Проект рекомендации парламентских слушаний

по вопросу «Вызовы современности: к высоким экологическим стандартам развития Республики Башкортостан»
версия для печати
0 |

20 июня 2013 года                                                                                                      г. Уфа

 

Рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, происходящий во всем мире, возрастание экологического ущерба в общемировом аспекте представляют собой главный вызов третьего тысячелетия, ответом на который должен стать высокий уровень координации действий мирового сообщества в области решения экологических проблем.

 

В аспекте законодательной реализации комплекса мер по охране окружающей среды и восстановлению экологии отправной точкой является положения статьи 42 Конституции Российской Федерации и статьи 44 Конституции Республики Башкортостан, согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Конституционный статус данного права объективно предопределяет высокую значимость его реализации в сфере правотворчества. В этой связи охрану окружающей среды следует рассматривать в качестве одного из наиболее значимых направлений законодательной деятельности. Анализ экологического законодательства показывает, что имеются резервы для усиления его природоохранной направленности. Прежде всего необходимо продолжать работу по экологизации законодательства в целом, приоритетом которой должна стать ориентация на состояние окружающей среды как важнейшего показателя качества жизни и социально-экономического развития общества, а также критерия эффективности природоохранной деятельности органов власти. В целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи требуется система законодательных мер, направленных на оздоровление экологии и недопущение причинения ущерба окружающей среде. В поисках путей решения экологических проблем наряду с совершенствованием законодательства важную роль играет формирование экологической культуры, развитие системы экологических знаний. Для того чтобы изменить сознание людей в области сохранения окружающей среды необходима эффективная государственная система экологического образования и просвещения. В аспекте правоприменительной деятельности необходимо обеспечить постоянный контроль за действиями природопользователей, совершенствовать механизм применения мер ответственности за причинение ими ущерба окружающей среде, механизмы возмещения вреда окружающей среде и стимулирования перехода предприятий к наилучшим существующим технологиям.

 

Важнейшей задачей государственной экологической политики является уменьшение ущерба от роста отходов производства и потребления, внедрение эффективных технологий их переработки. Необходима реализация мер государственной поддержки проектов и инвестиций, направленных на охрану и восстановление окружающей среды. Значимым направлением развития экологического законодательства является и соотнесение природоохранного механизма с потенциальной возможностью причинения экологического вреда, с необходимостью его предотвращения. 

 

В законодательстве подлежат развитию финансовые инструменты устранения причиненного окружающей среде вреда, развитие положений об экологическом страховании, создании фондов и иных форм аккумуляции средств для устранения экологического ущерба. Целостный экологический подход к развитию законодательства предопределяет его совершенствование именно с позиций недопущения вреда окружающей среде в любых его проявлениях. Это путь  к выживанию современной цивилизации, развивающейся пока в режиме потребления полезных свойств окружающей среды и ее загрязнения в результате технического прогресса. Состояние окружающей среды должно всегда находиться в центре повышенного внимания всех без исключения органов государственной власти, общественных объединений, правоохранительных органов и граждан. Именно поэтому меры по защите природы и окружающей среды следует рассматривать как жизненно важную задачу государства, а совершенствование  законодательства -  в качестве наиболее эффективного инструмента ее реализации.

 

В Башкортостане вопросы экологии относятся к числу приоритетных направлений государственной политики. При этом в комплексе реализуемых в республике мероприятий особое место отводится республиканскому природоохранному законодательству. Не во многих субъектах России имеется такая развитая законодательная база в данной сфере, как в Республике Башкортостан.

 

Ведущая роль в системе экологического законодательства Республики Башкортостан принадлежит Экологическому кодексу Республики Башкортостан, который  был принят в 1992 году и определил правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды Башкортостана. Экологический кодекс республики – комплексный акт прямого действия, направленный на обеспечение охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности организаций и граждан. Его принятие явилось важным этапом в развитии и совершенствовании республиканского экологического законодательства.

 

На сегодняшний день в Республике Башкортостан приняты и действуют законы, содержащие нормы по охране отдельных природных объектов. К ним относятся: Кодекс Республики Башкортостан «О недрах», Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, законы Республики Башкортостан «Об отходах производства и потребления», «О регулировании лесных отношений в Республике Башкортостан», «О регулировании водных отношений в Республике Башкортостан», 
«О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в Республике Башкортостан», «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Республике Башкортостан», «Об особо охраняемых природных территориях  в Республике Башкортостан»  и ряд других законодательных актов.

 

В Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан от 29 ноября 2012 года отмечается, что состояние окружающей среды в республике не критическое, хотя и продолжает оставаться сложным. Наблюдается рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автомобильного транспорта, продолжается деградация земель и почвенного покрова, усугубляется проблема обращения с твердыми бытовыми отходами. Поставленные в Послании Президента Республики Башкортостан задачи обусловливают формирование принципиально новых подходов к вопросам охраны окружающей среды. Исходя из особой важности экологических проблем, 2013 год объявлен в Российской Федерации и в Республике Башкортостан Годом охраны окружающей среды, в рамках проведения которого следует обсудить наиболее значимые вопросы в сфере охраны окружающей среды и принять конкретные меры по их решению. 

 

Участники парламентских слушаний отметили, что, несмотря на предпринимаемые на федеральном и республиканском уровнях меры, задача охраны окружающей среды остается по-прежнему актуальной, а сопутствующие ее реализации проблемы - такими же острыми и насущными. К сожалению, даже самые объективные статистические данные не всегда точно отражают реальное положение вещей в такой сфере, как экология. И, казалось бы, несмотря на определенные улучшения, общий фон загрязненности окружающей среды становится обыденным явлением. Между тем это прямо влияет на состояние здоровья и продолжительность жизни граждан, хотя зачастую свидетельствует не о недостатке реализуемых мер по охране природы, а о том, что проблема гораздо шире. Это проблема нравственного здоровья нашего общества, его экологической культуры. Здесь необходим комплекс мер правового, организационного, общественного плана, когда бережное отношение к окружающей среде должно реализовываться в ранге общенациональной задачи, безусловного приоритета государственной политики.

 

По итогам обсуждения участники парламентских слушаний рекомендуют:

 

1. Государственному Собранию – Курултаю Республики Башкортостан:

1.1. Продолжить практику парламентского контроля за исполнением нормативных правовых актов, направленных на охрану окружающей среды.

1.2. Провести мониторинг законодательства в области охраны окружающей среды с целью подготовки предложений по совершенствованию федерального и республиканского законодательства в указанной сфере отношений.

1.3. Обратиться в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации с просьбой поддержать:

проект федерального закона  № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами»;

проект федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий».

2. Правительству Республики Башкортостан:

2.1. Рассмотреть вопрос о разработке и внесении на рассмотрение  Государственного  Собрания – Курултая Республики Башкортостан проектов Законов Республики Башкортостан:

- «О предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды в Республике Башкортостан»;

- «О внесении изменений в Экологический кодекс Республики Башкортостан» в связи с необходимостью приведения в соответствие с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» в части изменения финансового обеспечения государственной экологической экспертизы республиканского уровня;

2.2. Продолжить реализацию республиканских целевых программ:

- «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (на 2004-2010 годы и на период до 2015 года)»;

- «Чистая вода» на 2010-2014  годы;

- «Развитие водохозяйственного комплекса Республики Башкортостан в 2013-2020 годах»;

- «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан» на 2011-2020 годы.

2.3. Способствовать созданию условий для привлечения инвестиций и поддержки технологической модернизации хозяйствующих субъектов Республики Башкортостан, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

2.4. Продолжить работу по обеспечению современного уровня мониторинга экологической ситуации с использованием возможностей телекоммуникационных систем и автоматического оборудования в целях раннего выявления и предупреждения загрязнения воздуха и воды.

2.5. Рассмотреть вопрос обновления очистных сооружений, находящихся в собственности республики,  и соответствия их установленным нормативным требованиям.

2.6. Разработать комплекс мер, направленных на предотвращение деградации земель и почвенного покрова.

2.7. Обеспечить реализацию системы мер по противодействию лесным пожарам. 

2.8. Взять на особый контроль и принять необходимые меры по реализации «зеленой политики» в Республике Башкортостан на рыночной основе, а также созданию благоприятных условий для ее развития.

2.9. Рассмотреть возможность увеличения объемов капитальных вложений и инвестиций на строительство и реконструкцию объектов водоотведения.

2.10. Активизировать проведение работ по утилизации пестицидов с истекшим сроком хранения и запрещенных к применению.

2.11. Разработать комплекс мер по переводу автотранспорта на использование природного газа в качестве моторного топлива.

2.12. Рассмотреть вопрос о возможности учета экологической емкости территории при размещении крупнотоннажных производств.

2.13.  Активизировать деятельность по организации и обеспечению системной работы, направленной на формирование экологической культуры.

2.14. Рассмотреть возможность проведения межевания границ природных парков республики и последующего перевода этих земель в категорию особо охраняемых природных территорий.

2.15. В целях поддержания здорового образа жизни населения создать благоприятные условия для строительства открытых спортивных площадок, велодорожек, парковых и пешеходных зон.

2.16. Оказывать поддержку экологическим общественным организациям, инициативным группам добровольцев и группам, помогающим в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

2.17. Рассмотреть возможность развития сети центров лабораторных исследований проб воды и донных отложений (грунтов) на основе современной приборной и аппаратной базы и методического обеспечения в сочетании с развитием методов полевых исследований, основанных на применении физических, химических и биологических индикаторов.

3. Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан:

3.1. Активизировать работу по привлечению средств федерального бюджета и инвесторов для обеспечения финансовыми ресурсами расходов, связанных с охраной окружающей среды.

3.2. Провести анализ применения положений Экологического кодекса Республики Башкортостан и разработать предложения по его дальнейшему совершенствованию.

4. Министерству финансов Республики Башкортостан:

4.1. Проработать вопрос о возможности внесения изменений в законодательство в части введения налоговых льгот для:

- предприятий, осуществляющих использование и обезвреживание отходов производства и потребления;

- юридических и физических лиц, ведущих проектирование, строительство и эксплуатацию в рамках национального зеленого стандарта.

5. Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан,  Министерству культуры Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан активизировать работу по повышению экологической культуры и организации экологического просвещения обучающихся в образовательных организациях республики.

6. Министерству культуры Республики Башкортостан, Агентству по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан активизировать работу по освещению экологических вопросов, размещению социальной рекламы по вопросам бережного отношения к природе  и окружающей среде в республиканских средствах массовой информации.

7. Министерству экономического развития Республики Башкортостан рассмотреть вопрос оказания государственной поддержки ООО «Экорм» в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы».

8. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан:

8.1. Обеспечить проведение инвентаризации источников питьевого водоснабжения с определением балансодержателей бесхозных источников питьевого водоснабжения, особенно в сельских поселениях.

8.2. Организовать разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их действующим санитарным нормам  и правилам.

8.3. Разработать регламент по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию источников и водопроводов.

9. Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан принять необходимые меры по реализации положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 767-р в части регулирования отношений в сфере использования природного газа в качестве моторного топлива  на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб.

10.  Органам местного самоуправления:

10.1. При формировании местного бюджета на очередной финансовый год предусмотреть финансирование мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, в том числе ртутьсодержащих.

10.2. Завершить работу  по разработке и утверждению схемы организации сбора, транспортирования, обезвреживания ртутьсодержащих отходов от населения.

10.3. Организовать раздельный сбор твердых бытовых отходов от населения.

10.4. Ускорить развитие сети установок по вторичной переработке отходов.

10.5. Активизировать деятельность по оформлению правоустанавливающих документов на расположенные на их территории ГТС и по принятию на баланс бесхозяйных ГТС.

10.6. Организовать водоснабжение населения доброкачественной питьевой водой.

10.7. Организовать выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию всех видов источников и водопроводов питьевого водоснабжения, необходимых мероприятий в поясах зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

10.8. Запланировать мероприятия по снижению запыленности городов (асфальтирование и озеленение пылящих участков дворовых и придорожных территорий, усиление мер по недопущению парковок автотранспорта на газонах и т.п.).

11. Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан разработать комплекс мероприятий с определением источника финансирования, направленных на решение вопроса очистки питьевой воды и обеспечения населения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (с. Чесноковка, с. Зубово, с. Дмитриевка и др.) питьевой водой гарантированного качества. 

12. Межведомственной комиссии по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Башкортостан, активизировать деятельность по определению состояния ГТС и степени их опасности, а также рассмотрению вопроса о целесообразности дальнейшей эксплуатации каждого конкретного ГТС.

13. ФГБУ «Башкирское УГМС» организовать работу по  обеспечению контроля за атмосферным воздухом в городе Салавате по специфическим загрязнителям (гептил  и его более токсичные производные).

Опубликовано: 20.06.13 (14:34)
Статьи рубрики ЭКОЛОГИЯ
  Тимур Ахметшин, руководитель МПК  
Написать комментарий
Представьтесь
e-mail
Ваш комментарий