Все новости
АНАЛИТИКА
19 Апреля , 12:22

Воздушные ворота республики

В год 450-летия столицы Башкортостана Международный аэропорт «Уфа» наращивает производственные и финансовые показатели.

Известно, что первое впечатление всегда самое стойкое. Это утверждение верно не только в отношении незнакомого человека, но и впервые посещенного города.

В свою очередь, образ любого региона складывается для гостей с самого «порога» – с вокзала или аэропорта. Поэтому столь важно встречать и провожать пассажиров в современной и удобной транспортной инфраструктуре.

Международный аэропорт «Уфа», являющийся одним из крупнейших аэропортов в Приволжском федеральном округе РФ, признан экспертами важнейшим элементом транспортного коридора «Запад – Восток». Ежегодно он входит в первую десятку крупнейших авиаузлов России по пассажиропотоку. Уфимский аэропорт первым среди региональных аэропортов России получил сертификат IATA ISAGO, подтверждающий соблюдение в работе высочайших международных стандартов безопасности.

В 2023 году на предприятии достигнуты рекордные производственные и финансовые показатели. Аэропорт «Уфа» обслужил 4,8 млн пассажиров, это на 17% больше, чем в 2022 году, 85% из них летали на внутренних рейсах.

Эти цифры привел генеральный директор Международного аэропорта «Уфа» Александр Андреев, выступая на оперативном совещании в правительстве Башкирии.

В феврале 2024 года в рамках Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2024 Международный аэропорт «Уфа» в очередной раз отмечен в числе лауреатов премии «Воздушные ворота России».

На этот раз наше предприятие удостоено почетной награды в номинации «Лучший инвестиционный проект года» по итогам 2023 года. Жюри премии, в которое входят представители авиационных властей России, авиакомпаний, отраслевых ассоциаций и независимые эксперты, оценило сданный в эксплуатацию навес, объединяющий внутренний и международный терминалы аэропорта «Уфа» в единый архитектурный комплекс, – сообщил Александр Андреев.  

Недавно аэропорт «Уфа» стал победителем еще одной национальной авиационной премии – «Крылья России» – в номинации «Лучший инфраструктурный проект аэровокзального комплекса».

Кроме того, предприятие признано лучшим аэропортом России в категории аэропортов с пассажиропотоком от 2 до 6 млн человек в год.   

Под крылом государства

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию ставится задача значительно увеличить доступность авиаперелетов для россиян.  

– Более доступными должны стать авиаперелёты. Нужно повысить так называемую авиационную мобильность граждан, к 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в полтора раза к уровню прошлого года, – сказал Владимир Путин.

В этих целях авиаперевозки будут субсидироваться государством как на федеральном, так и на региональном уровне.

В 2024 году в программу субсидирования региональных авиаперевозок включено 13 направлений, 7 из них софинансируются из бюджета Республики Башкортостан на общую сумму 131 млн рублей.

На каждый вложенный рубль из бюджета республики для перевозки пассажиров (более 70% из которых являются жителями Башкирии) привлекается 4,5 рубля внешних инвестиций. При объемах субсидирования на 2023-2024 гг. в размере 131 млн рублей из республиканской казны сумма внешних инвестиций составляет около 500 млн рублей в год.

Здесь следует упомянуть программу «Башкирское долголетие. Туризм», действующую в Башкирии с 2020 года по инициативе Главы региона Радия Хабирова. В ее рамках пожилые жители могут посетить не только различные уголки своей республики, но и другие страны, к примеру, Беларусь и Абхазию. Эти перелеты субсидируются республикой, планируется расширение их географии.

Ключевой задачей субсидирования региональных авиаперевозок является повышение авиационной подвижности граждан, особенно пенсионеров и социально незащищенных слоев населения.

Ах вы, сени, мои сени, сени новые мои

Международный аэропорт «Уфа» приобрел новый современный облик во время подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, прошедшим в столице Башкирии в 2015 году.

Ныне его преображение связано с другим знаковым событием – 450-летием Уфы. На предприятии ведется масштабная подготовка к предстоящему юбилею города.

Самым крупным проектом 2023 года стало введение нового технологического сооружения – грандиозного навеса на привокзальной площади, который соединил в одно целое внутренний и международный терминалы.

Вспомогательное технологическое сооружение площадью почти 9 тыс. кв. метров построено исключительно за счет собственных средств предприятия, без кредитов и бюджетных дотаций. Основной функцией объекта является комфортная навигация автотранспорта и пассажиров вне и внутри зданий аэровокзала, – отметил генеральный директор Международного аэропорта «Уфа» Александр Андреев.

Кроме того, в рамках проекта площадь под навесом для удобства пассажиров оборудована цифровыми экранами для размещения онлайн-табло, навигационной информации, социальной и коммерческой рекламы.

Пассажиры теперь также могут воспользоваться в этой зоне бесплатным Wi-Fi, кнопкой вызова персонала для беспрепятственного доступа пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, USB-портами для зарядки гаджетов в зоне ожидания, стойкой для вызова такси.  

Конкуренция между российскими аэропортами растет не только в их инфраструктуре и внешнем облике, но и в гостиничной сфере.

С сентября 2023 года на территории МАУ «Уфа» ведется строительство трёхзвездочного отеля под международным брендом Ibis Styles. Гостиничный комплекс будет состоять из 150 комфортабельных номеров. Здесь будет свой ресторан, фитнес-клуб, помещения для конференций и форумов. Новый отель планируется сдать в марте 2025 года.

Расширяя географию полетов

Как известно, экономика – это продолжение политики, верность этой истины отрасль авиаперевозок вполне ощутила в последние годы. Авиационный термин «турбулентность» все чаще стали использовать политики для характеристики отношений между странами, которые стали разделять на дружественные и недружественные. Это сказалось и на частоте авиасообщений между Россией и недружественными государствами.

Однако, в соответствии с законом сохранения энергии, если где-то убудет, в другом месте обязательно прибудет.

Пассажиропоток на международных линиях занимает 15% в структуре пассажиропотока аэропорта «Уфа». В 2023 году на зарубежных рейсах обслужено 700 тысяч пассажиров, прирост в сравнении с предыдущим годом составил 61%.

Ежегодно увеличивается количество рейсов и направлений в страны СНГ и ЕАЭС, являющимися ключевыми партнерами Башкирии. В 2023 году пассажиропоток в эти страны увеличился более чем на треть, были открыты авиасообщения в Минск, Самарканд. Кроме того, увеличено количество рейсов в города Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Армении.

Высоким спросом у жителей Башкортостана традиционно пользуются рейсы на курорты Турции, Арабских Эмиратов, Египта и Таиланда. К примеру, в высокий сезон в Турцию будет выполняться 7 ежедневных рейсов и 4 ежедневных рейса – на другие востребованные курорты.

Пассажиропоток на внутренних воздушных линиях в прошлом году впервые преодолел отметку в 4 млн пассажиров, что превышает аналогичный показатель 2022 года на 12%.   

Благодаря развитию региональной программы, 63% рейсов выполняется, минуя Москву, это значительно превышает целевой показатель, установленный Указом Президента РФ в части увеличения доли прямых межрегиональных авиамаршрутов.

C 30 марта в аэропорту «Уфа» введено летнее расписание, в соответствии с которым планируется более 50 ежедневных рейсов по 45 внутренним направлениям.

Так, в Москву будет выполняться 17 ежедневных рейсов, 9 ежедневных рейсов – в Санкт-Петербург, в Сочи – 6 рейсов ежедневно.

Лучше меньше, да лучше

Уже упомянутая геополитическая турбулентность привела к сокращению эксплуатации произведенных за рубежом лайнеров. К тому же в России самолеты отечественного производства пока выпускаются в недостаточном количестве.

Эти обстоятельства объективно создают предпосылки для снижения объёмов авиаперевозок и сокращения пассажиропотока, в том числе в МАУ «Уфа».

В 2024 году прогнозируемый пассажиропоток аэропорта «Уфа» в базовом сценарии составит 4,2 млн пассажиров, что ниже аналогичного показателя 2023 года на 12%. Тем не менее, в условиях некоторого снижения количественных показателей, ставится задача повышения качества работы.

Внутрикорпоративные задачи на 2024 год направлены на повышение качества обслуживания, расширение географии полетов, рост производительности труда и продолжение работ по модернизации инфраструктуры. При этом одной из важных задач является проектирование соединения терминалов внутренних и международных рейсов. Продолжая работу в сложившихся внешних ограничениях, мы как предприятие постоянно проводим мониторинг текущей ситуации и оперативно на нее реагируем. Видим риски, понимаем, как управлять этими рисками, поэтому готовы как к позитивному, так и негативному развитию ситуации, – отметил генеральный директор Международного аэропорта «Уфа» Александр Андреев.

На предприятии уверены: снижение количественных показателей – это временное явление. С восстановлением, а затем и ростом количества рейсов планируется в 2030 году довести общий пассажиропоток в МАУ «Уфа» до 7 млн человек в год.  

Фото из архива Международного аэропорта «Уфа».

Автор:Наиль Аширов
Читайте нас: