Панорама Башкортостана - ФИНАНСЫ - На Пенсионный фонд надейся, а сам не плошай

На Пенсионный фонд надейся, а сам не плошай

Вопросы пенсионной реформы волнуют сейчас всех россиян, уж больно часто правительство меняет свою политику в этой важной для каждого человека области. Что делать? Какую стратегию выбрать? Верить ли государству? Главный экономист Альфа-Банка - руководитель центра макроэкономического анализа Наталия Орлова дает свои советы по пенсионной реформе.
версия для печати
0 |

Не нужно бояться остаться в распределительной системе – все там будем

 

На мой взгляд, решения, принятые Правительством в 2013-м по новациям в пенсионной системе, означают высокую вероятность возврата к распределительной системе в последующие годы. Во-первых, в желании реформировать пенсионную систему Россия не одинока, в нынешних экономических условиях многие страны Восточной Европы, запустившие пенсионную реформу в начале 2000-х годов, были вынуждены изменить концепцию управления пенсиями. Они не подвергали сомнению принцип накопительных пенсий, но провели повышение пенсионного возраста и снижение ставки отчисления в накопительную часть. Правда, в случае Венгрии была проведена полная национализация даже накопленных ранее пенсионных накоплений, но этот случай до сих пор был скорее исключением.

 

Россия тоже пытается действовать в русле указанных новаций, но у нее есть свои ограничения. На повышение пенсионного возраста страна вряд ли пойдет в силу низкой средней продолжительности жизни (всего 69 лет против 75 лет в Восточной Европе). Ставка накопительной части пенсии могла бы быть снижена, но бюджетный эффект от этой меры будет незначительным: в масштабе 3 процентов ВВП дефицита пенсионного фонда. Поскольку желание снизить зависимость бюджета от цен на нефть потребует мобилизации бюджетных доходов, полная ликвидация накопительного компонента в будущем является привлекательной опцией для правительства, которая позволила бы снизить уровень сбалансированности бюджета до 100 долларов за баррель. Национализация накопленных сбережений пока не слишком вероятна, но как видно на примере Венгрии, правительства относятся к этим средствам как к скрытым бюджетным резервам, которые могут быть задействована в случае кризиса.

 

Многие считают, что пенсионная реформа может вызвать массовые недовольства, похожие на выступления против монетизации льгот. Но совсем не обязательно, что государство пойдет по жесткому сценарию аннулирования накопительной части. Скорее всего, через несколько лет, когда заморозка перечислений в накопительную часть будет снята, населению будет предложено выбрать между двумя опциями: либо остаться под крылом государства, отдав ему свои частные пенсионные сбережения в обмен на дальнейшую индексацию государственных пенсий, или формировать свою пенсию полностью самостоятельно, без расчета на государство. В такой постановке вопроса, выбор, на мой взгляд, будет очевидно в пользу государственных пенсий. Только сильная вера в то, что государство сможет обеспечить долгосрочную стабильность экономики и цен делает выгодным полный переход на свои пенсионные сбережения. Учитывая, что в России треть населения работает в государственных секторах, мне представляется, что склонность опираться на государство гораздо больше, чем желание взять риски и ответственность на себя.

 

Подводя итог, я бы сказала, что не следует тратить время на «спасение» своих личных пенсионных сбережений. Если эти средства уже переведены под управление частных фондов, их можно там оставить, хуже не будет. Если деньги остались под управлением ВЭБа, тоже не страшно. Можно даже выбрать участие в накопительной системе в будущем, то есть сохранить за собой выбор шестипроцентного отчисления, но не нужно относиться к этому как к устойчивому источнику пенсионных доходов в будущем. Система будет меняться.

 

Если вы активно управляете пенсиями – то вам можно оставить счета в частных пенсионных фондах

 

Для тех, кто уже формирует свои пенсионные накопления и планирует формировать их дальше, дополнительным будет вопрос: кому доверить их управление. Мне представляется, что после консолидации и сжатия сегмента частных пенсионных фондов в 2014-2015 гг. эти структуры смогут конкурировать с ВЭБом достаточно эффективно. Новая позиция ЦБ как мегарегулятора позволяет ему внедрять мониторинг и в сегменте пенсионной индустрии, что должно положительно сказаться на управлении рисками. И вмешательство регулятора абсолютно необходимо с учетом того, насколько высок уровень доверия к пенсионной индустрии уже сейчас. В России около 21 млн человек, то есть почти треть работающих в экономике, перевели свои средства под управление частной пенсионной индустрии, под их управлением уже сейчас сконцентрировано 1 трлн рублей.

 

Помните, что формирование пенсионных сбережений дело рук самих будущих пенсионеров

 

Перспектива, что государство взвалит на себя непосильную задачу обеспечить распределительной пенсией все население, означает, что средний уровень пенсии с поправкой на инфляцию в будущем будет снижаться. Иными словами, если в предыдущие 5 лет соотношение средней пенсии к средней зарплате выросло почти в два раза, с 23-х до 40 процентов, то в будущем удержать его на этой высокой планке будет сложно. В результате это означает, что хотя определенный минимум останется гарантированным, все же над обеспечением своего жизненного уровня после выхода на пенсию нам нужно задумываться самим. В этом смысле, нужно, прежде всего, искать инструменты, которые защитят сбережения от инфляции. Недвижимость является одним из подходящих инструментов для диверсификации долгосрочных рисков. В условиях инфляции активов или потребительской инфляции именно недвижимость представляется максимально защищенным активом.

 

Подготовила Гульчачак Рафикова.

Опубликовано: 20.11.13 (14:27)
Статьи рубрики ФИНАНСЫ
экономические показатели Башкортостана    
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий