО НЕ ОПАСНО"

ЕГО ПРОЗВАЛИ «БУЛЬДОЗЕРОМ» ЗА ЖЕСТКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ И НЕ РАЗ
СРАВНИВАЛИ С БИЛЛОМ ГЕЙТСОМ– ЗА
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ И УСПЕШНОСТЬ IT-БИЗНЕСА, КОТОРЫМ ОН РУКОВОДИЛ.
ПЕККА ВИЛЬЯКАЙНЕН — БЫВШИЙ ГЛАВА И ОДИН ИЗ КРУПНЫХ АКЦИОНЕРОВ
TIETO INTERNATIONAL В ЭКСКЛЮЗИВНОМ ИНТЕРВЬЮ «НОВОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ
ГИДУ» ДЕЛИТСЯ СОВЕТАМИ, КАК СТАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ, РАССКАЗЫВАЕТ О СВОИХ ОШИБКАХ И СТЕРЕОТИПАХ О
РОССИИ.
Автор: Алсу Галиуллина
версия для печати
0 |

— Господин Вильякайнен, как Вы оцениваете уровень сегодняшнего предпринимательства в России?


— Не так давно это был очень низкий уровень, но не потому,
что россияне не умеют заниматься бизнесом. Просто это влияние
менталитета. Начинать свой бизнес рискованно, но именно в России
родители говорят своим детям, что становиться предпринимателем
чуть не смертельно опасно. А также здесь люди боятся проиграть,
не успеть, не сделать и живут с уверенностью, что после провала у
них на лбу появится надпись об этом. Именно эти психологические
проблемы и влияют на низкий уровень развития бизнеса в России.
Когда я писал книгу «Без страха», я честно и открыто рассказывал
о своих неудачах, о своем взгляде на вещи, а также о своем успе-
хе. И я хотел был порекомендовать открытость в качестве ролевой
модели. Это очень важно в становлении предпринимателя — быть
открытым. А все остальное в России уже есть. Приведу пример: в
прошлом году в Астрахани в аудитории, где присутствовали 300 мо-
лодых людей, я спросил у присутствующих, кто из вас знает боль-
ше пяти человек в этом зале? Думал, что будет лес рук, так как мы
находимся в одном университете, в одном городе, но таких людей
было всего пять. Культура предпринимательства заключается в том,
чтобы знать более чем 10 человек. Вы должны знать, кто лучший
предприниматель, кто худший предприниматель.


— То есть, имея деньги и более десяти человек в своем
окружении, можно достичь успеха в предприниматель-
стве?


— Кроме этого, необходимо выбрать еще и удачную модель
лидерства и то, как вы управляете своими людьми. Поверьте мне,
лидерству не обучают ни в одной школе и ни в одном университе-
те. Лидерству можно научиться, обмениваясь опытом как с опыт-
ными соратниками, так и менее опытными. Я знаю, что это может
прозвучать немного странно, но чтобы эффективно управлять
бизнесом, вы должны любить своих людей. В России есть много
умных инженеров, и они открыто заявляют, что любят только свои
инновации и не интересуются людьми. Я не верю, что это помо-
жет заработать много денег. Когда я рассказываю людям, кто я
такой, я открываю часть своей личной жизни. Чем я занимаюсь в
повседневной жизни? Я управляю вертолетами, занимаюсь сило-
вой атлетикой, выращиваю помидоры. Помимо того, что я лидер,
это — моя сторона человека.


— И все же, бизнес — это харизма одного человека или
все-таки сильная команда?


— Чтобы ответить на этот вопрос, определимся с понятием «ха-
ризма». Считается, что харизма — это умение составлять хорошие
речи и выступать на публике. Но есть несколько типов харизмы.
Билл Гейтс или же Стив Джобс были очень харизматичными ли-
дерами, но они практически не выступали на публике. По-моему,
каждый предприниматель обязан найти свою собственную харизму,
но при этом любить свою команду. Я здесь употребляю слово «лю-
бовь» в том отношении, что людям в команде нужно относиться не
как к механизму. В производстве, если вы, например, производите
столы и если один из работников сделал что-то неправильно, вы
просто меняете работника. Но если вы работаете в сфере инноваций
и производите что-то новое, научно-техническое, работники вкла-
дывают туда свой интеллектуальный потенциал. Идея становится
великой не потому, что она принадлежит одному человеку, а потому
что вырабатывается разными людьми. Например, Нобелевская пре-
мия. В 60-80-х годах прошлого века она вручалась только одному
человеку, а в последние годы лауреаты нобелевской премии — это
группы, команды. Это очень ярко показывает, к чему идет этот мир
и где лежат инновации.


— С какими проблемами сталкиваются стартапы в России?


— В России нет недостатка в финансировании. Проблема с тем,
что американцы называют smart money: очень велика потребность
в экспертном сопровождении новых проектов. Конечно, есть и про-
блемы с бюрократией. Но в целом за последние три-четыре года
проделана немалая законодательная работа. Сегодня открыть свой
бизнес в России гораздо легче, чем пять лет назад. Так что главная
проблема — в недостатке лидеров, которые могли бы повести за
собой молодых предпринимателей.


— Что Вы могли бы посоветовать человеку, который
только начинает бизнес, какие шаги ему предпринимать,
с чего начинать?


— Во-первых, необходимо окружить себя различно ориен-
тированными, разными людьми. Не надо выбирать только своих
одноклассников, одногруппников или же людей одной националь-
ности. Это была моя самая первая ошибка, когда я начинал свой
бизнес: я нанял двести людей из своего близкого круга общения.
Психологически это легко: ты знаешь этих людей, но с точки зрения
инновационных изобретений это не работает. Во-вторых, мечтайте.
Стремитесь к тому, чтобы ваш продукт стал лучшим в мире, даже
если вы производите столы и работаете только для школ Уфы.
Кроме того, необходимо знать, что происходит по всему миру,
кто производит лучшее и разнообразнее. И последний совет: най-
ти бизнес-ангела. Если бы вы начинали свой бизнес, и я бы вам
дал миллион долларов, то, конечно, вы были бы очень счастли-
вы и смогли бы оплачивать труд работников и другие расходы. Но
без совета и подсказок вы вряд ли сможете построить успешную
бизнес-модель. Именно поэтому я рекомендую представителям
бизнес-сообщества Уфы найти нужного и правильного советника,
потому что все инвесторы хотят инвестировать свои деньги в проек-
ты с советниками, с проверенными людьми. И вы можете достичь
чего угодно и совершить чудо. 

 

Справка. 

Пекка Вильякайнен имеет более чем 20-летний опыт работы в качестве посла между крупными руководителями бизнеса и технологическими командами.
Господин Вильякайнен учился в Технологическом университете Лаппеенранты (University of Technology Lappeenranta). Пекка начал свою карьеру в качестве предпринимателя и в 1986 году основал компанию Oy Visual Systems Ltd. В 1998 году Oy Visual Systems Ltd. была приобретена компанией Tieto. Работая в Tieto, Пекка Вильякайнен занимался решением комплексных вопросов управления
бизнес-процессами и политической тематикой внутри крупных международных организаций. Господин Вильякайнен настолько преуспел в достижении результатов, что получил от руководителя Microsoft Стива Баллмера прозвище «Бульдозер».
Благодаря техническому образованию и страсти к предпринимательству в Tieto Пекка был одним из ведущих архитекторов построения более эффективного информационного общества. Он активно участвовал в продвижении и подготовке digital-революции услуг, а также сыграл стратегическую роль в развитии сферы digital-услуг на рынках Европы, России и Китая. Он проанализировал фундаментальные изменения в поведении потребителей и их последствия для реализации корпоративных стратегий во всех сферах бизнеса, где информатизация играет ключевую роль.
Господин Вильякайнен руководил коллективом из 8350 человек в 24 странах мира.
1 ноября 2010 года Пекка принял решение уйти в отставку. До своего возвращения в бизнес он сосредоточился на семье и благотворительных проектах. Зимой 2011 года Пекка Вильякайнен посвятил себя проекту «No FEAR. The COMMUNITY», объединяющему в глобальную сеть руководителей крупнейших компаний.


Опубликовано: 21.02.14 (16:10)
Статьи рубрики ИНТЕРВЬЮ
    премьер-министр Индии Нарендра Моди
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий