Панорама Башкортостана - ПРАВОЗАЩИТА - Какими нормативными документами регулируется порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении?

Какими нормативными документами регулируется порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Автор: Антонина Суховерхова, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
версия для печати
0 |

Списание учреждением дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского, бюджетного законодательства, а также законодательства о бухгалтерском учете.

 

Нереальные ко взысканию долги списываются в бюджетном учете по каждому возникшему обязательству в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств, на основании:

 

- данных проведенной инвентаризации с приложением первичных документов;

 

- письменного обоснования с приложением документов, подтверждающих нереальность взыскания данной задолженности;

 

- согласования с главным распорядителем бюджетных средств и органом, организующим исполнение бюджета;

 

- приказа (распоряжения) руководителя учреждения.

 

Обоснование вывода:

 

В результате возникновения дебиторской задолженности происходит отвлечение средств из хозяйственного оборота учреждения, поэтому необходимо принимать все возможные меры по ее своевременному взысканию. Учреждение вправе списать дебиторскую задолженность с баланса либо после ее погашения, либо после ее признания безнадежной.

 

Основания прекращения обязательств установлены главой 26 ГК РФ. В частности, обязательство может быть прекращено исполнением (ст. 408 ГК РФ), предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.) (ст. 409 ГК РФ), зачетом встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ), новацией (ст. 414 ГК РФ).

 

ГК РФ установлены следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:

 

- истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

 

- прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

 

- прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

 

- прекращение обязательства смертью гражданина (ст. 418 ГК РФ);

 

- прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие ликвидации организации (ст. 419 ГК РФ).

 

Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, по обязательствам с установленным в договоре сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

 

Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (ст. 197 ГК РФ). Срок исковой давности и порядок его исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (ст. 198 ГК РФ). С истечением срока исковой давности по главному требованию истекает срок и по дополнительным требованиям (неустойка, залог, поручительство и т.п.) (ст. 207 ГК РФ).

 

В соответствии с п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам, срок исполнения которых не определен, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. При этом согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении.

 

Списание дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности может быть произведено, если этот срок не прерывался и не приостанавливался. В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

 

В п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12, 15 ноября2001 г. N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, какие действия могут свидетельствовать о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности:

 

- признание претензии;

 

- частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и (или) сумм санкций;

 

- частичное признание претензии об уплате основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований;

 

- уплата процентов по основному долгу;

 

- изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа);

 

- акцепт инкассового поручения.

 

Кроме того, подписание акта сверки задолженности, которое является письменным подтверждением признания наличия задолженности, также может служить основанием для признания срока исковой давности прерванным. Такие выводы содержатся, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2008 N А19-10386/07-44-Ф02-989/08, постановлении ФАС Поволжского округа от 04.09.2008 N А57-8471/2007. Факт истечения срока исковой давности является достаточным для признания задолженности безнадежной.

 

Ликвидация организации - это прекращение ее деятельности как юридического лица без перехода прав и обязанностей другим лицам. Гражданским законодательством предусмотрен ряд обязательных процедур в процессе ликвидации для удовлетворения требований кредиторов. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). С этого момента кредиторы такой организации могут списать ее долги в состав безнадежных.

 

Если в отношении организации-должника открыта процедура конкурсного производства, задолженность, включенная в реестр требований кредиторов, списывается после признания судом организации банкротом и исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц (разъяснения порядка списания безнадежной дебиторской задолженности в целях налогообложения прибыли содержатся в письмах Минфина России от 17.03.2009 N 03-03-06/1/149, от 11.04.2008 N 03-03-06/1/276).

 

Дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, безрезультатности всех принятых судебным приставом-исполнителем допустимых законом мер по отысканию его имущества, может быть признана безнадежной (письмо Минфина России от 30.03.2009 N 03-03-06/1/199).

 

Списание дебиторской задолженности, нереальной для взыскания, осуществляется в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств. В рамках своих полномочий главный распорядитель бюджетных средств вправе установить порядок согласования подведомственными бюджетными учреждениями списания нереальной ко взысканию дебиторской задолженности в качестве одного из мероприятий предварительного ведомственного финансового контроля (ст. 158 БК РФ).

 

Для того, чтобы списать с баланса безнадежную дебиторскую задолженность, учреждению прежде всего нужно провести инвентаризацию расчетов. Документом, регламентирующим общий порядок проведения инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

 

В ходе инвентаризации расчетов наличие задолженности контрагента должно быть подтверждено соответствующими документами:

 

- договором с покупателем (заказчиком), поставщиком (подрядчиком);

 

- накладной на отгрузку продукции, актом приемки-передачи выполненных работ, услуг;

 

- платежными документами на перечисление предварительной оплаты поставщику, не выполнившему своих обязательств и др.

 

У учреждения, не сохранившего первичные учетные документы, подтверждающие величину дебиторской задолженности, отсутствуют основания для ее списания. Учреждения обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бюджетного учета и бюджетную отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

 

Результаты инвентаризации расчетов оформляются в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

 

Таким образом, для согласования списания дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, учреждение представляет главному распорядителю бюджетных средств Инвентаризационную опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторам с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (акт государственного органа о прекращении обязательства, уведомление об исключении должника из ЕГРЮЛ, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по причине невозможности взыскания долга с организации-должника и другое).

 

Нереальные ко взысканию долги определяются и списываются в бюджетном учете по каждому возникшему обязательству на основании:

 

- данных проведенной инвентаризации;

 

- письменного обоснования;

 

- согласования с главным распорядителем бюджетных средств и органом, организующим исполнение бюджета;

 

- приказа (распоряжения) руководителя учреждения.

 

www.garant.ru

Опубликовано: 31.10.13 (09:06)
Статьи рубрики ПРАВОЗАЩИТА
  Конституционный Суд Республики Башкортостан   Закон Республики Башкортостан «О транспортном налоге»
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
наблюдатель()2012-12-18 11:18:55
Ну, и что? Собрались,посидели, поговорили...пофантазировали, померялись ребята интеллектами. .А дальше? Кто и как, где и на какие деньги будет превращать планы, разработки молодых в реальность? Пустое всё, без прицела на дела конкретные. У государства денег нет на реализацию этих креативных проектов...