Московское образование в башкирских стенах

О перспективах финансового образования, расширении деятельности вуза и современных направлениях обучения мы беседуем с директором Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктором экономических наук, профессором Рафаэлем Сафуановым.
Автор: Елена Синицына
версия для печати
0 |

- Рафаэль Махмутович, сейчас много дискутируют об эффективности взаимодействия высших учебных заведений с потенциальными работодателями. Как в этом отношении обстоят дела у возглавляемого вами Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ?

 

- В качестве ярких примеров могу привести тесное сотрудничество с Министерством финансов, Контрольно-счётной палатой Республики, касающееся повышения квалификации, финансовой грамотности населения, экспертной работы. Подписано Соглашение с Уфимским отделением Сбербанка России, традиционно отдающей свои приоритеты вложениям в человеческий капитал. Совсем недавно состоялись переговоры с представителем крупнейшей международной аудиторской компании «Делойт» в Уфе, которая заинтересована в наших выпускниках. Таких примеров у нас много.

 

- Известно, что и с Правительством РБ планируется подписание Соглашения.

 

- Следуя лучшим практикам МГУ и Санкт-Петербургского университета, которые имеют Соглашения на правительственном уровне, Финансовый университет внёс на рассмотрение Правительства Башкортостана проект Соглашения. Документ ориентирован на то, чтобы потенциал федерального вуза эффективно реализовывался на башкирской почве.

 

Давайте обратимся к главному - непосредственно к учебному процессу.

 

- Президент республики Рустэм Закиевич Хамитов считает не оправдано большим отток выпускников башкирских школ из региона, чаще всего в Москву, где они, как правило, после обучения и остаются. Сейчас речь уже идёт о 25%. Я считаю, что расширение деятельности Финансового университета при Правительстве РФ в республике способно поток молодёжи за пределы Башкирии если не остановить, то значительно уменьшить. Судите сами, вот он, столичный вуз, здесь, с хорошей материальной и методической базой, с опытным профессорско-преподавательским составом. Мы входим в обширную филиальную сеть федерального значения, которая располагается от Якутска и Благовещенска до Смоленска, насчитывая 36 филиалов, на практике делая возможным, декларированную многими вузами академическую мобильность.

 

- Кроме того, далеко не все семьи имеют финансовую возможность учить детей в Москве.

 

- Правильно, а тут, не выезжая из Уфы, молодой человек имеет все возможности получить доступное  столичное образование. Да, не все родители выпускников уфимских школ могут себе позволить траты, связанные с обучением в Москве и Санкт-Петербурге, там и стоимость проживания иная, и совершенно другой уровень ежедневных расходов. Да и вообще, по моему глубокому родительскому убеждению, пока ребёнок ещё не пересёк определённый возрастной рубеж бесшабашной юности, его лучше не отпускать далеко от себя, держать под присмотром. Вот когда он уже перешёл на третий-четвёртый курс, если так можно выразиться, научился учиться, вот тогда, если его желание так и не изменилось – пусть попытает счастья. И даже тут университет предоставляет ему массу вариантов и возможностей, в том числе программы обмена студентами, двойного образования. Остаётся только воспользоваться этими возможностями, которые, кстати, есть не у любого московского вуза.

 

- Как у филиала обстоят дела с международными связями?

 

- Они весьма обширны. Мы активно развиваем систему контактов с учебными заведениями стран СНГ, в первую очередь с теми из них, которые входят в евразийское сообщество, я имею в виду Казахстан, Киргизию и Таджикистан. Мы заинтересованы в том, чтобы наиболее талантливые, хорошо говорящие на русском языке представители этих и других стран - бывших республик СССР учились в Уфе.

 

24-26 сентября в Уфе прошла Международная конференция, посвящённая ШОС. Нашу инициативу по её проведению поддержали Президент АН РБ Бахтизин Р.Н., руководители ведущих вузов республики.

 

За прошедшие дни сентября у нас побывали представители двух Китайских университетов.

 

- В чём состоит предмет интереса?

 

- Дело в том, что по данным ООН Россия стала второй страной в мире по количеству мигрантов. Раз этот поток реально существует, то лучше и, в хорошем смысле слова, выгоднее, если он будет состоять из людей квалифицированных, грамотных и способных к лёгкой интеграции. В пример можно привести положительный опыт РУДН. Глобализация экономических отношений становится реальностью и для образовательной сферы России, это никак нельзя сбрасывать со счетов.

 

- Если  мы заговорили о внешних факторах, то расскажите, как на вуз влияет изменение спроса на образовательные услуги?

 

- Несколько сокращается спрос на классическое заочное образование, оно всё больше и больше замещается дистанционным обучением, услуги по которому мы давно предлагаем, стараясь «держать руку на пульсе». Дистанционное обучение ведётся на нашей базе, при этом онлайн-занятия ведут столичные преподаватели. Дистанционно можно проводить и курсы повышения квалификации, что очень удобно для специалистов, проживающих в городах и  сельских поселениях республики,  других регионов и даже зарубежом. Весь необходимый контент студенты и слушатели получают удалённо.

 

Этот способ получения образования востребован ещё и потому, что «дистанционка» с точки зрения расходов, бесспорно, более бюджетный вариант.

 

Кроме того, в этом году мы впервые начали приём на дневную форму обучения, и, судя по конкурсу, первый опыт удался.

 

- Какие новые направления обучения вы планируете открыть в Уфе в ближайшее время?

 

- Во первых, они предопределены завершающимся в этом учебном году экспериментом по обучению по программам прикладного бакалавриата. Надо заметить, что это программы высшего профессионального образования. В начале лета следующего года мы выпустим 28 чел., обучавшихся по программе прикладного бакалавриата Экономика в колледже филиала. В настоящее время нами подготовлены и переданы руководству Финуниверситета предложения по началу обучения в Уфе по таким программам прикладного бакалавриата, как: прикладная информатика, экономика, менеджмент, бизнес- информатика, юриспруденция, государственное и муниципальное управление. Эти программы призваны заменить соответствующие специальности среднего профессионального образования, они будут реализовываться как в очной, так и в заочной форме.

 

Во вторых, с учётом потребностей рынка труда республики и крупных работодателей будет уточняться перечень программ академического бакалавриата и магистратуры.

 

- Кстати, каковы ваши взгляды на роль вузовской науки? Многие считают, что в России вузовской науки практически нет, что это прерогатива Академии Наук.

 

- Научная деятельность вуза – это крайне важно. Финансово-экономическое образование только тогда и будет эффективным в условиях нашей быстроменяющейся социально-экономической реальности, когда преподаватель перестанет транслировать знания чужих учебников и обратится непосредственно к использованию в учебном процессе своих собственных научных разработок, которые у него должны быть по определению. Это как расставлять вешки на трудном пути – вот в этом направлении тебя поджидает опасность, здесь ты завязнешь в болоте давно никому не нужных устаревших знаний, а вот туда идти можно, нужно и перспективно.

Опубликовано: 01.10.13 (11:38)
Статьи рубрики ИНТЕРВЬЮ
    премьер-министр Индии Нарендра Моди
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий
Гульназ()2013-04-23 17:17:21
Сын пойдет в школу в следующем году. Уже сейчас, в садике, дети, точнее девочки, обсуждают одежду-"Почему в этом пришел, почему в том?", хотя ребенок красиво, опрятно, недешево одет и не в китайском. Я за школьную форму и точка. Она необходима, здорово дисциплинирует!
девятиклассница()2013-04-22 17:24:11
Я рада,что у нас есть школьная форма, но к сожалению, нам хотят сделать форму обязательной + она будет серого цвета, и формат мне совсем не нравится. Мы ведь одевались в черные цвета, как вы и просили, Черные брюки,юбка блузка или водолазка и пиджак ну или же кофта-ходим в том, в чем нам удобно.Мы будем,как серые мышки в школе ходить. Серой цвет-это цвет нейтральный, он дает некую апатию, и в конце концов просто не хочется учится. Сделали форму, так сделайте ей классически-черной. Так же намного шикарней будет выглядить.
Ильнур, ученик (mamay234@yandex.ru)2012-12-11 23:13:34
Однозначно против школьной формы.Человек сам в праве выбирать,что ему одеть сегодня,завтра,после завтра.
Конечно же должны быть и разумные рамки дозволенного,но выкрашивать всех в черный и белый цвета,мне кажется,не обязательно.
Хотелось бы еще процитировать вышесказанное мнение:"побольше будут об уроках думать, а не о том, в чем завтра в школу пойти." - думаю,что на это дело уходит максимум 5 минут, и от уроков это уж точно не отвлекает.